Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГУ «Петровская средняя школа»
при отделе образования Шортандинского района Акмолинской области
Лабораторные работы в Excel
методические рекомендации
2013 г.
Лабораторные работы. Методические рекомендации
Составитель Тихонова Елена Александровна учитель информатики ГУ «Петровская средняя школа».
Сборник лабораторных работ составлен в соответствии с программой по информатике для учащихся 8 класса общеобразовательных школ в целях полного освоения программы MS Excel.
Рецензент: Кашина Татьяна Юрьевна – зам.директора по учебной работе
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы (протокол № 2 от 29.11.2013г.), на заседании школьного методического объединения естественно-математического цикла (протокол №3 от 26.11.2013г)
Заведующая РМК ГУ «Отдел образования Шортандинского района» - Хапур Айнагуль
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] C.М.Лавренов. Excel сборник примеров и задач
[2] Функции в Excel Г. Сигнаевская
[3] Мануйлов В.Г. Excel 97 в уроках. Microsoft Office 97. Серия "Информатика в школе". - М.: Информатика и образование, 1999. - 68 стр.
[4] Воробьев ВВ. Microsoft Excel 97: Пособие для начинающих. - К.: 1998. -34 с: с ил.
[5] Гарнаев А.Ю Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. - СПб.: БВХ-Петербург, 2003. - 816с: ил.
[6] Куправа ТА. Excel Практическое руководство. - М.: “Диалог- МИФИ”, 2004. - 240с
[7] Шафрин Ю.А Основы компьютерной технологии: Учебное пособие для 7-11 классов по курсу ИиВТ. М.: ABF, 1998
17.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ
3
1
Лабораторная работа №1.
4
2
Лабораторная работа №2.
8
3
Лабораторная работа №3.
10
4
Лабораторная работа №4.
5
Лабораторная работа №5
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
17
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий практикум разработан учащихся 8 класса .
Цель данного практикума научить школьников использовать средства MS Excel на примере задач различного уровня сложности.
Практикум содержит набор лабораторных работ, необходимых для изучения программы MS Excel.
Цели практикума:
- общеобразовательные:
1.обобщение изученного материала по темам: электронные таблицы, относительная и абсолютная адресация, встроенные функции Excel.
- познавательные:
1.формирование умений применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению различных задач;
2.развитие внимания, познавательной активности, творческих способностей, логического мышления.
- воспитательные:
1.воспитание интереса к предмету;
2.самостоятельность в принятии решения;
3.формирование культуры общения;
4.развитие межпредметных связей.
В практикуме, приводятся образцы решения задач как средней, так и повышенной сложности. Перед выполнением лабораторного задания сначала идет материал, необходимый для успешного выполнения работы, а потом предлагаются варианты заданий различного уровня сложности.
По прохождению всего практикума учащиеся должны знать:
-
Назначение и основные возможности электронных таблиц; -
Основные методы ввода чисел и формул; -
Стандартные функции MS Excel; -
Основные объекты электронной таблицы, и какие действия с ними можно совершать; -
Построение диаграмм; -
Использование электронных таблиц для решения задач.
Для выполнения лабораторных работ возможно использование программного продукта MS Excel версии 2000 и выше.
3.
-
перейти на вкладку Вид. Выбрать для элемента данных цвет в области Заливка; -
щёлкнуть на кнопке Способы заливки и выбрать один из способов заливки на вкладках: Градиентная, Текстура, Узор, Рисунок. -
Щёлкнуть ОК, чтобы вернуться в предыдущее окно. Затем ещё раз ОК; -
в центре диалогового окна из поля Цвет выбрать подходящий цвет; -
ОК.
П-5. Вывод диаграммы на печать.
При распечатке желательно подогнать размеры диаграммы под стандартную страницу.
Для этого:
-
щёлкнуть на кнопке предварительного просмотра печати, на стандартной панели инструментов; -
щёлкнуть на кнопке Страница, а в появившемся диалоговом окне перейти на вкладку Диаграмма; -
установить переключатель Использовать всю страницу, после чего щёлкнуть ОК; -
если полученный результат удовлетворяет, щёлкнуть на кнопке Печать, а затем в появившемся диалоговом окне – на кнопке ОК. в противном случае отрегулировать поля страницы по своему усмотрению.
16.
Лабораторная работа №5.
Тема: «Форматирование диаграмм». (II часть)
Цель работы:
-
освоить основные приёмы редактирования и оформления диаграмм; -
научиться выводить на печать диаграммы.
Ход работы.
П-1. Выделение кругового сектора диаграммы.
Когда одно из значений, отображаемых на круговой диаграмме очень мало, соответствующий элемент можно просто не заметить. Для привлечения к нему внимания, его желательно выдвинуть:
-
щёлкнуть на секторе, который необходимо выдвинуть (обратить внимание на маркеры около него); -
плавно вытащить сектор на требуемое расстояние.
П-2. Разметка значениями.
При работе с диаграммой иногда может возникнуть вопрос: «Какому точному значению соответствует эта точка на графике?» это значение можно посмотреть в таблице, по которой строилась диаграмм. Для того чтобы не обращаться к таблице часто, бывает удобно пометить элементы диаграмм их фактическими значениями.
Для этого необходимо проделать следующее:
-
выделить маркерами любой из элементов, представляющих значение (точка, столбец, линия т.п.); -
щёлкнуть правой кнопкой мыши на выделенном элементе. Из появившегося контекстного меню выбрать пункт Формат точки данных; -
в появившемся диалоговом окне Формат элемента данных перейти на вкладку Подписи данных. Установить переключатель значение. -
ОК.
П-3. Размещение подписей на диаграмме.
Двойной щелчок на любой из подписей активизирует диалоговое окно Форматподписей данных. Перейдя на вкладку Шрифт: можно увеличить размер шрифта и изменение его начертания.
На вкладке Выравнивание находится изменение ориентации подписей. Можно установить вертикальную ориентацию в поле со словом Текст. Фиксацию производим нажатием ОК.
Щелчок на подписи приводит к появлению вокруг неё серой рамки с маркерами. Захватив край мышью, можно перетащить её в подходящее место.
П-4. Оформление цветом.
Не удастся одним движением изменить все краски на диаграмме с несколькими рядами представляемых значений, например, на круговой диаграмме.
Необходимо поработать отдельно с каждым конкретным элементом такой диаграммы:
-
выделить элемент данных на диаграмме; -
щёлкнуть дважды на этом элементе. Появится диалоговое окно Формат элемента данных;
15.
Лабораторная работа №1.
Тема: «Решение задач табулирования функции с использованием Excel».
Цели урока:
-
Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще интеллектуальный характер. -
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие умений применения современных компьютерных технологий. -
Научить школьников применять современное программное обеспечение.
Задачи урока:
-
Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. -
Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами Microsoft Excel. -
Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.
Пояснительная записка.
Относительная адресация. При обращении к ячейке можно использовать такие ссылки как D3, А1:Н9 и т.д. Такая адресация называется относительной, т.е. Excel запоминает расположение ячеек, используемых в формулах, относительно текущей ячейки.
Абсолютная адресация. Если при копировании формул необходимо сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Абсолютная ссылка формируется с помощью знака $.
Запись $C$15 означает, что независимо от того, куда мы потом переместим формулу, она всегда будет искать значения, помещённые в ячейку С15.
Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим.
Пример: $C15 или C$15, тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой – нет.
Ход работы.
Задача: вычислить значение функции у=k*(х^2-1)/(х^2+1) всех х на интервале [-2;2] c шагом 0,2 при k=10.
№ | х | k | У1=х^2-1 | у2=х^2+1 | У= k(у1/у2) |
| | | | | |
-
Заполнение основной и вспомогательной таблицы.
а) в ячейку А1 занести №;
б) в ячейку В1 занести х;
в) в ячейку С1 занести k;
г) в ячейку D1 занести у1=х^2-1;
4.
д) в ячейку Е1 занести у2=х^2+1;
е) в ячейку F1 занести у= k*(у1/у2);
ж) установить ширину столбцов такой, чтобы подписи были видны полностью.
-
Заполнение вспомогательной таблицы начальными исходными данными, начиная с ячейки Н1:
Х0 | Step | k |
-2 | 0,2 | 10 |
где, х0 – начальное значение х;
Step – шаг изменения х;
k – коэффициент.
-
Используя функцию автозаполнение, заполнить столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и закончив ячейкой А22.
-
Заполнение столбца В значениями х:
а) в ячейку В2 занести =$Н$2 (абсолютная адресация);
б) в ячейку В3 занести =В2+$I$2;
в) заполнить этой формулой ячейки В4:В22.
-
Заполнение столбца С значениями коэффициента k:
а) в ячейку С2 занести =$J$2;
б) в ячейку С3 занести = С2;
в) заполнить этой формулой ячейки С4:С22.
-
Заполнение столбца D значениями функции у1=х^2-1:
а) в ячейку D занести =В2*В2-1;
б) заполнить этой формулой ячейки D4: D22 (начальное 3 и конечное значение -3).
-
Заполнение столбца Е значениями функции у1=х^2+1:
а) в ячейку Е занести =В2*В2+1;
б) заполнить этой формулой ячейки Е4: Е22 (начальное и конечное значение 5).
-
Заполнение столбца F значениями функцией
у= k*(х^2-1)/(х^2+1):
а) в ячейку F занести =С2*( D2/Е2);
б) заполнить этой формулой ячейки F2: F22.
( значения ф-ции, как положительные так отрицательные, начальное и конечное 6)
5.
П-4. Оформление цветом.
Не удастся одним движением изменить все краски на диаграмме с несколькими рядами представляемых значений, например, на круговой диаграмме.
Необходимо поработать отдельно с каждым конкретным элементом такой диаграммы:
-
выделить элемент данных на диаграмме;
-
щёлкнуть дважды на этом элементе. Появится диалоговое окно Формат элемента данных; -
перейти на вкладку Вид. Выбрать для элемента данных цвет в области Заливка; -
щёлкнуть на кнопке Способы заливки и выбрать один из способов заливки на вкладках: Градиентная, Текстура, Узор, Рисунок. -
Щёлкнуть ОК, чтобы вернуться в предыдущее окно. Затем ещё раз ОК; -
в центре диалогового окна из поля Цвет выбрать подходящий цвет; -
ОК.
П-5. Вывод диаграммы на печать.