Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

 

      Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. В указе  Президента РФ Владимира Путина (май 2018)говорится:

 « необходимо внедрение… новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс».

  Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

    Основная цель учителя - развить ребёнка, т.е. научить работать с информацией.

Функциональная грамотность — это и есть прежде всего умение работать с информацией.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе! Как раз  идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Именно в начальной школе, на начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

На уроках русского языка для формирования орфографической зоркости и грамотного письма хорошо использоватьприем «Лови ошибку».

    Детям нужно  найти и исправить допущенные в тексте ошибки.

С удовольствием ребята примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Лучше всего выполнять данное задание в виде игры. Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.


В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Прием «Проблемная ситуация»

            Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Математика, 2 класс Предъявление двух противоречивых фактов

Тема:«Порядок действий» 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Сравните равенства:

8 – 3 + 4 = 9

8 – 3 + 4 = 1

- Чем похожи?

-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)

-Почему разные результаты? Как получили?

- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?

Учитель: Выполните вычисления в  следующей последовательности:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления в  следующей последовательности:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения. Чего не хватает в выражении? (Побуждение к осознанию противоречия).

Приём «Удивляй!»

Универсальный приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует умение анализировать, выделять и формулировать противоречие.

При использовании этого приема  хорошо известные факты становятся загадкой.

НапримерУрок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Прием «Корреспондент»

 Представьте, что я корреспондент познавательного журнала «Наука и жизнь», ответьте на мои вопросы.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Как сделать урок ярким и запоминающимся?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?



- Был ли полезным для вас сегодняшний урок?

- Где и как вы сможете применить полученные на уроке знания?

     Или же, к примеру , на уроке окружающего мира при изучении темы «Объекты Всемирного наследия» поделить класс на группы. Каждой группе дать текст с вопросами, по какому – либо объекту Всемирного наследия. Определить время выполнения задания. По истечении времени, когда дети ответили на предложенные вопросы, один ученик от группы будет корреспондентом и будет рассказывать про тот объект, который был дан.

Данный прием  формирует умение анализировать и находить нужную информацию.

Приём активизации мыслительной деятельности «Ложная альтернатива».

Формирует: учебные умения; умение работать в команде; умение слушать и слышать друг друга.

         Сколько будет 8 + 4: 11 или 13?

         Что растет на березе - яблоки или груши?

         Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»? и т.д.

         Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

         Столица России - Париж или Минск?

Приём обобщения и систематизации знаний «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

1.Имя существительное                                                                                    Снег

2. Имя прилагательное                                                                               Пушистый

  Имя прилагательное                                                                                 Белый

3.Глагол                                                                                                       Сверкает

   Глагол                                                                                                       Лежит

  Глагол                                                                                                          Хрустит

4. Предложение из нескольких слов,                                 
Белоснежный ковер покрыл землю.

оказывающее отношение к теме

5. Слово, связанное с первым словом, отражает суть темы                  Красота!

            Все эти приемы помогают развивать мотивацию к обучению, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, учат работать с книгой и текстом, развивают познавательную активность, формируют и развивают функциональную грамотность учащихся. Однако дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

            Такие методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.