Файл: российский государственный университет правосудия северокавказский филиал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)
«Актуальные проблемы уголовного права»
2 вариант
Студент 1 курса

Группы 3/22

заочной формы обучения

Таран В.В.
Преподаватель:

Доктор юридических наук,

заведующая кафедрой, профессор кафедры, доцент

Генрих Наталья Викторовна

КРАСНОДАР, 2023

1. Под отраслевой системой уголовного законодательства следует понимать его под­разделение на относительно автономные подсистемы (подотрасли), обусловленное наличием определенной специфики в регулируемых общественных отношениях в рамках общего предмета регулирования.

Анализ современных уголовно-правовых систем позволяет выделить два типа от­раслевой организации уголовного законодательства — унитарную (моноотраслевую) и плюралистическую.

Унитарная система означает, что в уголовном законодательстве не выделяется авто­номных подотраслей, все общественные отношения, составляющие предмет уголовного права, урегулированы в едином нормативном акте и на основе единых принципов. Такая система существует в странах СНГ, Вьетнаме, Латвии, Литве, Монголии. К ней также склоняется законодатель в большинстве государств на территории бывшей Югославии.

В странах с плюралистической отраслевой системой уголовного законодательства, наряду с «общим» уголовным правом, выделяются специализированные подотрасли уголовного права, представляющие собой автономные подсистемы. В частности, для некоторых из них характерны особый порядок судопроизводства, собственные системы санкций и специфические правовые последствия осуждения. Одним из веских основа­ний для законодательного обособления является стремление комплексно урегулировать в едином законодательном акте специфические общественные отношения, включая уго­ловные материально-правовые, процессуальные и административные аспекты. Разуме­ется, сделать это в рамках Уголовного кодекса просто невозможно.


В настоящее время от «общего» уголовного права наиболее часто обособляются следующие подотрасли уголовного законодательства:

а) военное уголовное право;

б) международное уголовное право;

в) уголовное право несовершеннолетних;

г) деликтное (административное) уголовное право;

д) антинаркотическое законодательство.

Б) Военное уголовное право

В настоящее время военное уголовное право выделено в самостоятельную отрасль законодательства в подавляющем большинстве стран мира.

Исключение составляют страны СНГ и Балтии, бывшие югославские республики, Болгария, Венгрия, Вьетнам, КНР, Котд'Ивуар, Монголия, Польша, Румыния, Чехия, Швеция, где нормы о воинских преступлениях включены в текст УК в виде отдельного раздела или главы. В УК стран СНГ эта глава обычно носит название «Преступления против воинской службы».

С точки зрения юридической техники выделение военного уголовного права в от­дельную отрасль законодательства осуществляется в следующих формах:

  1. Принятие специального военно-уголовного кодекса (Австрия, Греция, Дания, Иор­дания, Ирак, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Турция, Швейцария) или закона (Германия, Йемен, Куба). Так, в Германии действует Закон о воинских преступлениях от 30 марта 1957 г., на Кубе — Закон о воинских преступлениях 1979 года.

  2. Принятие Кодекса военной юстиции — комплексного нормативно-правового акта, объединяющего нормы различных отраслей военного права, в том числе регулирующих воинские охранительные правоотношения в полном объеме (США, Франция, Канада, Португалия, а также все страны Латинской Америки, почти все страны «французской» Африки).

  3. Принятие нескольких военно-правовых актов, содержащих уголовно-правовые нормы и регулирующих ответственность военнослужащих в различных военных ведомствах. Например, в Великобритании основными источниками военно-уго- ловного права являются Закон об Армии 1955 года, Закон о Военно-воздушных силах 1955 года и Закон о дисциплине в Военно-морском флоте 1957 года. Почти во всех странах военные Уголовные кодексы й законы применяются как вмирное, так и военное время, хотя и с соответствующей дифференциацией многих положений. Исключение составляет Италия, где действуют сразу два военных Уго­ловных кодекса: отдельно для военного и для мирного времени.

В) «Международное» уголовное право

Выделение законодательства о международных преступлениях в самостоятельную подотрасль уголовно-правового регулирования является относительно новой тен­денцией в развитии уголовного права. Примерами такого законодательства являются Ордонанс Временного правитель­ства Франции от 28 августа 1944 г. «О преследовании военных преступлений», Меж­дународный Уголовный кодекс Германии от 26 июня 2002 г., Закон Канады о пре­ступлениях против человечности и военных преступлениях 2000 года, Закон Бурунди о пресечении преступления геноцида, преступлений против человечества и военных преступлений от 8 мая 2003 г. В Нидерландах нормы международного гуманитарного права были имплементиро- ваны в Закон об уголовном праве военного времени 1952 года.



Важно отметить, что в указанных выше законах не только криминализируются от­дельные составы преступлений, но и решаются вопросы Общей части (юрисдикция, сроки давности, соучастие, наказания и др.).

Г) Уголовное право несовершеннолетних (ювенальное уголовное право)

Специальное уголовное законодательство о несовершеннолетних развивалось с начала XX века в русле идей ювенальной юстиции, направленной, прежде всего, на социальную защиту и перевоспитание молодых правонарушителей.

Как правило, такие акты имеют комплексный характер и включают, помимо норм материального уголовного права, положения уголовно-процессуального и админис­тративного характера.

Сторонники подобного законодательного решения исходят из того, что цель за­конодателя состоит в перевоспитании несовершеннолетнего и исправлении его по­ведения. Ювенальное правонарушение, считают они, представляет собой не столько преступное деяние, требующее насилия, сколько социальное явление, нуждающееся в профилактических мерах и внимании. Несовершеннолетним нужно комплексное законодательство, призванное бороться с детской преступностью. При этом и матери­альные, и формальные методы и средства этой борьбы должны быть собраны в едином источнике, где их легко найти, а не разбросаны по разным кодексам и законам.

Д) Деликтное (административное) уголовное право

Законодательство о наименее опасных преступных деяниях (нарушениях) составля­ет самостоятельную подотрасль уголовного законодательства лишь в некоторых странах (Австрия, Бразилия, Новая Зеландия, Сенегал, Швейцария). Во Франции администра­тивное уголовное право также обладает опреденной автономией, поскольку составы на­рушений (contraventions), в отличие от составов преступлений и уголовных проступков, определяются регламентарной (а не законодательной) частью Уголовного кодекса.

Во всех вышеуказанных странах концепция административной ответственности пока не получила той степени развития, которая позволила бы полностью исклю­чить малозначительные деяния из сферы действия уголовного права, поэтому они формально продолжают там считаться разновидностью преступлений (фактически соответствуют нашим административным правонарушениям).

В то же время потребность в обособлении уголовно-деликтного законодательства стала очевидной. Прежде всего, в отношении малозначительных уголовных деяний применяется специальный (упрощенный) порядок судопроизводства. Во-вторых,

Общая часть уголовно-деликтного права имеет определенную специфику (например, в вопросах ответственности за покушение, соучастие). В-третьих, нормы, устанавли­вающие уголовную ответственность за нарушение административных предписаний, нередко настолько громоздки и изменчивы, что включать их в общие Уголовные ко­дексы просто нецелесообразно.


С целью систематизации и упорядочения уголовно-деликтного законодатель­ства принимаются специальные законы, в которые могут включаться (в разной комбинации) элементы Общей части уголовно-деликтного права, процессуальные нормы и составы некоторых уголовных нарушений.

Так, Бразилии действует Закон об уголовно наказуемых нарушениях (Lei das contravengoes penais) 1941 года, регламентирующий ответственность за иные, кроме преступлений, уголовно наказуемые деяния, к которым относятся наказуемые в уго­ловном порядке нарушения.

В Австрии Административный уголовный закон (Verwaltungsstrafgesetz) 1991 года содержит Общую часть административного уголовного права и процессуаль­ные положения. Однако составы административных деликтов содержатся в других актах законодательства.

Напротив, в Швейцарии Федеральный закон от 22 марта 1974 г. об администра­тивном уголовном праве (Loi federale sur le droit penal administratif)195предусматривает, что к деяниям, наказуемым по федеральному административному законодательству (contraventions), применяются общие положения швейцарского Уголовного кодекса, если в самом этом законе не предусмотрено иное.

В Новой Зеландии ответственность за менее тяжкие преступления, преследуе­мые в суммарном порядке и не предусмотренные в Законе о преступлениях 1961 года, установлена в Законе о суммарных нарушениях (Summary Offences Act) 1981 года196. Здесь нет каких-либо особенных положений, касающихся Общей части, а только конкретные составы нарушений. Аналогичные акты действуют во всех шта­тах и территориях Австралии.

Наконец, в Сенегале в Кодексе нарушений (Code des contraventions) содержатся составы наименее значимых уголовных деяний (в отличие от составов преступлений и проступков, помещенных в УК).

Е) Антинаркотическое законодательство

Превращение наркомании и организованного наркобизнеса в общенациональ­ную и даже глобальную проблему привело к быстрому развитию и усложнению зако­нодательства в данной сфере.

В этих условиях многие национальные законодатели предпочли сгруппировать все основные нормы, касающиеся наркотиков и других контролируемых веществ, в единые законодательные акты, регулирующие уголовно-правовые, уголовно-про­цессуальные, админстративные, организационные и некоторые иные отношения.


В настоящее время в большинстве стран мира уголовно-правовые нормы о борь­бе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией включаются не в Уголовные кодексы, а в специальные комплексные законы о наркотиках и психотропных ве- шествах. Такой подход, в частности, выбрали такие страны как, Австралия, Австрия, Аргентина, Боливия, Бразилия, Бруней, Германия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Иран, Италия, Канада, Мавритания, Малайзия, Мьянма, Нидерланды, Новая Зеландия, Оман, Пакистан, Польша, Республика Корея, Сингапур, Сирия, Судан, Таиланд, Тунис, Швеция, Швейцария, Япония.

Интресно отметить, что в некоторых из вышеперечисленных стран (например, в Омане, Республике Корея, Японии) «антинаркотические» составы изначально были включены в текст Уголовного кодекса, однако в дальнейшем они фактически утрати­ли силу ввиду приоритета специального законодательства.

Таким образом, уголовно-правовые нормы, касающиеся наркотиков, составляют обособленную часть уголовного законодательства в целом и, в то же время, являются интегральной частью новой комплексной отрасли законодательства, регулирующей общественные отношения по поводу использования наркотических средств.

2. Проблемы взаимосвязи и соотношения политики и права, в том числе уголовной политики и уголовного закона (права), являются предметом многих теоретических исследований.

Системный анализ политических, правовых и научных представлений, теорий, идей, взглядов, концепций и т. д. в их развитии позволяет выделить, как минимум, три основных положения:

  • — уголовная, равно как и иная, прежде всего внутригосударственная политика неразрывно связаны между собой;

  • — уголовная, как и любая государственная, политика выражается в законах;

  • — центральное место в выражении государственной уголовной политики занимает уголовный закон

Факт выражения государственной политики в законе констатируется в таких обоснованных умозаключениях, как «закон есть мера политическая, есть политика», «воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью», «право есть своеобразный официоз отраженного в нем содержания политики, освещенный к тому же авторитетом государственной общенародной воли, возвещенной в закон» При этом, если государственная политика в целом выражается во всей совокупности законов, а также в других нормативных правовых актов высших органов власти, то уголовная политика — только в части указанной совокупности.