ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока. Географическое положение и очертание берегов. Из истории открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые Австралии.
Цели урока: закрепить понятие «географическое положение»; определить географическое положение Австралии используя методику проблемного изучения материала; рассказать о плаваниях А.Тасмана, Д. Кука, об истории заселения Австралии европейцами; показать особенности рельефа и полезных ископаемых материка.
Умение работать в группе, решать проблемные вопросы, сочувствовать людям, попавшим в трудную ситуацию.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Австралии, интерактивная карта Австралии, компьютер, проектор.
Ход урока.
Для других он - младший брат.
Невелик, зато богат.
Там одна страна всего.
Назови-ка нам его! (Австралия)
1. Организационный момент. Ребята, я хочу рассказать вам необыкновенную историю.
Совсем недавно я получила письмо из Австралии, в нем написано, что меня разыскивает моя бабушка, вернее прабабушка, ей 98 лет, и она хочет меня видеть. Австралия - это ведь очень далеко, а мне так хочется скорее увидеть свою бабушку. Давайте вместе постараемся, как можно больше узнать об этом материке. И, как только это произойдет, я вам обещаю, что поеду в Австралию.
Учитель: Что же за материк такой и кто его открыл, и когда это произошло?
Рассказывают учащиеся, которые заранее получили опережающее задание.
Учитель: почему Австралию называют Австралией. Этот вопрос давно интересовал ученых. Еще древнегреческие ученые высказывали предположение о существовании в южном полушарии больших пространств суши, которые они назвали Терра аустралис инкогнита, то есть Неведомая южная земля. Поиски этой таинственной земли продолжались много столетий, и долгое время нынешняя Австралия считалась частью этого неведомого материка. Разные мореплаватели
, посетившие её берега, называли её по – разному: голландец Виллем Янсзон, увидевший её с севера, - Новой Голландией, Абель Тасман, обогнувший её с юга – Ван – Дименовой землей, Джеймс Кук, проплывший вдоль её восточных берегов, - Новым Южным Уэльсом.
В конце ХVIII – начале ХIХ в. Англичане Флиндерс и Басс обследовали побережье материка на большом протяжении. В год смерти Флиндерса, в 1814 году, вышла его книга «Путешествие к Терра аустралис», в которой автор высказал мнение, что материк следует назвать Австралией, ибо он достаточно изучен, чтобы отбросить приставку «неведомый» ( инкогнита), а, кроме того, название Австралия приятно звучит и соответствует наименованиям других частей света.
Учитель: Дело в том, что 1927 году она отправилась путешествовать вместе с моим прадедушкой. Во время одного из плаваний, судно, на котором была моя бабушка, потерпело крушение. Когда буря улеглась, оказалось, что моя бабушка находится на каком – то материке, а рядом нет никого знакомых. Вокруг были незнакомые люди, необычные животные и бесконечные просторы океана. Позже оказалось, что бабушка оказалась в Австралии.
Как вы думаете, повезло ей в жизни или нет? Если да, то почему вы так думаете, если нет – то почему?
Дети высказывают свои соображения.
Одни говорят, что повезло, так как это прекрасно повидать мир, и эту удивительную Австралию.
Другие говорили, что это просто ужасно, оказаться так далеко от родных мест, вдали от Родины.
Во время рассказа учителя на экране возникали просторы Австралии, удивительные животные, пустыни, красивые города. Такое начало урока дает хорошую мотивацию, и располагает учащихся к изучению материка.
Итак, перед нами возникла проблема: Это счастье или несчастье оказаться в Австралии. Решением этой проблемы мы и займемся на этом уроке.
II – Вопрос учителя. С чего начнем решать эту проблему. Так как мнение детей разделились, предлагаю разбиться на две группы, и доказать свою точку зрения.
Учитель. Я буду следить за вашими действиями, и оценивать ваши действия. Все записи я буду делать в судовом журнале.
Работа в группах.
-
Определяем географическое положение Австралии, и делаем вывод, выгодное положение занимает этот материк или нет. -
Определение ГП идет как обычно по плану. -
а) Положение материка Австралия относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана;
б) Крайние точки материка и их координаты;
в) Особенности береговой линии материка;
г) Какие океаны и моря омывают материк Австралия;
Вывод: выгодное или нет, географическое положение занимает материк Австралия.
Ответы учащихся и доказательство своей точки зрения оценивает учитель и ставит баллы в судовой журнал и на доске.
-
Слова учителя: Бабушка прислала письмо из местечка, которое находится недалеко от мыса Юго – Восточный, а вот место, где она оказалась после кораблекрушения, называлось мыс Йорк. Подсчитайте, какой путь пришлось преодолеть моей бабушке из мыса Йорк до мыса Юго – Восточный. -
Учитель: давайте найдем эти крайние точки материка и определи их координаты.
Северная – мыс Йорк - 10°ю.ш., 142°в.д.;
Южная - мыс Юго – Восточный - 39°ю.ш., 147° в.д.;
Западная – мыс Стип – Пойнт - 26°ю.ш.,113°в.д.;
Восточная – мыс Байрон - 28°ю.ш., 153°в.д.
Команды подсчитывают расстояние с севера на юг в градусах и километрах. Учитель ведет записи.
Проверка вычислений: с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в.д;
а) 39°-10°=29°
б) 111 км ×29=3219 км.
Учитель проверяет правильность и быстроту нахождения координат крайних точек и расстояния. Выставляет оценки.
6. Из письма моей бабушки я узнала, что этот путь ей пришлось преодолеть за 160 дней, передвигаться приходилось в основном пешком, путь проходил по безлюдным местам, но она была не одна, и поэтому страшно не было, да и замерзнуть в пути она тоже не боялась.
Подсчитайте, какой путь проходила моя бабушка каждый день, и почему она не боялась замерзнуть, и ей не было страшно. Кого люди обычно боятся?
Дети высказывают свои предположения. Учитель выставляет оценки.
7. Работа с картами атласа. Посмотрите на карту Австралии. Проведите карандашом примерный маршрут моей бабушки и посмотрите, какие формы рельефа ей пришлось пересечь, какие полезные ископаемые можно было встретить по пути её следования.
Учащиеся отвечают, что пришлось пересечь пустынные места и называют виды полезных ископаемых по пути следования. Учитель оценивает знания команд.
Учитель: Как выдумаете, какие трудности все же могли быть во время такого дальнего похода. Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.
Учитель. Друзья, время нашего урока заканчивается, но я не прочитала до конца письмо своей бабушки. Я думаю, вы поможете мне на последующих уроках разобраться во всем и подготовиться к встрече с дорогой родственницей.
Домашнее задание: Прочитать по учебнику: Географическое положение Австралии.