Файл: Методические рекомендации 2013 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГУ «Петровская средняя школа»

при отделе образования Шортандинского района Акмолинской области

Лабораторные работы в Excel

методические рекомендации

2013 г.
Лабораторные работы. Методические рекомендации
Составитель Тихонова Елена Александровна учитель информатики ГУ «Петровская средняя школа».

Сборник лабораторных работ составлен в соответствии с программой по информатике для учащихся 8 класса общеобразовательных школ в целях полного освоения программы MS Excel.


Рецензент: Кашина Татьяна Юрьевна – зам.директора по учебной работе
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы (протокол № 2 от 29.11.2013г.), на заседании школьного методического объединения естественно-математического цикла (протокол №3 от 26.11.2013г)

Заведующая РМК ГУ «Отдел образования Шортандинского района» - Хапур Айнагуль

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] C.М.Лавренов. Excel сборник примеров и задач

[2] Функции в Excel Г. Сигнаевская

[3] Мануйлов В.Г. Excel 97 в уроках. Microsoft Office 97. Серия "Информатика в школе". - М.: Информатика и образование, 1999. - 68 стр.

[4] Воробьев ВВ. Microsoft Excel 97: Пособие для начинающих. - К.: 1998. -34 с: с ил.

[5] Гарнаев А.Ю Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. - СПб.: БВХ-Петербург, 2003. - 816с: ил.

[6] Куправа ТА. Excel Практическое руководство. - М.: “Диалог- МИФИ”, 2004. - 240с

[7] Шафрин Ю.А Основы компьютерной технологии: Учебное пособие для 7-11 классов по курсу ИиВТ. М.: ABF, 1998

17.

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

3










1

Лабораторная работа №1.

4

2

Лабораторная работа №2.

8

3

Лабораторная работа №3.

10

4

Лабораторная работа №4.




5

Лабораторная работа №5

15






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

17












ВВЕДЕНИЕ
Настоящий практикум разработан учащихся 8 класса .

Цель данного практикума научить школьников использовать средства MS Excel на примере задач различного уровня сложности.
Практикум содержит набор лабораторных работ, необходимых для изучения программы MS Excel.

Цели практикума:
- общеобразовательные:
1.обобщение изученного материала по темам: электронные таблицы, относительная и абсолютная адресация, встроенные функции Excel.
- познавательные:
1.формирование умений применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению различных задач;
2.развитие внимания, познавательной активности, творческих способностей, логического мышления.
- воспитательные:
1.воспитание интереса к предмету;
2.самостоятельность в принятии решения;
3.формирование культуры общения;
4.развитие межпредметных связей.
В практикуме, приводятся образцы решения задач как средней, так и повышенной сложности. Перед выполнением лабораторного задания сначала идет материал, необходимый для успешного выполнения работы, а потом предлагаются варианты заданий различного уровня сложности.
По прохождению всего практикума учащиеся должны знать:

  • Назначение и основные возможности электронных таблиц;

  • Основные методы ввода чисел и формул;

  • Стандартные функции MS Excel;

  • Основные объекты электронной таблицы, и какие действия с ними можно совершать;

  • Построение диаграмм;

  • Использование электронных таблиц для решения задач.


Для выполнения лабораторных работ возможно использование программного продукта MS Excel версии 2000 и выше.


3.

  1. перейти на вкладку Вид. Выбрать для элемента данных цвет в области Заливка;

  2. щёлкнуть на кнопке Способы заливки и выбрать один из способов заливки на вкладках: Градиентная, Текстура, Узор, Рисунок.

  3. Щёлкнуть ОК, чтобы вернуться в предыдущее окно. Затем ещё раз ОК;

  4. в центре диалогового окна из поля Цвет выбрать подходящий цвет;

  5. ОК.

П-5. Вывод диаграммы на печать.

При распечатке желательно подогнать размеры диаграммы под стандартную страницу.

Для этого:

  1. щёлкнуть на кнопке предварительного просмотра печати, на стандартной панели инструментов;

  2. щёлкнуть на кнопке Страница, а в появившемся диалоговом окне перейти на вкладку Диаграмма;

  3. установить переключатель Использовать всю страницу, после чего щёлкнуть ОК;

  4. если полученный результат удовлетворяет, щёлкнуть на кнопке Печать, а затем в появившемся диалоговом окне – на кнопке ОК. в противном случае отрегулировать поля страницы по своему усмотрению.



16.

Лабораторная работа №5.

Тема: «Форматирование диаграмм». (II часть)
Цель работы:

  • освоить основные приёмы редактирования и оформления диаграмм;

  • научиться выводить на печать диаграммы.


Ход работы.
П-1. Выделение кругового сектора диаграммы.

Когда одно из значений, отображаемых на круговой диаграмме очень мало, соответствующий элемент можно просто не заметить. Для привлечения к нему внимания, его желательно выдвинуть:

  1. щёлкнуть на секторе, который необходимо выдвинуть (обратить внимание на маркеры около него);

  2. плавно вытащить сектор на требуемое расстояние.

П-2. Разметка значениями.

При работе с диаграммой иногда может возникнуть вопрос: «Какому точному значению соответствует эта точка на графике?» это значение можно посмотреть в таблице, по которой строилась диаграмм. Для того чтобы не обращаться к таблице часто, бывает удобно пометить элементы диаграмм их фактическими значениями.

Для этого необходимо проделать следующее:

  1. выделить маркерами любой из элементов, представляющих значение (точка, столбец, линия т.п.);

  2. щёлкнуть правой кнопкой мыши на выделенном элементе. Из появившегося контекстного меню выбрать пункт Формат точки данных;

  3. в появившемся диалоговом окне Формат элемента данных перейти на вкладку Подписи данных. Установить переключатель значение.

  4. ОК.

П-3. Размещение подписей на диаграмме.

Двойной щелчок на любой из подписей активизирует диалоговое окно Форматподписей данных. Перейдя на вкладку Шрифт: можно увеличить размер шрифта и изменение его начертания.

На вкладке Выравнивание находится изменение ориентации подписей. Можно установить вертикальную ориентацию в поле со словом Текст. Фиксацию производим нажатием ОК.

Щелчок на подписи приводит к появлению вокруг неё серой рамки с маркерами. Захватив край мышью, можно перетащить её в подходящее место.

П-4. Оформление цветом.

Не удастся одним движением изменить все краски на диаграмме с несколькими рядами представляемых значений, например, на круговой диаграмме.

Необходимо поработать отдельно с каждым конкретным элементом такой диаграммы:

  1. выделить элемент данных на диаграмме;

  2. щёлкнуть дважды на этом элементе. Появится диалоговое окно Формат элемента данных;



15.

Лабораторная работа №1.

Тема: «Решение задач табулирования функции с использованием Excel».
Цели урока:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще интеллектуальный характер.

  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие умений применения современных компьютерных технологий.

  3. Научить школьников применять современное программное обеспечение.

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

  • Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами Microsoft Excel.

  • Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.


Пояснительная записка.
Относительная адресация. При обращении к ячейке можно использовать такие ссылки как D3, А1:Н9 и т.д. Такая адресация называется относительной, т.е. Excel запоминает расположение ячеек, используемых в формулах, относительно текущей ячейки.
Абсолютная адресация. Если при копировании формул необходимо сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Абсолютная ссылка формируется с помощью знака $.

Запись $C$15 означает, что независимо от того, куда мы потом переместим формулу, она всегда будет искать значения, помещённые в ячейку С15.
Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим.

Пример: $C15 или C$15, тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой – нет.
Ход работы.
Задача: вычислить значение функции у=k*(х^2-1)/(х^2+1) всех х на интервале [-2;2] c шагом 0,2 при k=10.




х

k

У1=х^2-1

у2=х^2+1

У= k(у1/у2)






















  1. Заполнение основной и вспомогательной таблицы.

а) в ячейку А1 занести №;

б) в ячейку В1 занести х;

в) в ячейку С1 занести k;

г) в ячейку D1 занести у1=х^2-1;
4.

д) в ячейку Е1 занести у2=х^2+1;

е) в ячейку F1 занести у= k*(у1/у2);

ж) установить ширину столбцов такой, чтобы подписи были видны полностью.



  1. Заполнение вспомогательной таблицы начальными исходными данными, начиная с ячейки Н1:




Х0

Step

k

-2

0,2

10


где, х0 – начальное значение х;

Step – шаг изменения х;

k – коэффициент.


  1. Используя функцию автозаполнение, заполнить столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и закончив ячейкой А22.




  1. Заполнение столбца В значениями х:

а) в ячейку В2 занести =$Н$2 (абсолютная адресация);

б) в ячейку В3 занести =В2+$I$2;

в) заполнить этой формулой ячейки В4:В22.


  1. Заполнение столбца С значениями коэффициента k:

а) в ячейку С2 занести =$J$2;

б) в ячейку С3 занести = С2;

в) заполнить этой формулой ячейки С4:С22.


  1. Заполнение столбца D значениями функции у1=х^2-1:

а) в ячейку D занести =В2*В2-1;

б) заполнить этой формулой ячейки D4: D22 (начальное 3 и конечное значение -3).


  1. Заполнение столбца Е значениями функции у1=х^2+1:

а) в ячейку Е занести =В2*В2+1;

б) заполнить этой формулой ячейки Е4: Е22 (начальное и конечное значение 5).


  1. Заполнение столбца F значениями функцией

у= k*(х^2-1)/(х^2+1):

а) в ячейку F занести =С2*( D2/Е2);

б) заполнить этой формулой ячейки F2: F22.

( значения ф-ции, как положительные так отрицательные, начальное и конечное 6)


5.

П-4. Оформление цветом.

Не удастся одним движением изменить все краски на диаграмме с несколькими рядами представляемых значений, например, на круговой диаграмме.

Необходимо поработать отдельно с каждым конкретным элементом такой диаграммы:

  1. выделить элемент данных на диаграмме;

  1. щёлкнуть дважды на этом элементе. Появится диалоговое окно Формат элемента данных;

  2. перейти на вкладку Вид. Выбрать для элемента данных цвет в области Заливка;

  3. щёлкнуть на кнопке Способы заливки и выбрать один из способов заливки на вкладках: Градиентная, Текстура, Узор, Рисунок.

  4. Щёлкнуть ОК, чтобы вернуться в предыдущее окно. Затем ещё раз ОК;

  5. в центре диалогового окна из поля Цвет выбрать подходящий цвет;

  6. ОК.

П-5. Вывод диаграммы на печать.