Файл: Заикание. Психологопедагогические технологии коррекционной работы по нормализации темпоритмической организации речи Практическое задание 3, Модуль 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 630
Скачиваний: 40
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Программа профессиональной переподготовки
Коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи с дополнительной специализацией в области детской нейропсихологии (1370 ч)
Дисциплина: Заикание. Психолого-педагогические технологии коррекционной работы по нормализации темпо-ритмической организации речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Технологии коррекции заикания
Выполнил:
слушатель Резнова Светлана Андреевна
Преподаватель:
Татарченко Наталья Олеговна
г. Санкт-Петербург — 2023
Задание 1.
Изучите речевые карты из Приложения 1, Приложения 2. По данным речевых карт составьте логопедическое заключение. Для этого используйте Приложение 3.
Заполните таблицу:
Речевая карта № | Логопедическое заключение |
1 | Неврозоподобная форма заикания средней степени, лёгкая степень отклонений в психомоторном и речевом развитии, стёртая дизартрия, ФФНР |
2 | Невротическая форма заикания волнообразного типа течения, логофобия, угроза дальнейшего дисгармонического развития личности, средняя степень речевого дефекта |
Задание 2.
На основании логопедического заключения и данных речевой карты (по выбору 1,2 предыдущего задания) и используя Приложение 4, Приложение 5 составьте конспект логопедического занятия для заикающегося ребенка по следующей схеме:
1. Номер речевой карты.
2. Тема занятия.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Оборудование.
6. Ход занятия: организационный момент; основная часть; заключительная часть.
-
Речевая карта №2 -
Тема: «Зима пришла»
Цель: преодоление речевых нарушений
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
Закрепление навыка сопровождающей формы речи
Коррекционно-развивающие:
-
Формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела -
Формировать длительность и плавность речевого выдоха -
Воспитание темпа, ритма и плавности речи -
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Коррекционно-воспитательные:
-
Формирование положительной мотивации к занятиям
Оборудование: легкие предметы (пушинки из ваты), картинки для артикуляционной гимнастики, листы картона голубого цвета с нарисованным контуром снеговика, пластилин белый.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы | Содержание |
1. Орг. момент | Аня! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к зиме. Повторяй за мной. Пришла зимаПришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони Реки покрылись льдом. Руки ладонями вниз соединить и развести в разные стороны Пошел снег. Руки поднять вверх, Он падал белыми, а затем плавными, Пушистыми хлопьями зигзагообразными движениями. На землю не спеша, опускать их вниз На дома, Соединить руки у себя над головой, чтобы получилась «крыша» На деревья, Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева На людей. Положить руки себе на голову Я волшебная добрая фея, сейчас взмахну своей палочкой, а ты закроешь глаза и будешь летать с мягкими пушистыми снежинками. Сейчас я буду читать стихи, а ты закрывай глаза. Начинается волшебный сон. Но сон не настоящий, будет все слышно, но не надо двигаться и открывать глаза, пока я не разрешу. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхай, закрыв глаза. Сон закончиться, когда я скажу: «Можно открыть глаза! Можно встать!». Внимание наступает сон. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю снег! Снежинки опускаются, А глазки закрываются. Руки расслабляются, Ноги расслабляются. Тело отдыхает, Как будто засыпает. Тело отдохнуло, И проснулось. Можно открыть глаза! Можно встать! |
Основная часть | |
2. Общая моторная зарядка | Упражнения на расслабление: (ребёнок расслабляется) Белый пухСыплет белый , снежный пух, Плавно опускаем кисти рук сверху вниз Устилает все вокруг. Разводим руки в разные стороны Пух на шапках Показываем на названные вещи, Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы) Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно — ух! Щекочем себя и встряхиваемся Кто щекочет — пух! Ладошки перед собой, дуем на них |
3. Речевая зарядка | Формирование нижне-диафрагмального дыхания Заикающийся находится в положении лежа на спине или сидя. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 - 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
«Снежинка» Ладонь находится на расстоянии около 10 см от губ. предлагается медленно и тихо подуть на ладонь, чтобы снежинка слетела с ладони. Обязательно отмечает, что ребёнок долго дул на «снежинку». Работа над голосом С тренировкой диафрагмального дыхания одновременно проводятся голосовые упражнения. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты. Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх. Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней. Голосовое упражнение «Вьюга воет»
Артикуляционная гимнастика Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата, и переключаемости с одного движения на другое: «Язычок » Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало. Однажды захотелось Веселому Язычку подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице. В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул. (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет. На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка. |
4. Координация речи с движениями | «Наступили холода» М.Картушина Да-да-да-да – наступили холода (потереть ладошками друг о друга). Да-да-да-да – превратилась в лед вода (мягко провести большими пальцами по шее вверх и вниз). Ду-ду-ду-ду – поскользнусь я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа). Ду-ду-ду-ду – я на лыжах иду (растереть ладонями уши) Ды-ды-ды-ды – на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растереть). Ди-ди-ди-ди – ну, заяц, погоди! (погрозить пальцем). СнежокРаз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками Круглый, крепкий, Чертим руками круг Очень гладкий, Одной рукой гладим другую И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком Или читается стихотворение и отбивается ритм, карандашом по столу, или хлопками с ладошки. |
5. Речевая работа | Доскажи словечко. Тихо, тихо, как во сне Падает на землю …(снег) С неба всё скользят пушинки Серебристые …(снежинки) Рядом снежная фигурка Это девочка …(снегурка) На снегу-то посмотри С красной грудкой …(снегири) Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил …(снег) Словно в белый пуховик Нарядился …(снеговик) Игра на развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи. Всю ночь на землю падал снег. Его хватило бы на всех. А утром все белым-бело, Дома, дороги замело. Снег на деревьях и домах, Он на крылечке и кустах. ВОПРОСЫ Почему утром все стало белым-бело? Что засыпал снег? Почему хорошо, когда зима снежная? Ночь и день пушистый снег засыпал дороги. Ни проехать, ни пройти люди здесь не могут. Вышли дворники, машины, чтоб заносы убирать, Чтоб машины на дорогах перестали застревать. ВОПРОСЫ Почему машины не могли проехать? Почему люди не могли пройти? Как решили эту проблему? Какие машины убирают снег? Кто расчищает тротуары? Аня, наш язычок сегодня очень хорошо потрудился. Может, сделаем ему подарок? Я хочу предложить тебе смастерить снеговика. Аппликация способом налепа «Снеговик» Повторяй за мной. Раз рука, два рука – лепим мы Снеговика (имитируют руками лепку). Мы скатаем снежный ком – вот какой! (гладят себя по бедрам). А потом поменьше ком – вот какой! (растирают ладонями грудь). А потом скатаем мы маленький комок (поглаживают щеки) Вот и вышел Снеговик – Снеговик-снеговичок! (руки в бока – повороты корпуса вправо-влево). А сейчас я хочу дать тебе картон и пластилин. Давай с тобой вместе смастерим снеговиков. |
Заключительная часть | |
| Все хорошо мы с тобой сегодня занимались, снеговики получились красивые. Наш язычок будет очень рад такому подарку. Мы дальше будем учиться аккуратно выполнять поделки, и помогать друг другу. Спасибо, Аня, что поиграла сегодня со мной. До свидания! |