ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока
Раздел долгосрочного планирования: Саки | Школа: ОШ села Викторовка | |||
Дата: | ФИО учителя: Лазутин А.В. | |||
Класс: 5 | Участвовали: | Не участвовали: | ||
Тема урока | Царские курганы Шиликты и Бесшатыр (урок 1) | |||
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план) | 5.2.2.1 описывать археологические памятники 5.1.2.2 объяснять особенности социальных групп | |||
Цель урока | Учащиеся научатся: Все учащиеся будут знать строение курганов Бесшатыр и Шиликты, археологические находки, места расположения, имена исследователей. Знать о социальном неравенстве в сакском обществе. Большинство учащихся сможет самостоятельно добывать информацию из разных источников о курганах Бесшатыр и Шиликты и презентовать её. Некоторые учащиеся смогут сделать вывод о социальном неравенстве в сакском обществе на основе наличия различных видов курганов у саков. | |||
Исторический концепт | поиск доказательства | |||
Критерии оценивания | Обучающийся: Описывают строение курганов Бесшатыр и Шиликты Называют археологические находки курганов Называют археологов изучавших курганы Создают мини-презентацию о курганах Знают о социальном неравенстве в саксом обществе | |||
Языковые задачи |
| |||
Воспитание ценностей | Ценности, основанные на национальной идеи «Мәңгiлiк ел» | |||
Межпредметная связь | География | |||
Предыдущие знания | Знают о саксих племенах, их расселении, социальном строе |
Ход урока
Время / этапы урока | Деятельность учителя (Каким образом я достигну целей обучения?) | Деятельность учащихся | Оценивание (расписать что и как) | Ресурсы | | |
Начало урока 8 мин |
| Приветствуют учителя | | | | |
ПСМ Прием «Чистая доска» Цель: Актуализировать знания учащихся по теме «Саки» На доске записи: VIII-III вв. до н.э., V-IV вв. до н.э., Звериный стиль, Иссыкский курган, «Золотой человек» Выход на тему и цели обучения, наша цель сегодня на урок (учащиеся по теме урока выдвигают цели урока) | Учащиеся дают определение понятиям, называют исторические события Записывают тему урока Ставят и записывают цель | Стратегия "Словесное поощрение | | | ||
Основная часть (30 мин) | Краткая вводная лекция (познакомить учащихся с археологическими памятниками сакского периода, показ их расположения на карте) Деление класса на три группы (класс делится учителем) 1 группа: подготовить постер о Бесшатырском кургане 2 группа: подготовить постер о Шиликтинском кургане Дескрипторы являются также и критериями оценивания. 3 группа составляет 10 тонких вопросов о курганах Бесшатыр и Шиликты (5 вопросов по одному кургану) Критерии оценивания вопросов:
Цель задания: развитие навыков осмысленного чтения и систематизации материала Организация защиты постеров Комментарии учителя | Слушают учителя, находят у себя в атласах археологические памятники сакского периода. Учащиеся рассаживаются по своим группам Учащиеся в группах составляют постер Дескриптор
Учащиеся в группе составляют вопросы Дескриптор
Учащиеся выступают с защитой своих постеров Учащиеся третьей группы задают свои вопросы двум первым группам | Устные комментарии учителя по ходу выполнения заданий Взаимооценивание групп по критериям (учащиеся учатся давать конструктивную критику работам своих одноклассников) Стратегия "Словесное поощрение» | Карта «Саки», атласы по истории Древнего Казахстана за 6 класс Приложение 1 Приложение 2 Иллюстрированная история Казахстана: С древнейших времен до наших дней [Текст]: в 4-х т. Т. 1/ Авт. – сост. О.К. Жанайдаров. – Алматы. Қазақ энциклопедиясы, 2004 История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) / Под редакцией М.Х. Асылбекова, К.С. Алжажунова, К.М. Байпакова. – в 5-ти томах. Том 1. – Алматы, 2010. Учебник история Казахстана 5 класс (НИШ , Астана, 2017 год) Учебник «История древнего Казахстана» 6 класс, А.Т. Толеубаев, Г.Д. Иргебаев. Алматы «Атамұра» 2015. | | |
Конец урока 5 мин | При рассмотрении материала о курганах, вы узнали, что курганы бывают трех видов: большие, средние и малые. Как вы думаете, почему существовали такие виды курганов, с чем это связанно? Необходимо подвести учащихся к выводу о социальном неравенстве в сакском обществе. Подведение итогов урока. Какое главное открытие вы для себя сделали? Достигли ли вы поставленных целей? Что помогло? Что помешало? Домашнее задание: Прочитать учебник на страницах 78-81, попытаться сделать макет одного из курганов. | Учащиеся высказывают свои мысли. Подводят итоги, оценивают достижение собственных целей Записывают домашнее задание в дневники. | Устные комментарии учителя Самооценивание «достижение целей» | Рисунки курганов | | |
2 мин | Рефлексия учителя по проведенному уроку | Лесенка успеха |
Приложение 1
Бесшатырские курганы – это множество могильников, датируемых VI-IV веками до н.э. Большой Бесшатырский курган является самым большим из курганов. Его диаметр – 105 метров, а высота – 17 метров. Могильники исследованы в 1957, 1959-1961 годах Семиреченской археологической экспедицией. Было установлено, что в состав захоронения входят 31 больших и маленьких могильников. Большие могильники изнутри отделаны деревом и являются уникальными архитектурными памятниками древней эпохи. Бревна для отделки заготавливались из Тянь-Шанской ели в Заилийском Алатау в 200-250 км. от этого места и сплавлялись по реке. По мнению ученых, Бесшатырский комплекс являлся священным местом для сакских племен, которые на протяжении столетий совершали различные культовые обряды и приносили жертвоприношения. Исследования 18 могильников разной величины дали ценные научные сведения о социальных группах, хозяйстве, быте, обычаях, религиозных убеждениях, архитектуре, оружии и снаряжении саков. Курганы были не только местом погребения, но и местом проведения религиозных обрядов.
Большие могильники предназначались для погребения вождей и военачальников сакских племен. В средних хоронили военачальников ниже рангом и известных воинов, а могильники поменьше отводились рядовым воинам и простым людям. Находки из кургана свидетельствуют о том, что сакская знать стремилась увековечить свое господствующее положение и после смерти, сооружая громадные памятники. Величина насыпи свидетельствовала о высоком социальном положении человека в обществе. Изучение курганов свидетельствует о большом строительном опыте при строительстве курганов и жилищ с использованием дерева, камня, камыша и кустарников.
Курган №1 имел диаметр 52 метра и высоту свыше 7 метров. Под насыпью была обнаружена большая деревянная постройка из обработанных бревен Тянь-Шанской ели. Это строение и являлось царской усыпальницей Внешне это сооружение напоминало сруб, но сакские мастера использовали более простые приемы строительства: бревна укладывали горизонтально, закладывая их по углам в ряды между двумя вкопанными вертикально столбами. Потолок камеры так же перекрывался бревнами и сверху накрывался камышовыми матами. Все бревна хорошо обработаны – с них срублены сучья, снята кора. Бревна, образующие стены камеры, тщательно оттесаны и плотно пригнаны друг к другу. Местами на них сохранились следы плотничьих инструментов. Для транспортировки бревен на концах и посередине делали отверстия для веревок – проушины. К погребальной камере вел проход – дромос. Перед самой погребальной камерой располагалась еще одна небольшая комната. После совершения обряда захоронения проход – дромос – закладывался камнями, а над всей конструкцией возводилась большая насыпь из камней и щебня.
К сожалению, как отмечалось К.Акишевым, руководителем Семиреченской археологической экспедиции, все курганы, за редким исключением, были разграблены еще в древности людьми, знакомыми с их устройством. Однако, несмотря на утрату основного инвентаря, курганы дали не только прекрасный датирующий материал (кинжалы, наконечники стрел), но и, что особенно ценно, неизвестные ранее типы монументальных надмогильных конструкций, позволивших по-новому судить о культуре сакских племен Семиречья, уровне строительной техники, способах обработки древесины и орудиях. Величественные сооружения создают впечатление не просто погребальных насыпей, а памятников древней архитектуры, воздвигнутых для увековечения памяти вождей и возвеличивания славы и могущества племени.
В целом, весь Бесшатырский комплекс производит грандиозное впечатление, здесь можно увидеть и почувствовать величие и мощь древней кочевой цивилизации саков. Именно в эпоху раннего железа, во время заселения саками долины реки Или и предгорий Тянь-Шаня, кочевники сооружали самые большие по размерам и наиболее сложные по конструкциям курганы с кольцевыми выкладками вокруг кургана или на вершине насыпи, с менгирами и поминальными выкладками.
Приложение 2
В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов. 50 наиболее крупных из них носят название «царские».
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение, относящееся к VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинских памятников. Этот памятник вошел в историю под названием «Байгетобе». Он был открыт известным казахстанским ученым-этнологом, археологом, профессором А.Т. Толеубаевым.
Высота этого кургана 8 м, диаметр 100 м. Курган состоит из трех больших слоев. Верхний слой – из песка, второй слой – из камня. Высота каменного слоя 4,1 м, длина по окружности 67 м. Внутри него был расположен деревянный мавзолей"склеп. Площадь его 34 кв. м, высота 3 м. Склеп устроен на поверхности земли. Стены его, сложенные в 2 ряда по длине, подняты из толстых кедровых бревен. В такой огромной могиле был захоронен только один человек. Его захоронили вместе с одеждой, богато украшенной пластинами из самородочного золота. Общее количество золотых пластин и бляшек составило 4303 штуки. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноздрей, копыт зверей вставлялись маленькие камешки голубого цвета – бирюза. Встречаются изображения барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка – пятиугольная звезда. Основа ее – золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкрустирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти. В могиле найдены остатки деревянных досок, где масляными красками изображены олени. К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя – золотую корону, меч, кинжал, ритуальный посох. Этот памятник ученые называют «Шиликтинским золотым человеком». Ученые воссоздали одеяние «Шиликтинского золотого человека».
Дескриптор
-
Называют место расположение кургана -
Называют временные рамки захоронения и племена оставившие его. -
Называют археолога, который занимался изучением данного кургана -
Описывают строение кургана -
Называют и описывают артефакты найденные в кургане
Дескриптор
-
Называют место расположение кургана -
Называют временные рамки захоронения и племена оставившие его. -
Называют археолога, который занимался изучением данного кургана -
Описывают строение кургана -
Называют и описывают артефакты найденные в кургане
Дескриптор
-
Называют место расположение кургана -
Называют временные рамки захоронения и племена оставившие его. -
Называют археолога, который занимался изучением данного кургана -
Описывают строение кургана -
Называют и описывают артефакты найденные в кургане
Критерии оценивания вопросов:
-
Вопрос должен быть понятным -
На вопрос есть ответ в источнике -
В вопросе соблюден порядок слов в предложении
План урока
Раздел долгосрочного планирования: Саки | Школа: ОШ села Викторовка | |||
Дата: | ФИО учителя: Лазутин А.В. | |||
Класс: 5 | Участвовали: | Не участвовали: | ||
Тема урока | Царские курганы Шиликты и Бесшатыр (урок 2) | |||
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план) | 5.2.2.1 описывать археологические памятники 5.1.2.2 объяснять особенности социальных групп 5.2.1.2 описывать мировоззрение древних племен | |||
Цель урока | Учащиеся научатся: Все учащиеся закрепят свои знания о строении курганов Бесшатыр и Шиликты, археологических находка, местах расположения, именах исследователей. На основе находок из курганов описывать мировоззрение сакских племен. Большинство учащихся могут самостоятельно добывать информацию из разных источников и применять её для выполнения заданий. Некоторые учащиеся смогут сделать сравнительный анализ трех сакских курганов: Иссык, Бесшатыр, Шиликты. | |||
Исторический концепт | поиск доказательства | |||
Критерии оценивания | Обучающийся: Описывают строение курганов Бесшатыр и Шиликты Называют археологические находки курганов Называют археологов изучавших курганы Заполняют диаграмму Венна и круги Эллера Знают о социальном неравенстве в саксом обществе Описывают мировоззрение сакских племен | |||
Языковые задачи |
| |||
Воспитание ценностей | Ценности, основанные на национальной идеи «Мәңгiлiк ел» | |||
Межпредметная связь | География | |||
Предыдущие знания | Знают о саксих племенах, их расселении, социальном строе |