Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экспериментальное изучение восприятия
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одна из основных тенденций в жизни современного российского общества связана с актуализацией интереса к проблеме человека. В дальнейшей гуманизации и индивидуализации системы образования, в частности – начального образования, огромное значение приобретают разработки новых технологий, которые реализуют ориентацию на развитие личности ребёнка, его индивидуальности. В данном контексте приобретает особую важность процесс развития познавательной сферы, особенно восприятия, в младшем школьном возрасте. Восприятие, являясь познавательным процессом, играет ведущую роль в процессе познания, так как именно оно представляет собой первоисточник информации в целостности этого познания. В течение младшего школьного возраста посредством ощущений и восприятий, составляющих основу познавательной деятельности, ребёнок получает опыт, новые знания, накапливает и перерабатывает получаемую из окружающего мира сенсорную информацию. Так, в результате первичной (сенсорной) обработки информации у детей образуется представление об окружающем его мире, о тех предметах и явлениях, которые в нем есть, их свойствах и взаимодействиях. Затем происходит переработка сформированных у ребенка представлений при участии других познавательных процессов, а именно мышления, памяти и воображения, существенно влияющих на получение восприятием и ощущением новой информации. Представленная взаимосвязь психических процессов способствует более правильному и всестороннему пониманию окружающей реальности и обеспечивает ориентирование в ней, но конкретно основываясь на восприятиях, является возможным осуществления других интеллектуальных и творческих процессов. Таким образом, все сказанное подтверждает важность и необходимость проведения исследований относительно изучения особенностей и закономерностей развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Необходимо отметить, что экспериментальное исследование и развитие восприятия приобретает особую значимость в младшем школьном возрасте в контексте начала обучения ребёнка в школе, так как именно этот период является наиболее сензитивным для формирования умения учиться, то есть для овладения содержанием, средствами и способами действия. Кроме того, развитие восприятия вооружает ученика разнообразным набором способов обработки материала, что позволит ему использовать свое восприятие для успешного выполнения учебной деятельности и, тем самым, способствует полноценной личностной самореализации. Среди ученых, которые изучали проблемы восприятия и его развития, следует выделить работы Б.Г. Ананьева [1], В.А. Барабанщикова [3-5], А.А. Бодалева [7]. Л.А. Вегнер [8, 9], Л.С. Выготского [11], А.В. Запорожца [15, 16], Любимова В.В [20] и др. Итак, социальная значимость обозначенной проблемы, а также необходимость поиска наиболее эффективных способов и методов развития восприятия младших школьников обусловили выбор темы исследования «Экспериментальное изучение восприятия». Объект исследования: восприятие младших школьников. Предмет исследования: особенности восприятия в младшем школьном возрасте. Цель работы заключается в экспериментальном изучении восприятия в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: у детей младшего школьного
возраста еще недостаточно развито восприятия; чаще всего трудности возникают у младших школьников в процессе восприятия времени и пространства. В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи: проанализировать проблему восприятия в отечественной и зарубежной литературе; рассмотреть особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте; сделать обзор диагностических методик, которые используются для изучения восприятия в младшем школьном возрасте провести экспериментальное исследование особенностей восприятия младших школьников; проанализировать полученные результаты исследования восприятия в младшем школьном возрасте и на их основе сформулировать выводы. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по исследуемой проблеме; сравнительный анализ различных подходов к определению восприятия и систематизация теоретических наработок); эмпирические: психодиагностическое обследование (тестирование) с помощью серии психодиагностических методик «Изучение восприятия детей» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина): «Изучение восприятия цвета», «Изучение восприятия формы», «Изучение восприятия времени», «Изучение восприятия пространства»): методы обработки данных: количественный и качественный; методы математической статистики – расчет описательной статистики (расчет показателей выборки – среднее, медиана, стандартное отклонение и пр.).
Анализ подходов к определению восприятия в научной литературе
В научной литературе восприятие определяется в качестве психического отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих в определенный момент на различные органы чувств индивида. Нагромождения чувственного опыта из разных источников рассматривают как важное и необходимое условие эффективного обучения. Само нагромождение чувственного опыта является той основой, которая ускоряет развитие процессов мышления, речи, обостряет внимание, обогащает интеллектуальные чувства, фантазию детей.
Восприятие – это психический познавательный процесс, который представляет собой отражение в сознании предметов, событий, явлений в процессе их непосредственного воздействия на человека, точнее на его органы чувств. В работах ряда исследователей (Г.М. Андреева [2], А.А. Бодалев [7], В.В. Знаков [17]) восприятие определяется с позиции сложного психического процесса, заключающегося в отражении предметов и явлений объективной действительности, воздействующих в конкретный момент на различные органы чувств индивида.
Следует отметить, что восприятие является первоочередно чувственным познанием. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, восприятие возникает в результате непосредственного воздействия различных раздражителей, а с другой – происходит отражение в человеческом сознании данного влияния, после чего происходит осмысление того, что человек видит, слышит, чувствует. Ведущей ролью восприятия является получение информации от окружающего человека мира, а также о самом себе, благодаря восприятию которой он может ориентироваться в пространстве, в различных ситуациях, осуществлять контроль за процессом выполнения действий, оценивать собственные чувства и состояния, а также состояния и чувство окружающих его людей, получать новую информацию, знания, сведения и т.д. [21, 25, 28].
Процесс восприятия любого предмета представляется довольно сложным, так как в нем берут участия разные органы чувств. Но, несмотря на это, отождествлять процесс восприятия с ощущениями нельзя, которые определяются как составляющие высшего уровня отражения действительности. Таким образом, можно говорить, что восприятие как бы надстраивается над ощущением. Перцептивный образ, которые возникает в результате процесса познавательной деятельности человека, сменяет собой сенсорный, но надо не забывать, что он включает также в себя и сенсорный в качестве составляющей [4, с. 39-41]. В процессе осуществления восприятия упорядочиваются и объединяются отдельные ощущения в целостные образы явлений, предметов, событий и пр.
В психологии, когда говорят об ощущении, имеют в виду отражение отдельных свойств предметов и явлений, а в случаи восприятия имеют в виду их интегрирование. Данные подход дает возможность понимать восприятие с позиции активного процесса образования целостного перцептивного образа. Восприятие будет активизироваться в тех ситуациях, когда младшим школьникам дается четкая установка на то, на что им необходимо обратить свое внимание, задавать те вопросы, которые будут способствовать активизации их мышления [28, с. 104].
В восприятии предмета как своеобразного синтеза его свойств происходит реакция на комплексный раздражитель, рефлекс на соотношение между его качествами, в результате чего возникают образы, которые воспринимаются через представление. Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности: мышлением, языком, чувствами, волей.
В восприятии предмета как типичного синтеза его параметров проистекает реакция на комплексный раздражитель, рефлекс на соответствие между его свойствами, как итог – появляются образы, воспринимающиеся чрез представления. Процесс восприятия обязательно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами – мышлением, речью, памятью, чувствами и эмоциями, волей.
Необходимо сделать акцент на том, что на восприятие влияет внимание человека, являющееся базой наблюдательности, которая, в свою очередность, выступает в роли основы культуры восприятия. Уровень восприятия личности можно определить также с помощью знаний, умений, навиков, опытом, культурой, которые человек получает в течении своей жизнедеятельности. Все эти и остальные причины воздействуют на качество перцептивного вида как окончательного итога процесса восприятия, осмысление того, что было воспринято, на скорость процесса восприятия, на создание стойкости восприятия и пр. Без восприятия было бы невозможно устанавливать контакты с другими людьми. В процессе взаимодействия и общении социальная перцепция взаимна: людям свойственно воспринимать, интерпретировать, расценивать друг друга (и это происходить не всегда беспристрастно, то есть мы говорим о субъективном восприятии партнера по общению и взаимодействию).
На основе конкретного или опосредствованного восприятия в сознании младших школьников появляются образы предметов, явлений, действий или представления о них. Образы восприятия представляют собой отражение, однако оно не зеркальное, не пассивное отображение действий на человека из вне, они возникают в ходе получения человеком (при чем активного) информации и ее анализа, а также в процессе продуктивной реконструкции предмета (объекта) в сознании человека. Л.С. Выготский отмечает, что «воспринимать вещи иначе - значит в то же время получать иные возможности действий относительно них» [12, 13].
Восприятие непосредственной реальности является основным каналом (конечно, автоматически включая ощущение и как минимум, запасы памяти и оперативной мыслительной обработки информации, которая приходит в данный момент) контакта субъекта с миром, фундаментом его текущего ориентирования, оценивания и прогнозирования пребывания своего «Я» в окружающем контексте. Это говорит о том, насколько важны такие характеристики восприятия как адекватность и точность получения сигналов (внешних или внутренних) человеком и их интерпретация, и
дальнейшего построения своей деятельности, которая будет оказывать значительное влияние на характер взаимодействия человека с окружающим миром.
Восприятие предусматривает рецепцию услышанных или увиденных объектов, установление их взаимосвязи и формирования представления об их значении
Обзор методик исследования восприятия младших школьников
Для исследования особенностей восприятия детей младшего школьного возраста необходимо правильно подобрать диагностические методики, которых на сегодняшний день достаточно большое количество. Для того, чтобы правильно определится с выбором методик конкретно для нашего исследования, стоит рассмотреть кратно наиболее популярные из них.
Для изучения особенностей зрительного восприятия следует использовать методика «Зрительно-моторная координация» (Л. Бендер) [14]. Данная методика позволяет определить уровень развития восприятия детей в процессе выполнения нескольких заданий, предусматривающие проведение ребенком различных линий – непрерывные прямые, кривые и выгнутые под разными углами от отмеченного начала до отмеченного конца.
Еще одна методика, которая позволяет выявить уровень развития внимание в младшем школьном возрасте – «Фигурно-фоновое различие» (Р.С. Немов) [22]. Она включает в себя различные задания, цель найти младшим школьником заданной фигуры, причем в процессе выполнения задания количество фоновых фигур постоянно увеличивается. В заданиях для младших школьников предусмотрено использование перечеркнутых фигур и «спрятанных» геометрических фигуры.
Методика «Постоянство очертаний» Л.А. Венгера [8] позволяет определить уровень развития у детей навыков узнавания центральной геометрической фигуры. Данная фигура обладает разными размерами, тоном, текстурами. Кроме того, она имеет и разное положение в пространстве. Для узнавания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.
С целью диагностики уровня развития восприятия детей младшего школьного возраста в пространстве следует применять «Положения в пространстве» (авторы Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко) [1]. Задание этой методике заключается в необходимости ребенком узнать повернутые и перевернутые геометрические фигуры, группы фигур и буквы в сериях.
Для диагностики особенностей развития восприятия пространства младших школьников можно также использовать методику «Пространственные отношения» Б.Г. Ананьева и Е.Ф. Рыбалко [1]. В основе этой методике лежит идея анализа и копирования разны форм, которые должны быть не особо сложные и состоять из линий разной длины, разных углов.