ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Проект: понятие, характеристики
Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов.
Проект должен обладать следующими характеристиками:
1) Новизной – уникальностью (ПОЯСНЕНИЕ: не выдавать чужие проекты за свои (иначе это плагиат), но можешь пользоваться чьей-то готовой моделью проекта в качестве учебной цели, либо подготавливал проект и не знал, что кто-то его уже реализовал).
В разных областях новое бывает разным: в науке – это новое знание или изобретение; в социальном проекте – это новые условия жизни, которые помогают определенной группе людей; в творчестве – новое впечатление для зрителей.
2) Социальной значимостью. Новое изобретение обязательно должно использоваться людьми и каким-то образом помогать им. В социальном проектировании должно быть решение какой-либо проблемы, а не удовлетворение личных потребностей. В искусстве или творчестве должны быть зрители.
3) Ограниченные ресурсы. Для любого проекта ключевую роль играют ресурсы. Особенность любого проектирования в том, что ресурсы у нас ограничены. Например, время (руководитель проекта всегда знает, когда проект начинается и когда он заканчивается).
4) Любой проект реализуется в команде. Но если самостоятельно делать проект, то понадобится помощь команды и партнеров. Они помогут достать необходимую информацию, помочь с ресурсами. Любое проектирование – взаимодействие с проф. командой.
5) Деньги, материалы, информация – необходимые материальные ресурсы для реализации любого проекта.
6) С самого начала работы необходимо определиться с предполагаемым результатом. Ставим цель и понимаем какие необходимо выполнить задачи для достижения этой цели.
7) Результат любого проекта можно измерить (измеримый результат). Обозначить критерии успеха проекта. Например, все результаты делят на 2 типа (количественные (конкретные цифры – сколько людей пришло на концерт, скольким людям помогли) и качественные – например, на концерт пришло 100 человек и провести анализ на кого повлияло ваше выступление, проводим опрос или анкетирование).
2. Отличие проекта от процесса
Проект - ….
Процесс - ….повторяющее действие
1) Результат проекта уникальный, не производившийся ранее продукт. Результат процесса предсказуем, из раза в раз мы получаем один и тот же продукт с одними и теми же свойствами.
2) Проект не возобновляется после того, как завершился, но при этом имеет ограничение по длительности. Процесс имеет длительность, но, как правило, начинается заново сразу после того, как завершился.
3) В проекте ресурсы, как и время, ограничены руководителем или заинтересованными лицами. При этом это совершенно не значит, что по факту бюджет проекта не будет превышен. Мы точно знаем, что и сколько надо потратить, чтобы процесс произвел продукт. Более того, из раза в раз затраты будут постоянными.
4) Проект всегда имеет высокую степень неопределенности просто потому, что производится впервые и один раз. Ход и результаты процесса известны заранее.
ПРИМЕРЫ:
Проект (постройка дома, написание программного кода, написание картины)
Процесс (производство открыток, управление проектами, продажи).
3. Отличие проектов и кейсов
Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов.
Кейс – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс – это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход.
В проекте все разрабатываешь, а в кейсе анализируешь готовую ситуацию и в итоге общее это достижение результата. (Разными путями).
Отличие проектов и кейсов состоит в следующем:
Про проект/кейс
1. есть проблема (цель) - она будет решена/кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.
4. гибким в отношении сроков (изначально думали, что будем программировать 3 дня, оказалось 3 недели).
4. Какими бывают результаты проекта?
1. Запланированные
2. Незапланированные (то чего не ожидали, но получили)
Выделяют 2 типа результатов:
- фактический (продуктовый) результат (то ради чего проект запускается – новые знания (наука), новые устройства, новые художественные объекты (искусство);
- образовательный результат (участники проекта погружаются в профессию, узнают про нее, получают навыки и применяют в других проектах, получают понимание как нужно взаимодействовать с заказчиком, ценности – то что закладывается в участниках в результате длительной работы.
Продуктовый результат получаем в самом конце проекта. Промежуточные результаты не нужны заказчикам. Их невозможно использовать. Образовательный результат напротив устроен так, что он меняется на каждом результате проекта.
5. Жизненный цикл проекта: определение, фазы, границы
Жизненный цикл проекта – это набор последовательных фаз, которые необходимо пройти для получения заданного результата. Жизненный цикл проекта охватывает период времени от начала проекта до его планового окончания.
Принято выделять четыре фазы жизненного цикла проекта:
Фаза 1. Инициация. На фазе инициации проекта планируется работа временной рабочей группы проекта и ведется концептуальное планирование будущего проекта.
Фаза 2. Планирование. На фазе планирования определяются соисполнители этапов и работ проекта, и формируется базовый план.
Фаза 3. Реализация. Исполнение проекта начинается с момента фиксации базового плана проекта.
Фаза 4. Завершение. Завершение проекта подразумевает принятие соответствующего решения руководством компании, анализ и архивацию данных проекта.
Границами фаз жизненного цикла проекта обычно являются точки принятия решений, состав которых может зависеть от организационного окружения проекта. Точки принятия решений облегчают руководство проектом. На момент окончания последней фазы жизненного цикла проекта должны быть получены все результаты.
6. Стандарты управления проектами
1. Американский стандарт управления PMBOK – классификатор процессов.
Выделяют 5 групп процессов:
1) Инициирование (группа процессов отвечает на вопросы: что создаем, какие цели у нашего проекта, ключевые показатели эффективности проекта, заинтересованные участники)
2) Планирование
3) Реализация
4) Контроль (времени, бюджета)
5) Завершение (административное, внутреннее)
Обращать внимание необходимо на 10 областей знаний:
- управление интеграцией (разобрать проект по областям знаний и понять, как он работает
- управление содержанием (что создаем в итоге?)
- управление временем (календарный план)
- управление затратами (бюджет)
- управление качеством (с точки зрения заказчика, мы должны понять его понимание – что такое качество, исходя из его критериев качества управлять проектом)
- управление персоналом
- управление коммуникациями (выявить заинтересованных лиц в своем проекте и наладить систему связей)
- управление рисками
- управление поставками (тип контакта, зарегистрировать)
- управление стейкхолдерами (те люди, которые могут повлиять как +, так и –).
2. Великобританский стандарт управления PRINCE 2 – метод в центре внимания которого находятся управленские стороны проектов.
Структура PRINCE 2 – 7 принципов, 7 тем, 7 процессов.
Россия – ГОСТы, Япония – P2M, Швейцария – Hermes.
7. Причины успеха и провалов проекта
Что стоит называть успешным проектом? Существуют компании, в которых успешными считаются все проекты, на которых удалось заработать. В других – критерием успешности является установленная норма прибыли. В-третьих – соблюдение сроков и бюджета. В-четвертых – решение поставленной бизнес-задачи. В статистических опросах встречается даже такой вариант успешности проекта: «принес удовольствие всем участникам».
Критерием успешности следует считать следующую обобщающую формулировку: Достижение цели проекта в рамках согласованных ограничений.
Проекты, которые превысили бюджет, опоздали по срокам или не поставили требуемый функционал, условно назовем «проблемные».
Откровенно провальными будем считать проекты, которые были остановлены или были доведены до конца, но их результаты не были использованы.
Исследования Standish Group, основанные на анализе 50000 проектов показывают следующую статистику:
Показательно, что за последние 8 лет процент успешных проектов вырос всего на 10%, а доля провальных проектов практически не изменилась.
Что отличает успешные проекты:
Самый главный фактор – размер проекта. Если мы посмотрим, какой вклад в вышеприведенную статистику вносят крупные проекты, мы получим следующую картину:
Если вы ведете крупные проекты – для вас это означает, что ни одна другая мера не позволит столь радикально улучшить положение дел, как разбиение крупного проекта на отдельные фазы, подпроекты, несущие самостоятельные результаты.
Если вы занимаетесь небольшими проектами и их успех далек от приведенной статистики, то необходимо обратить внимание на последующие факторы:
-
Поддержка спонсора проекта. Спонсор или владелец проекта – это не должность. Это роль, которая, как правило, предполагает полномочия выделения ресурсов на проект и ответственность за его результаты для бизнеса. Это человек – принимающий стратегические решения для проекта. -
Вовлеченность пользователей. Пользователи – это те, кто будет использовать продукт или решение, которое является результатом проекта. Под вовлеченностью имеется в виду фокусирование на реальных и наиболее значимых потребностях пользователя. Для этого нужно правильно идентифицировать ключевых пользователей, наладить хорошие отношения и коммуникацию с ними, регулярно получать обратную связь.
-
Оптимизация объема работ. Имеется в виду грамотная оценка и правильная приоритизация. Здесь опять же важен предыдущий фактор. -
Квалифицированная команда. -
Профессионализм руководителя проектов. Его способности, знания и практический опыт.
-
Гибкий процесс. -
Ясные бизнес-цели. Команда должна быть сфокусирована на них. -
Эмоциональная зрелость команды (включая спонсора и руководителя проекта). Это способность контролировать свои эмоции, общаться в позитивном ключе. -
Администрирование. Правила, формальные требования, отчетность, финансовый контроль и т.п. -
Инструменты и инфраструктура. В эту категорию включены управление ресурсами, управление требованиями, управление портфелем проектов, управление качеством, ПО управления и разработки.
8. Управление проектами и управление изменениями: дать определения, указать разницу
Управление проектом – это применение специальных знаний, методов и инструментов для удовлетворения или превышения требований и ожиданий от проекта всех заинтересованных лиц.