ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Цель программы – формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству, в том числе и национальной культуре народов России, в процессе работы с бисером, соломкой, макраме и лозой.
Задачи:
Обучающие:
-
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; -
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; -
обучить технологиям разных видов рукоделия; -
формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Воспитательные:
-
формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству; -
создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями. -
воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; -
воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре народов Севера.
Развивающие:
-
создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству; -
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; -
развивать положительные эмоции и волевые качества; -
развивать глазомер, моторику рук
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.от 10.07.2012 «Об образовании»;
- Постановление ГД ФС РФ от 12.07.2001 № 1794-III ГД «О Федеральном законе «О дополнительном образовании «(проект № 97091427-2)»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1814 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».
Рабочая программа разработана на основе примерной программы дополнительного образования «Технология народных ремёсел. Бисер, соломка, береста, макраме»1-4 классы/ автор-составитель В.А. Мураева.- Волгоград: Учитель.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы
Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства. Позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России и народов Севера. Воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (истории, экологии, черчению, развитию речи и др.) и имеют связь с другими объединениями, изучающими декоративно-прикладное творчество (вязание, вышивку, фольклор).
Основная идея программы – освоение технологии народных ремёсел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.
Изменения, внесенные в примерную программу, нацелены на конкретизацию содержания предметных тем дают распределение учебных часов на изучение тем и блоков кружка с учетом учебного плана образовательного учреждения, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей детей.
Место и роль кружка «Рукоделие».
Ведущее место кружка «Рукоделие» в системе дополнительного образования обусловлено тем, что способствует освоению технологии народных ремёсел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями. Важнейшим компонентом воспитания духовности у ребенка является приобщение его к истокам народной культуры, как неотъемлемой части социокультурного творчества.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общий объем времени — 34 часа.
Формы организации учебного процесса:
-
объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); -
репродуктивный (воспроизводящий); -
проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути его решения); -
эвристический (проблема формулируется детьми ими же и предлагаются способы решения). -
рассказ-беседа; -
самостоятельная работа, работа в группах, работа в парах.
Технологии обучения:
Работа кружка ведется во внеурочное время и ведет к интегрированной системе урочной и которая стала неотъемлемой частью дополнительного образования процесса в школе.
Формирование ключевых компетенций учащихся
Рабочая программа кружка предусматривает формирование у учащихся дополнительных умений и навыков, сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), способствующих разностороннему развитию воспитанников, формированию нравственных качеств ребят, дружно творить – получать знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлен.
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов являются участия воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня (районных, краевых, всероссийских), открытые занятия, массовые мероприятия, мастер-классы. Правильно и хорошо оформленные работы, применяются в качестве наглядных пособий. Ведение фотоальбома.
Критерии оценки выполненных работ:
-
самостоятельность; -
активность участия; -
обработка материалов (природных, искусственных, синтетических); -
аккуратность; -
художественное оформление изделия;
Из всех этих компонентов складывается общая оценка выполненных работ учащихся.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Обучение по данной программе позволяет воспитанникам получать дальнейшее образование в школах искусств, культурно-просветительных колледжах. Прикладное народное творчество – это наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, культуре своей страны не может быть полноценной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
Воспитанники после первого года обучения должны знать:
-
историю возникновения ремёсел -
правила ТБ на рабочем месте и с инструментами; -
терминологию в области декоративно-прикладного искусства; -
цветовое соотношение; -
технологию плетения на проволоке; -
технологию заготовки и обработки соломки, бересты -
особенности строения материалов (соломка, шпагат, береста); -
приемы изготовления соломенного полотна; -
технологию подетального способа изготовления изделий.
Должны уметь:
-
работать с инструментами и приспособлениями; -
заготавливать и обрабатывать соломку, бересту; -
закреплять и наращивать нить, проволоку, шнур; -
моделировать на плоскости; -
подбирать фон; -
выполнять по технологии плетения на проволоке цветы, насекомых, ягоды. -
изготавливать соломенное полотно; -
работать подетальным способом; -
производить монтаж изделий; -
выполнять основные приемы плетения узлов и узоров; -
изготавливать плоские композиции из соломки, слоевой бересты; -
изготавливать простые сувениры, плоские панно.
Содержание рабочей программы
1 блок «В гостях у сеньора Стеклянная бусинка». (12 часов)
Предполагает работу с бисером, изготовление браслетов, брошей, ожерелий, цветов, которые лежат в основе орнаментов; наголовников, украшений для одежды народов с различными традициями.
Включает историю возникновения, различные методы низания, ткачества, использование нетрадиционных материалов – блестки, стразы, пуговицы, ракушки и др. Знания и умения, полученные при работе с бисером, помогут правильно подобрать материалы для работы, красиво упаковать изделие и др.
2 блок «Маэстро – Творческий Досуг». (8 часов)
Предусматривает изучение технологии и применение изделий из соломки у народов с разными традициями.
Работа с соломкой приобщает к одному из видов декоративно-прикладного искусства – аппликации, даёт знания о свойствах соломки, технологии обработки и изготовление художественных изделий из соломки. На занятиях у учащихся проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается уровень сенсорной культуры, развивается способность к зрительному анализу.
3 блок «Узелковое ателье» (7 часов)
Работа в технике «макраме» в программе курса учит работе по этому виду рукоделия. Ребята за этот период осваивают азбуку макраме, плетут сувениры, получают информацию познавательного характера об истории макраме, простых и сложных изделиях, плетении сетей, завязывании рыбацких узлов и узлов при изготовлении берестяной посуды. Задания для первых изделий несложные, а время, затраченное на изготовление, - минимальное, так воспитанники могут быстрее увидеть свои результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса к этому виду рукоделия, пробуждает стремление к самостоятельности. Готовые изделия должны найти практическое применение в быту, и жизни, оформление интерьера и тд.
4 блок «Звёздочка Селькупии» (7 часов)
Занятия способствуют воссозданию традиционных старых промыслов на Руси и ЯНАО (Ямало-Немецкий автономный округ); формированию художественного вкуса, самостоятельности и творческих способностей, а также развивают умение понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родной природы; формируют умения и навыки по обработке бересты.
Учебно — тематический план
№ п/п | Название блока программы | Количество часов |
1. | В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка» | 12 часов |
2. | Маэстро — Творческий Досуг | 8 часов |
3. | Узелковое ателье | 7 часов |
4. | Звёздочка Селькупии | 7 часов |
| Всего: | 34 часа |