Файл: Бессоюзное сложное предложение (повторение и систематизация) 9 класс Лексикоорфографическая минутка.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бессоюзное сложное предложение
(повторение и систематизация)
9 класс
Лексико-орфографическая минутка
Амф…театр п…лисадник экспре…ия ф…льетон а…тоби…графия инд…катор
Лексико-орфографическая минутка
амфитеатр палисадник экспрессия фельетон автобиография индикатор
1)небольшой огороженный садик перед домом
2) художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания
3) яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений
4) места для зрителей
5) прибор, устройство, вещество, отображающее изменения в течение какого-либо процесса
6) описание своей жизни
Бессоюзное сложное предложение
Настроение было прекрасное…
Продолжите это предложение так, чтобы получились предложения следующих типов
А) ССП
Б) СПП
В) СБП
А) Настроение было прекрасное, и я готов был обнять всех прохожих. (ССП)
Б) Настроение было прекрасное, потому что уже вечером я увижу море. (СПП)
В) Настроение было прекрасное: уже вечером я увижу море. (СБП)
В чем же главное отличие сложного бессоюзного предложения от сложносочиненного и сложноподчиненного предложений?
(В сложном бессоюзном предложении простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно, без использования союзов и союзных слов)
Взаимосвязь интонации и смысловых отношений между частями БСП
виды интонации и смысловые отношения между частями БСП:
перечислительная интонация при соединительных отношениях
пояснительная интонация при причинно- пояснительных, дополнительных отношениях
результативно- следственная интонация при противопоставлении, времени, условии или следствии
Запятая, Точка с запятой
Двоеточие
Тире
Переделайте ССП и СПП в СБП
Лето припасает, а зима проедает.
Врач запретил купаться, так как вода холодная.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами, и между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
Переделайте ССП и СПП в СБП
Лето припасает - зима проедает.
Врач запретил купаться: вода холодная.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
1) Печален я: со мною друга нет.
2) Назвался груздем – полезай в кузов.
3) Ветры горы разрушают - слово народы подымает.
4) Погода была ужасная: дождь шёл как из ведра.
5) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
6) Полыхая, травы желтеют; над лугом стелется, беспокоя человека, тонкий аромат увядания.
1) Печален я: со мною друга нет. (причина)
2) Назвался груздем – полезай в кузов. (условие)
3) Ветры горы разрушают - слово народы подымает. (противопоставление)
4) Погода была ужасная: дождь шёл как из ведра. (пояснение)
5) В глазах у меня потемнело, голова закружилась. (послед. действий)
6) Полыхая, травы желтеют; над лугом стелется, беспокоя человека, тонкий аромат увядания. (переч. фактов+осл.частей предл.)
Синтаксический разбор
Упр.196
Задание В8 в ГИА.
Выпишите номера СБП:
1) Заветное место в Подмосковье — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью. 3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. 4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в брошенный сад, заполоненный рыжим бурьяном. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел, что один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Задание В8 в ГИА.
Выпишите номера СБП:
1) Заветное место в Подмосковье — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью. 3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. 4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в брошенный сад, заполоненный рыжим бурьяном. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел, что один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
СБП …
Отличается от ССП и ССП тем, что сложном бессоюзном предложении простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно, без использования союзов и союзных слов
В зависимости от интонации и смысловых отношений необходимо правильно выбрать знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие)
Работа по вариантам на карточках.
(повторение и систематизация)
9 класс
Лексико-орфографическая минутка
Амф…театр п…лисадник экспре…ия ф…льетон а…тоби…графия инд…катор
Лексико-орфографическая минутка
амфитеатр палисадник экспрессия фельетон автобиография индикатор
1)небольшой огороженный садик перед домом
2) художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания
3) яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений
4) места для зрителей
5) прибор, устройство, вещество, отображающее изменения в течение какого-либо процесса
6) описание своей жизни
Бессоюзное сложное предложение
Настроение было прекрасное…
Продолжите это предложение так, чтобы получились предложения следующих типов
А) ССП
Б) СПП
В) СБП
А) Настроение было прекрасное, и я готов был обнять всех прохожих. (ССП)
Б) Настроение было прекрасное, потому что уже вечером я увижу море. (СПП)
В) Настроение было прекрасное: уже вечером я увижу море. (СБП)
В чем же главное отличие сложного бессоюзного предложения от сложносочиненного и сложноподчиненного предложений?
(В сложном бессоюзном предложении простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно, без использования союзов и союзных слов)
Взаимосвязь интонации и смысловых отношений между частями БСП
виды интонации и смысловые отношения между частями БСП:
перечислительная интонация при соединительных отношениях
пояснительная интонация при причинно- пояснительных, дополнительных отношениях
результативно- следственная интонация при противопоставлении, времени, условии или следствии
Запятая, Точка с запятой
Двоеточие
Тире
Переделайте ССП и СПП в СБП
Лето припасает, а зима проедает.
Врач запретил купаться, так как вода холодная.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами, и между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
Переделайте ССП и СПП в СБП
Лето припасает - зима проедает.
Врач запретил купаться: вода холодная.
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
1) Печален я: со мною друга нет.
2) Назвался груздем – полезай в кузов.
3) Ветры горы разрушают - слово народы подымает.
4) Погода была ужасная: дождь шёл как из ведра.
5) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
6) Полыхая, травы желтеют; над лугом стелется, беспокоя человека, тонкий аромат увядания.
1) Печален я: со мною друга нет. (причина)
2) Назвался груздем – полезай в кузов. (условие)
3) Ветры горы разрушают - слово народы подымает. (противопоставление)
4) Погода была ужасная: дождь шёл как из ведра. (пояснение)
5) В глазах у меня потемнело, голова закружилась. (послед. действий)
6) Полыхая, травы желтеют; над лугом стелется, беспокоя человека, тонкий аромат увядания. (переч. фактов+осл.частей предл.)
Синтаксический разбор
Упр.196
Задание В8 в ГИА.
Выпишите номера СБП:
1) Заветное место в Подмосковье — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью. 3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. 4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в брошенный сад, заполоненный рыжим бурьяном. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел, что один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Задание В8 в ГИА.
Выпишите номера СБП:
1) Заветное место в Подмосковье — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью. 3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. 4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в брошенный сад, заполоненный рыжим бурьяном. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел, что один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
СБП …
Отличается от ССП и ССП тем, что сложном бессоюзном предложении простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно, без использования союзов и союзных слов
В зависимости от интонации и смысловых отношений необходимо правильно выбрать знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие)
Работа по вариантам на карточках.