Файл: Административное право. Заочное отделение. Понятие и предмет административного права. Его связь с другими отраслями права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

- наименование органа (органов), издавшего акт;

- наименование вида акта и его название;

- дата подписания (утверждения) акта и его номер;

- наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
Нормотворчество представляет собой юридическую деятельность компетентных субъектов, направленную на создание юридических норм и нормативных правовых актов. Строится в соответствии с принципами и правилами нормотворческой технологии. Задачи нормотворческой технологии сводятся к упорядочиванию юридической деятельности по созданию и изменению правовых норм. Нормотворческая технология есть общие начала подготовки и принятия нормативных правовых актов. Другими словами, это технологические принципы и нормы по разработке и принятию юридических предписаний и документов, их содержащих. Законотворческая технология – понятие более узкое, разновидность нормотворческого правового производства и представляет собой деятельность компетентных государственных органов по разработке и принятию законов. Нормотворческая техника и ее разновидность законодательная – есть условие функционирования нормотворческой деятельности, ее технологии, представляющая собой методики, приемы и правила изложения правовых норм.
8.Административно-правовой статус граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства
Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.


Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

- не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

- не могут участвовать в отправлении правосудия;

- не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

- не имеют права участвовать в референдуме;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- не могут быть членами политических общественных объединений;

- за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

- только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

- могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

- проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

- устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

- по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

- могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

- при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.
9.Административно-правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Классификация юридических лиц.


Административно-правовой статус юридических лиц - совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в ГК, федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).
Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента его государственной регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возникает с момента получения лицензии. Правосубъектность предприятия - это его способность быть субъектом права и участником административно-правовых отношений. Для этого предприятие должно обладать тремя элементами правосубъектности: правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, которые в совокупности входят в административно-правовой статус предприятия.

В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

К числу характерных особенностей административно-правового статуса юридических лиц необходимо отнести следующие:

1) обязательность государственной регистрации.

2) обязательность лицензирования в случае осуществления определенных видов деятельности.

3) представление в уполномоченные органы исполнительной власти налоговой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

4) осуществление деятельности, в том числе предпринимательской, участие в гражданско-правовых отношениях с учетом рамок, определенных нормами административного права.


5) взаимодействие с различными органами исполнительной власти в связи с разными аспектами деятельности.

6) выполнение специфических административно-правовых обязанностей и соблюдение прямых административных запретов.

7) деятельность юридических лиц проверяется органами исполнительной власти в рамках их компетенции.
Юридические лица можно разделить на коммерческие (цель создания которых – получение прибыли) и некоммерческие (занимаются предпринимательской деятельностью лишь в пределах, необходимых для осуществления уставных целей некоммерческого юридического лица).

Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
Классификации юридических лиц по другим основаниям:

1) в зависимости от вида имущества, на базе которого создана организация, можно выделить юридические лица, созданные на базе:

а) федеральной собственности;

б) собственности субъектов Российской Федерации;

в) муниципальной собственности;

г) собственности отдельных юридических лиц;

д) собственности граждан;

е) смешанной собственности;
2) в зависимости от масштабов деятельности:

а) малые предприятия;

б) предприятия-монополисты (предприятия, занимающие хозяйствующее положение на рынке);

в) прочие предприятия.

10. Порядок государственной регистрации ЮЛ и ИП и порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, что предусматривает невозможность заниматься предпринимательской деятельностью без особого разрешения.


На данный момент органом, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба и её территориальные органы.

До подачи заявления на регистрацию, гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой установлена частью второй Налогового кодекса РФ в статье 333.33 и составляет 400 рублей.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить следующие документы:

- составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе);

- копию паспорта (либо иного основного документа гражданина РФ) или иного специально установленного Федеральным законом или международным договором документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, апатрида;

- копию документа, подтверждающего дату и место рождения лица (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

- копию документа, подтверждающего право лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (если физическое лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- подлинник или копию документа, подтверждающего адрес места жительства лица в Российской Федерации;

- нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним).

Документы представляются в регистрирующий орган лично, либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Необходимо иметь в виду, что датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. Существенным движением навстречу своим гражданам продемонстрировало Правительство РФ, установив срок рассмотрения заявления о регистрации в 5 дней.