Файл: Примерные темы проектов анализа историографических источников (устная защита до 10 б.) Разработка новых подходов к определению исторического источника и основных форм исторического знания в Энциклопедии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примерные темы проектов анализа историографических источников (устная защита – до 10 б.)
1. Разработка новых подходов к определению исторического источника и основных форм исторического знания в «Энциклопедии» Дидро.
2.Вольтер и его взгляд на всемирную историю.
3.Формирование романтической историографии. Общая характеристика эпохи.
4.Французская консервативно-романтическая историография эпохи Реставрации (Ж. де Местр, Ф. Шатобриан).
5.Либеральная школа «великих историков» Франции: О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье.
6.Либеральная школа «великих историков» Франции: А. Тьер, А. Токвиль, Ж. Мишле.
7.Дискуссии и политизация в английской историографии первой половины ХIХ в.: Т. Мальтус, Т. Карлейль,
8.Дискуссии и политизация в английской историографии первой половины ХIХ в.: И. Бентам, Д. Рикардо.
9.Романтизм в немецкой историографии: Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Ф. Баадер.
10.Особенности американского романтизма. Д. Бэнкрофт, Ф. Паркмен.
11.Идея исторического прогресса в концепции О. Конта.
12.Немецкая школа позитивной историографии: а) историко-критический метод Б. Нибура; б) историческая концепция Л. фон Ранке;
13.Немецкая школа позитивной историографии: концепции Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт);
14.Немецкая школа позитивной историографии: малогерманская (И. Дройзен, Г. Зибель, Г. Трейчке) и великогерманская (Ю. Фиккер, И. Янсен) школы.
15.Английские историки-позитивисты Г. Бокль, У. Лекки, Д. Тревельян.
16. Расцвет французской историографии в конце ХIХв.: И. Тэн, А. Олар, А. Сорель,
16.Исторический материализм. Проблема закономерности исторического процесса и периодизации всемирной истории. «Капитал» Маркса как исторический труд.
17.Понятия «цивилизация» и «культурно-исторические тип» в концепции Н.Я. Данилевского.
18.Роль этнографических исследований в.п. ХIХ в. в разработке методологии культурно-исторического анализа: понятие «цивилизации» в концепции Э. Тайлора; б) концепция Л.Г. Моргана;
19.Роль этнографических исследований в.п. ХIХ в. В разработке методологии культурно-исторического анализа: «Антропогеографическая школа» Ф. Ратцеля, историко-этнографические исследования. Дж. Фрэзера, Дж. Лебокка,
20.Духовный кризис европейского общества на рубеже ХХ в.
21.«Философия жизни» В. Дильтея, историософия О. Шпенглера. Понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера.
22.Цивилизационная теория А. Тойнби;
23.Историческая концепция Р. Коллингвуда.
24.Развитие французской историографии в начале ХХ в., В. де ла Бланш и историческая география.
25.Исторические концепции М. Блока и Л. Февра.
26.Методологические дискуссии третьего поколения школы «Анналов» – Ж. ле Гофф, Ж. Дюби. Философия истории Р. Арона.
27.Принципы «немецкого историзма» в концепциях Э. Трельча, Ф. Майнеке.
28.Философско-исторический синтез в трудах представителей Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер).
29.Прогрессизм и идеология американской историографии начала ХХ в.: Ч. Бирд, К. Беккер.
30.Проблемы итальянской истории в трудах Дж. Вольпе и П. Гобетти. Современные исследования.
По каждому из указанных авторов необходимо проанализировать историографический источник по следующей схеме:
– общие сведения об авторе и его эпохе;
–закономерности исторического развития;
–движущие силы (факторы) истории;
– логика и направленность исторического процесса;
– вопрос о значении и функциях истории;
– вопрос о степени достоверности исторического знания;
– методы познания прошлого и их зависимость от личности историка;
– вопрос об отношении к источникам и их значении в исторической науке;
- актуальность проблематики исследования.
Анализ историографического источника должен отражать самостоятельную работу студента над текстом исторического сочинения