Файл: Пояснительная записка Цель программы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пояснительная записка
Цель программы – формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству, в том числе и национальной культуре народов России, в процессе работы с бисером, соломкой, макраме и лозой.
Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • обучить технологиям разных видов рукоделия;

  • формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;

  • создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями.

  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

  • воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре народов Севера.

Развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;

  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

  • развивать положительные эмоции и волевые качества;

  • развивать глазомер, моторику рук


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.от 10.07.2012 «Об образовании»;

- Постановление ГД ФС РФ от 12.07.2001 № 1794-III ГД «О Федеральном законе «О дополнительном образовании «(проект № 97091427-2)»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1814 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

Рабочая программа разработана на основе примерной программы дополнительного образования «Технология народных ремёсел. Бисер, соломка, береста, макраме»1-4 классы/ автор-составитель В.А. Мураева.- Волгоград: Учитель.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства. Позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России и народов Севера. Воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (истории, экологии, черчению, развитию речи и др.) и имеют связь с другими объединениями, изучающими декоративно-прикладное творчество (вязание, вышивку, фольклор).

Основная идея программы – освоение технологии народных ремёсел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.
Изменения, внесенные в примерную программу, нацелены на конкретизацию содержания предметных тем дают распределение учебных часов на изучение тем и блоков кружка с учетом учебного плана образовательного учреждения, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей детей.
Место и роль кружка «Рукоделие».

Ведущее место кружка «Рукоделие» в системе дополнительного образования обусловлено тем, что способствует освоению технологии народных ремёсел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями. Важнейшим компонентом воспитания духовности у ребенка является приобщение его к истокам народной культуры, как неотъемлемой части социокультурного творчества.
Информация о количестве учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общий объем времени — 34 часа.


Формы организации учебного процесса:

  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути его решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми ими же и предлагаются способы решения).

  • рассказ-беседа;

  • самостоятельная работа, работа в группах, работа в парах.


Технологии обучения:

Работа кружка ведется во внеурочное время и ведет к интегрированной системе урочной и которая стала неотъемлемой частью дополнительного образования процесса в школе.
Формирование ключевых компетенций учащихся

Рабочая программа кружка предусматривает формирование у учащихся дополнительных умений и навыков, сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), способствующих разностороннему развитию воспитанников, формированию нравственных качеств ребят, дружно творить – получать знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлен.
Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов являются участия воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня (районных, краевых, всероссийских), открытые занятия, массовые мероприятия, мастер-классы. Правильно и хорошо оформленные работы, применяются в качестве наглядных пособий. Ведение фотоальбома.
Критерии оценки выполненных работ:

  • самостоятельность;

  • активность участия;

  • обработка материалов (природных, искусственных, синтетических);

  • аккуратность;

  • художественное оформление изделия;

Из всех этих компонентов складывается общая оценка выполненных работ учащихся.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Обучение по данной программе позволяет воспитанникам получать дальнейшее образование в школах искусств, культурно-просветительных колледжах. Прикладное народное творчество – это наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, культуре своей страны не может быть полноценной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся

Воспитанники после первого года обучения должны знать:

  • историю возникновения ремёсел

  • правила ТБ на рабочем месте и с инструментами;

  • терминологию в области декоративно-прикладного искусства;

  • цветовое соотношение;

  • технологию плетения на проволоке;

  • технологию заготовки и обработки соломки, бересты

  • особенности строения материалов (соломка, шпагат, береста);

  • приемы изготовления соломенного полотна;

  • технологию подетального способа изготовления изделий.

Должны уметь:

  • работать с инструментами и приспособлениями;

  • заготавливать и обрабатывать соломку, бересту;

  • закреплять и наращивать нить, проволоку, шнур;

  • моделировать на плоскости;

  • подбирать фон;

  • выполнять по технологии плетения на проволоке цветы, насекомых, ягоды.

  • изготавливать соломенное полотно;

  • работать подетальным способом;

  • производить монтаж изделий;

  • выполнять основные приемы плетения узлов и узоров;

  • изготавливать плоские композиции из соломки, слоевой бересты;

  • изготавливать простые сувениры, плоские панно.


Содержание рабочей программы

1 блок «В гостях у сеньора Стеклянная бусинка». (12 часов)

Предполагает работу с бисером, изготовление браслетов, брошей, ожерелий, цветов, которые лежат в основе орнаментов; наголовников, украшений для одежды народов с различными традициями.

Включает историю возникновения, различные методы низания, ткачества, использование нетрадиционных материалов – блестки, стразы, пуговицы, ракушки и др. Знания и умения, полученные при работе с бисером, помогут правильно подобрать материалы для работы, красиво упаковать изделие и др.

2 блок «Маэстро – Творческий Досуг». (8 часов)

Предусматривает изучение технологии и применение изделий из соломки у народов с разными традициями.


Работа с соломкой приобщает к одному из видов декоративно-прикладного искусства – аппликации, даёт знания о свойствах соломки, технологии обработки и изготовление художественных изделий из соломки. На занятиях у учащихся проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается уровень сенсорной культуры, развивается способность к зрительному анализу.

3 блок «Узелковое ателье» (7 часов)

Работа в технике «макраме» в программе курса учит работе по этому виду рукоделия. Ребята за этот период осваивают азбуку макраме, плетут сувениры, получают информацию познавательного характера об истории макраме, простых и сложных изделиях, плетении сетей, завязывании рыбацких узлов и узлов при изготовлении берестяной посуды. Задания для первых изделий несложные, а время, затраченное на изготовление, - минимальное, так воспитанники могут быстрее увидеть свои результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса к этому виду рукоделия, пробуждает стремление к самостоятельности. Готовые изделия должны найти практическое применение в быту, и жизни, оформление интерьера и тд.

4 блок «Звёздочка Селькупии» (7 часов)

Занятия способствуют воссозданию традиционных старых промыслов на Руси и ЯНАО (Ямало-Немецкий автономный округ); формированию художественного вкуса, самостоятельности и творческих способностей, а также развивают умение понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родной природы; формируют умения и навыки по обработке бересты.
Учебно — тематический план


п/п

Название блока программы

Количество часов

1.

В гостях у сеньора Стеклянная Бусинка»

12 часов

2.

Маэстро — Творческий Досуг

8 часов

3.

Узелковое ателье

7 часов

4.

Звёздочка Селькупии

7 часов




Всего:

34 часа