Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С целью определения уровня развития восприятия у детей младшего школьного возраста следует также применять комплексную методику, предложенную Р.С. Немовым [22]. Данная методика предполагает осуществление анализа фигур со последующим дорисовыванием их частей по образцу. Дополнительно стоит использовать еще одну методику, предложенную Р.С. Немовым, «Чего не хватает на этих рисунках» [22]. Задание данной методики заключается в том, что ребёнку предлагается посмотреть на серию рисунков, в каждом из которых не хватает какой-то существенной детали. Младшему школьнику необходимо указать, какой именно детали не хватает на рисунке.
С целью изучения целостности восприятия младших школьников стоит использовать методику «Разрезанные картинки» (Н.Л. Белопольськая) [6]. В процессе проведения методики ребёнку предлагается собрать из частей целую картинку и от того, насколько успешно справился он с этим заданием, определяется уровень развития у него целостности восприятия.
Для изучения особенностей восприятия также подходит методика «Времена года» Р.С. Немова. Данная методика позволяет определить уровень развития восприятия времени у детей младшего школьного возраста [22, 31].
Для изучения целостности восприятия младшими школьниками предмета и формы используют методику Т.Н. Головиной «Способность к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений» [31]. В процессе проведение этой методики, ребенку предлагается посмотреть геометрические фигуры с неполными контурами, которые изображены на картинках, и на незаконченные контуры предметных изображений (бабочка, жук и др.). Ребёнку необходимо так дорисовать эти фигуры и предметы, чтобы получилась целостная картинка.
Для выявления особенностей восприятия в младшем школьном возрасте также можно использовать методику «Какие предметы спрятаны в рисунках» (Р.С. Немов). Суть этой методики заключается в следующем: младшему школьнику объясняют, что ему сейчас будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы и нужно будет последовательно назвать все образы этих предметов [22].
Для изучения восприятия детей младшего школьного возраста успешно применяется методика О.М. Дьяченко «Эталоны». Эта методика позволяет определить уровень развития восприятия посредством решения задач, направленных на соотнесение форм предметов с заданными эталонами. В процессе выполнения задания по методике, младшему школьнику нужно подобрать подходящие картинки (образцы), которые дает ему экспериментатор. Образцы, представляют собой разные формы [24].
Наиболее подходящими методиками для изучения особенностей восприятия детей младшего школьного возраста, которые только пришли в школу, являются методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Исследователи разработали целую серию методик, направленных на изучение восприятие цвета, формы, времени и пространства [29]. Именно эти методики и были выбраны нами для экспериментального изучения восприятия детей младшего школьного возраста, так как нашу выборку исследования составляют учащиеся первого класса, то есть дети в возрасте 6-7 лет.
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия в младшем школьном возрасте
2.1. Организация экспериментального изучения восприятия младших школьников
База исследования: для изучения особенностей восприятия детей младшего школьного возраста было организовано исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Рузы».
Выборка исследования: в исследовании, которое проводилось в период с сентября по ноябрь 2019, приняли участие 27 детей возрастом 6-7 лет из которых 15 девочек и 12 мальчиков. Все дети младшего школьного возраста – учащиеся первого класса.
Целью данного этапа исследования являлось экспериментальное изучение восприятия младшими школьниками цвета, фигуры, времени и пространства.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста еще недостаточно развито восприятия; чаще всего трудности возникают у младших школьников в процессе восприятия времени и пространства.
В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:
1) подобрать диагностические методики, позволяющие изучить особенности восприятия в младшем школьном возрасте (восприятие формы, цвета, времени и пространства);
2) экспериментально изучить особенности восприятия детей младшего школьного возраста;
3) на основе полученных результатов исследования сформулировать выводы.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
I этап представлял собой выбор базы исследования, составление выборки и процесс систематизации информации об испытуемых (получение данных об их поле, возрасте и пр.).
На II этапе было проведено исследование восприятия детей младшего школьного возраста с помощью с серии методик Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение восприятия детей»: Методика 1 «Изучение восприятия цвета», Методика 2 «Изучение восприятия формы», Методика 3 «Изучение восприятия времени», Методика 4 «Изучение восприятия пространства» [32].
III этап предполагал качественную и количественную обработку данных, а также интерпретацию полученных результатов исследования. Также на этом этапе был применен метод описательной статистики (расчет показателей выборки – среднее, медиана, мода, дисперсия, стандартное отклонение и пр.). Расчет был произведен с помощью программы SPSS Statistics (версия 21.0).
На первом этапе мы собирали сведенья об испытуемых. Всего приняли участие 27 детей младшего школьного возраста (6-7 лет), из которых 15 девочек и 12 мальчиков. Все дети, которые брали участие в экспериментальном изучении восприятия, – учащиеся первого класса, растут в похожих условиях, в основном семьи полные. В Приложении А представлены основные данные о детях: возраст, пол, состав семьи.
До начала проведения экспериментального изучения восприятия младших школьников была проведена беседа с классным руководителем и самим детьми с целью сбора информации о них (пол, возраст и пр.).
2.2. Методики исследования восприятия в младшем школьном возрасте
В ходе исследования была использована серия методик «Изучение восприятия детей» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной).
Методика 1. «Изучение восприятия цвета»
Цель: исследовать уровень восприятия детьми младшего школьного возраста цвета.
Стимульный материал: для исследования необходимы круги основных и дополнительных цветов примерным диаметром в 3-4 см.; также нужн маленькие коробки таких же цветов, что и круги; дополнительно нужно иметь 4 карты размером А4, которые разделены на 10 секторов – на первой карте нужно наклеить кружки основных цветов, на вторую – круги, окрашенные в дополнительные цвета, на третьей – круги оттенков, а послееднюю нужно оставить пустой.
Ход проведения исследования: Данное исследование необходимо проводить с каждым ребенком индивидуально
Заключение
Теоретический анализ проблемы и проведенное экспериментальное изучение особенностей восприятия в младшем школьном возрасте позволили сформулировать следующие выводы: 1. Анализ научных источников дал возможность определить, что чаще всего исследователи рассматривают восприятие в качестве целостного отражения предметов и явлений действительности в результате их непосредственного воздействия на органы чувств в данное конкретное время. Восприятие зависит от прошлого опыта личности, так, чем больше она имеет представление о каком-то объекте, тем восприятие этого самого объекта будет более полным, точным и содержательным. Процесс восприятия осуществляется всегда в тесной связи с другими познавательными процессами психики, такими как внимание, мышление, память, воображение, речь, а также эмоционально волевыми – эмоциями, чувствами и волей. Восприятие в младших школьников отличается определенными особенностями, например, ему характерны аффективная окраска и она в большей степени непроизвольное. Однако в процессе возрастного развития, внимание теряет аффективность и становиться более осмысленным процессам, которому характерны целенаправленность, избирательность и стойкость, и в котором можно определить наличие произвольных действий – действия по наблюдению, изучению и поиску. 2. Восприятие детей младшего школьного возраста – это ведущее средство познания ими окружающего мира, изучение предметов и явлений находящихся в реальной действительности. Уровень развития восприятия оказывает влияние на успешности ведущего вида деятельности в данном возрасте – учебной деятельности. Среди особенностей восприятия в младшем школьном возрасте следует назвать: аффективный характер; осмысленность и целенаправленность; перестройка и совершенствования способа восприятия. Кроме того, у младших школьников восприятие приобретает характер экспериментирования и исследовательских действий. 3. Обзор методик, позволяющих экспериментально изучить особенности восприятия в младшем школьном возрасте показал, что в основном они направлены на изучение:
особенностей зрительного восприятия; качество восприятия цвета, формы времени и пространства; уровня целостности и структурности восприятия. Эти методики используются в комплексе для определения общего уровня развития восприятия детей. 4. С целью изучения уровня развития восприятия у детей младшего школьного возраста было организовано исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Рузы». В исследовании приняли участие 27 детей возрастом 6-7 лет, из которых 15 девочек и 12 мальчиков. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Сбор данных осуществлялся с помощью серии диагностических методик «Изучение восприятия детей» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной), направленных на исследования уровня развития восприятия цвета, формы, времени и пространства. 5. По результатам исследования было выявлено, что большинство младших школьников характеризуются среднем и выше среднем уровнем развития восприятия цвета, формы, пространства и времени. После анализа результатов, полученных по всем методикам, определили, что детям младшего школьного возраста гораздо легче воспринимать формы и цвета, чем время и пространство. Таким образом выдвинутая в начале работы гипотеза в ходе проведения экспериментального изучения восприятия детей младшего школьного возраста была полностью подтверждена, а именно было доказано, что у младших школьников еще недостаточно развито восприятия и в большинстве случаев трудности возникают в процессе восприятия времени и пространства.
Список литературы
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М. : Знание, 1999. – 468 с. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с. Барабанщиков В.А. Детерминация перцептивного процесса (к вопросу объяснения феноменов восприятия) [Текст] / В.А. Барабанщиков // Методология и история психологии. – 2008. – Том 3. – Выпуск 1. – С. 117-127. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса [Текст] / В.А. Барабанщиков. – М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. – 240 с. Барабанщиков В.А. Субъект и объект восприятия [Текст] / В.А. Барабанщиков // Эпистемология и философия науки. – Т. VII. – № 1. – 2006. – С. 57-72. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет. [Текст] / Н.Л. Белопольская. – М. : «Когито-Центр», 2008. – 20 с. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л.А. Венгер. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. – 472 с Вегнер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве [Текст] / Л.А. Вегнер // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М. : Моск. психолого-соц. ин- т, 2008. – С. 365-381. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М. : Смысл, 1998. – 685 с. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Лекции по психологии. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – С. 3-28. Выготский Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с. Дорохов В.Б. Психомоторный тест для диагностики зрительно-моторной координации при прослеживании движущихся объектов [Текст] / Дорохов В.Б., Арсеньев Г.Н., Лаврова Т.П. и др. // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. – М. : РАН, 2010. – C. 252-256. Запорожец А.В. Особенности и развитие процесса восприятия [Текст] / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. – М. : Наука, 1999. – 328 с. 36Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность [Текст] / А.В. Запорожець // Психология ощущений и восприятий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : АСТ: Астрель, 2009. – С. 551-556. Знаков В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В.В. Знаков. – М. : Институт психологии РАН, 1994. – 235 c. Когнитивная психология [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М. : ПЕРСЕ, 2009. – 480 с. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 940 с. Любимов В.В. Психология восприятия [Текст] / В.В. Любимов. – М. : Эксмо, 2007. – 472 с. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с. Немов Р.С. Психология [Текст] : учебник для студ. пед. вузов в 3 кн. / Р.С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 632 с. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 1999 – 261 с. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст] / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – С. 23-24 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство «Питер», 2000 – 712 с. – С. 225-255. Рузская А.У. Детская психология [Текст] / А.У. Рузская. – М. : «Университетское», 1988. – 220 с. Солсо Р. Когнитивная психология [Текст] / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 589 с. Сорокун П.А. Основы психологии [Текст] / П.А. Сорокун. – Псков : ПГПУ, 2005. – 312 с. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М. : Просвещение; Владос, 1995. – 291 с. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Редактор-составитель энциклопедии Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «Бахрах-М», 2014. – 624 с/