Файл: Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник 1 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
по Челябинской области
полковник внутренней службы
__________________В.В. Ширшов
«____» ________________ 20__г.
Методический план
Проведение занятий с личным составом 49 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России по Челябинской области
Тема: Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики.
Время: 1 часа
Метод проведения: лекция
Учебные цели: 1. Изучить место и роль современной России в мире, ее влияние на положение дел в Сирии, Ближнем Востоке, в Азии и странах СНГ.
События последних лет свидетельствуют о том, что мир в начале XX века не стал более стабильным и безопасным, а наоборот, привел целой череде войн и военных конфликтов, которые уже запылали или тлеют практически в разных уголках нашей планеты. Причем, что характерно, наряду с традиционными формами их раздувания и осуществления они стали носить более изощренные формы, при которых Регулярные армии не всегда играют основополагающую роль. Но при этом за вооруженными силами остается приоритет в их разрешении и прекращении на ранней стадии.
Не все страны запускают этот важнейший инструмент государства для предотвращения раздувания пламени войны или военного конфликта, иногда только имитируют его исполнение.
В этих условиях Россия выступала и выступает за активное продвижение курса на всемирное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности, за формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.
Со своей определенностью это отмечено в Концепции внешней политики Российской Федерации от 2013 года, а также в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 2015 года.
1.
За последние несколько лет благодаря усилиям Президента России, военно-политического руководства и дипломатического корпуса страны положение России в мире значительно изменилось в лучшую сторону. Она вновь обрела статус великой державы, которая призвана решать важнейшие мировые проблемы, связанные, например, с ликвидацией химического оружия и уничтожением военного и экономического потенциала террористической организации ИГИЛ (ДАИШ) в Сирии, прекращением ядерного проекта в Иране и предотвращением в Иране и преследованием распространения оружия массового поражения в мире, в борьба против международного терроризма. Де-факто без России сейчас невозможно представить любое международное событие, даже несмотря на то что практически ежечасно и ежедневно она подвергается информационным нападкам и ведущей против нее информационной агрессии в духе «холодной войны».
Чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, следует обратиться к истории нашей державы, причем истории не очень далекого прошлого. Анализ исторических фактов позволяет сделать вывод: пока наша страна представляла собой слабое звено в международной политике, была экономически зависима от развитых стран мира, а ее военная мощь подвергалась серьезному ослаблению, она устраивала страны Организации Североатлантического договора (НАТО) и прежде всего США. Стоило только России возвысить свой голос на международной арене, начать отстаивать свои национальные интересы в мире, как против нее начали выдвигать абсурдные обвинения в попытках имперского реванша, развязывании гонки вооружений, агрессивности и т.д.
И это при том, что не Россия, а США нарушают подписанный в 1972 году между США и СССР Договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО) и размещают эту опасную военную инфраструктуру у наших границ. Не мы, а страны НАТО увеличивают численность своего военного блока и расширяют сферы своего военного влияния. Не мы, а они ратуют за увеличение военных расходов и размещение ядерного оружия в Европе, продвигая военные базы к российским границам.
Весьма показательна следующая цифра: из более 1 трлн. долларов военных расходов в мире в 2015 году на долю НАТО пришлось свыше 70%. Россия в списке стран по венным расходам на душу населения занимает далеко не ведущее место, хотя вынуждена тратить довольно большие средства на перевооружение армии и флота, чтобы успешно противостоять военным и прочим угрозам и защищать свою свободу и независимость от любых посягательств. А угрозы для России, к сожалению, складываются вполне реальные.
Во время выездного заседания коллегии Министерства обороны РФ 29 июня 2016 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что военно-политическая обстановка у западных границ страны остается нестабильной. США и другие члены НАТО продолжают наращивать военный потенциал, в первую очередь в соседних с Российской Федерацией странах.
«В настоящее время на территории государств Восточной Европы на ротационной основе размещено около 1,2 тыс. единиц боевой техники, в том числе 30 боевых самолетов, а также находятся свыше 1000 военнослужащих западноевропейских стран НАТО и США. В акваторию Черного и Балтийского морей регулярно заходят боевые корабли военно-морских сил США и других стран альянса», сообщил генерал-армии Сергей Шойгу.
По его словам, более чем вдвое увеличилась интенсивность мероприятий подготовки вооруженных сил стран НАТО, проводимых в непосредственной близости от российских границ.
«Продолжаются работы по модернизации и приведению к стандартам альянса ряда военных объектов на территории Польши, Румынии, Болгарии и стран Балтии», – отметил глава военного ведомства.
Министр обороны подчеркнул, что особую обеспокоенность вызывает размещение в Восточной Европе элементов системы ПРО США.
«Так, 12 мая заступил на боевое дежурство противоракетный комплекс «Иджис Эшор» в Румынии, пусковые установки которого могут быть использованы для размещения крылатых ракет «Томагавк». Продолжается строительство подобного комплекса в Польше», - констатировал генерал-армии Сергей Шойгу.
«Такие действия западных коллег ведут к подрыву стратегической стабильности в Европе и вынуждают нас принимать ответные меры, в первую очередь на Западном стратегическом направлении», - сказал министр обороны.
Он отметил, что в целях нейтрализации потенциальных угроз в Западном военном округе (ЗВО) проводятся мероприятия по стратегическому сдерживанию. Военная доктрина Российской Федерации при перечислении основных внешних опасностей для Российской Федерации (ст.12) также выносит на первый план наращивание силового потенциалаОрганизации Североатлантического договора и наделение ее глобальными функциями, реализуемые в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, и в том числе путем дальнейшего расширения блока.
Среди других опасностей в Военной доктрине упоминается о создании и развертывании систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализации концепции «глобального удара», намерении разместить оружие в космосе, а также развертывании стратегических неядерных систем высокоточного оружия.
Военная доктрина говорит об опасности нарушения отдельными государствами международных договорённостей, а также несоблюдении ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений; о растущей угрозе глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, чреватых реальной угрозой проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширения масштабов транснациональной организационной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков.
В документе подчеркивается возможный негативный эффект использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государства и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности, установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации и т.д.
В ряд основных внутренних опасностей для России Военная доктрина ставит деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленную на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды.
В сложившихся условиях Вооруженные Силы России должны обладать необходимым потенциалом для защиты суверенитета страны. В целях реализации этой задачи Министерством обороны совместно с федеральными органами исполнительной власти разработан План обороны на 2016-2020 годы. Он учитывает все вызовы и угрозы в военной сфере, предусматривает обеспечение обороны государства по всем прогнозируемым вариантам возникновения военных конфликтов.
2.
Определение военной политике дано в Военной доктрине Российской Федерации, принятой в декабре 2014 года. Военная политика – это деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников. Задачи военной политики определяет Президент России как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Военная политика РФ направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения ВС, других войск и органов, повышения мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также интересов его союзников (ст. 18 Военной доктрины РФ). Военной политике и Военной доктрине посвящен целый III раздел, где нашли свое отражение также вопросы развития и строительства Вооруженных Сил России, ее военной организации.
Более конкретно вопросы развития армии и флота изложены в Плане обороны РФ на 2016-2020 годы. Он согласован и одобрен с 49 министерствами и ведомствами и учрежден президентом страны в ноябре 2015 года. План учитывает все вызовы и угрозы в военной сфере, предусматривает обеспечение обороны государства по всем прогнозируемым вариантам возникновения военных конфликтов с участием России.
Выступая перед участниками торжественного приема в честь выпускников военных вузов в Большом Кремлевском дворце в июне этого года, президент России Владимир Путин подчеркнул, что сегодня в России решается множество масштабных общенациональных задач, но важнейшей из них он назвал укрепление Вооруженных Сил. «Современные, хорошо оснащенные, мобильные армия и флот – это гарантия суверенитета и независимости Отечества, безопасности наших граждан, это весомый аргумент против любых попыток провокации, шантажа или давления на нашу страну», - заявил глава государства, провозгласил неизменным стратегический курс на модернизацию и совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации. Владимир Путин особо подчеркнул, что будут продолжены оптимизация структуры и численности армии и флота, совершенствование системы военного управления и координации частей и соединений, в том числе в вопросах взаимодействия с союзниками.
Кроме того, отметил президент, продолжится оснащение войск перспективными образцами вооружения и техники. Такая задача ставится в госпрограмме вооружения на 2018-2025 годы, проект которой разрабатывается. При этом акцент будет сделан на новейшее высокоточное оружие, на передовую технику и средства связи.
Основные направления современного развития армии и флота были изложены министром обороны РФ С.К. Шойгу в докладе на расширенном заседании коллегии Минобороны в декабре 2015 года. В нем, в частности, было отмечено, что продолжается наращивание качественного состояния Вооруженных Сил. Укомплектованность личным составом доведена до 92%. Количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, впервые превысило численность военнослужащих по призыву. Стратегические ядерные силы поддерживаются на уровне, позволяющем гарантированно решать задачи ядерного сдерживания. В РВСН более 95% пусковых установок содержится в постоянной боевой готовности к боевому применению. Усиливается мощь наших ядерных сил за счет пополнения их самым современным оружием типа комплексов «Ярс», ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Александр Невский», модернизированными стратегическими бомбардировщиками Еу-160 и т.д.