Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. В указе Президента РФ Владимира Путина (май 2018)говорится:
« необходимо внедрение… новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс».
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Основная цель учителя - развить ребёнка, т.е. научить работать с информацией.
Функциональная грамотность — это и есть прежде всего умение работать с информацией.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе! Как раз идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Именно в начальной школе, на начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
На уроках русского языка для формирования орфографической зоркости и грамотного письма хорошо использоватьприем «Лови ошибку».
Детям нужно найти и исправить допущенные в тексте ошибки.
С удовольствием ребята примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Лучше всего выполнять данное задание в виде игры. Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.
В этом тексте 22 ошибки!
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Математика, 2 класс Предъявление двух противоречивых фактов
Тема:«Порядок действий» 2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Сравните равенства:
8 – 3 + 4 = 9
8 – 3 + 4 = 1
- Чем похожи?
-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)
-Почему разные результаты? Как получили?
- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?
Учитель: Выполните вычисления в следующей последовательности:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
Учитель: Выполни вычисления в следующей последовательности:
1) К числу 3 прибавить число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Учитель: Ребята, сравните выражения. Чего не хватает в выражении? (Побуждение к осознанию противоречия).
Приём «Удивляй!»
Универсальный приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует умение анализировать, выделять и формулировать противоречие.
При использовании этого приема хорошо известные факты становятся загадкой.
Например. Урок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.
Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.
Прием «Корреспондент»
Представьте, что я корреспондент познавательного журнала «Наука и жизнь», ответьте на мои вопросы.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Как сделать урок ярким и запоминающимся?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?
- Был ли полезным для вас сегодняшний урок?
- Где и как вы сможете применить полученные на уроке знания?
Или же, к примеру , на уроке окружающего мира при изучении темы «Объекты Всемирного наследия» поделить класс на группы. Каждой группе дать текст с вопросами, по какому – либо объекту Всемирного наследия. Определить время выполнения задания. По истечении времени, когда дети ответили на предложенные вопросы, один ученик от группы будет корреспондентом и будет рассказывать про тот объект, который был дан.
Данный прием формирует умение анализировать и находить нужную информацию.
Приём активизации мыслительной деятельности «Ложная альтернатива».
Формирует: учебные умения; умение работать в команде; умение слушать и слышать друг друга.
Сколько будет 8 + 4: 11 или 13?
Что растет на березе - яблоки или груши?
Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»? и т.д.
Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
Столица России - Париж или Минск?
Приём обобщения и систематизации знаний «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
1.Имя существительное Снег
2. Имя прилагательное Пушистый
Имя прилагательное Белый
3.Глагол Сверкает
Глагол Лежит
Глагол Хрустит
4. Предложение из нескольких слов,
Белоснежный ковер покрыл землю.
оказывающее отношение к теме
5. Слово, связанное с первым словом, отражает суть темы Красота!
Все эти приемы помогают развивать мотивацию к обучению, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, учат работать с книгой и текстом, развивают познавательную активность, формируют и развивают функциональную грамотность учащихся. Однако дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Такие методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.