Файл: Методические указания по проведению лабораторно практических занятий по оп. 01. Основы теории информации для специальности 09. 02. 02 Компьютерные сети.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 663

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54» ИМЕНИ П.М.ВОСТРУХИНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по ОП. 01. Основы теории информации

для специальности: 09.02.02 Компьютерные сети

Москва

2015

Рассмотрено:

на заседании цикловой комиссии

_____________________________
Протокол № ____ от «____» ___ 2015г


Утверждаю
Зам. директора по УМР
___________ И.Г.Бозрова

«____» ____________ 2015г.


Председатель ПЦК

____________ С.Н. Хохлов






Разработал: Ф.И.Казиханов, преподаватель ГБПОУ Колледж связи №54

  1. Предисловие

    1. Назначение методических указаний

    2. Требования к знаниям и умениям студентов при проведениилабораторно-практических занятий по дисциплине

  2. Правила проведения лабораторно – практических занятий

  3. Этапы выполнения лабораторных(практических)работ

  4. Тематика лабораторных (практических) работ и задания к ним

  5. Список литературы, необходимой для подготовки к проведению и защите лабораторных (практических) работ



  1. Предисловие

    1. Назначение методических указаний

Данные методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний, полученных в рамках лекционного курса, и приобретения необходимых практических навыков и умений в решении профессиональных задачна базе компьютерных технологий с применением соответствующих методических средств по программе ОП.01 «Основы теории информации» специальности 09.02.02 Компьютерные сети.

В сборнике содержатся методические указания по выполнению следующих лабораторных и практических работ:

  1. Практическая работа №1. Способы хранения обработки и передачи информации

  2. Практическая работа № 2.Поиск энтропии случайных величин.

  3. Лабораторная работа №1.Измерение количества информации.

  4. Практическая работа № 3. Применение теоремы отчетов.

  5. Практическая работа №4. Расчет вероятностей

  6. Лабораторная работа №2. Выполнение расчетов по теореме отчетов.

  7. Лабораторная работа №3. Определение пропускной способности дискретного канала.

  8. Лабораторная работа №4. Составление закона распределения вероятностей.

  9. Практическая работа №5. Практическое применение различных алгоритмов сжатия.

  10. Лабораторная работа №5. Сравнение и анализ архиваторов.

  11. Практическая работа №6. Практическое применение алгоритмов кодирования.

  12. Лабораторная работа № 6. Кодирование информации.

  13. Лабораторная работа №7. Декодирование информации.

  14. Практическая работа №7.Практическое применение криптографии.

  15. Лабораторная работа №8. Изучение и сравнительный анализ методов шифрования.




    1. Требования к знаниям и умениям студентов при проведении лабораторно-практических занятий по дисциплине

При выполнении лабораторных (практических)работ обучающийся долженуметь:

  • применять закон аддитивности информации;

  • применять теорему Котельникова;

  • использовать формулу Шеннона.


При выполнении лабораторных (практических)работ обучающийся должензнать:

  • виды и формы представления информации;

  • методы и средства определения количества информации;

  • принципы кодирования и декодирования информации;

  • способы передачи цифровой информации;

  • методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных.

ОК и ПК, которые актуализируются при проведении лабораторно-практических занятий:

  • ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

  • ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

  • ПК1.3Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств;

  • ПК2.1Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев;

  • ПК 2.2 Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах;

  • ПК 3.2 Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях

  1. Правила проведения лабораторно – практических занятий

  1. Студент должен подготовить ответы на теоретические вопросы к ЛПЗ;

  2. Перед началом каждой работы проверяется готовность студента к ЛПЗ;

  3. После выполнения лабораторной(практической)работы студент должен представить отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов;

  4. Студент, пропустивший ЛПЗ по уважительной или неуважительнойпричинам, обязан выполнить работу в дополнительно назначенное время.

  5. Оценка за работу студенту выставляется с учетом предварительной подготовки к работе, доли самостоятельности при ее выполнении, точности и грамотности оформления отчета по работе.




  1. Этапы выполнения лабораторных (практических) работ

3.1. Постановка задачи работы

На первом занятии со студентами проводится общая постановка задач. Преподаватель может давать необходимые пояснения по методике предстоящих лабораторных (практических) работ. После ознакомления с программным комплексом преподаватель проводит постановку задачи конкретного лабораторного или практического занятия. Здесь разъясняется группе студентов содержание и объем конкретной лабораторной (практической)работы. Прежде всего, формулируются цели, задачи, основные этапы работы, последовательность и ход решения. Определяются содержание и форма представления результатов работы. Проводится инструктаж поОхране труда с записью в журнал.

3.2. Ознакомление студента с содержанием и объемом работы.

На этом этапе студент должен тщательно изучить содержание и объем предстоящей работы. Если постановка задачи недостаточно ясна, он может обратиться к преподавателю за дополнительными разъяснениями. Затем студент приступает к выполнению задания лабораторной (практической)работы.

3.3. Порядок выполнения работы.

Студент включает ПК и, при необходимости, запускает соответствующую программу. В соответствии с установленной последовательностью этапов работы студент выполняет объем работ, предусмотренных заданием. При условии выполнения полного объема работы студент проверяет правильность результатов и предъявляет преподавателю результаты работы, выведенные на монитор. В случае замеченных ошибок, студент принимает меры к их исправлению и затем снова предъявляет результаты преподавателю для контроля и приема результатов работы. Если в работе ошибок не содержится, то приступает к составлению и оформлению отчета по работе.

3.4. Регистрация результатов и оформление отчета по работе.

По мере того, как выполняются этапы лабораторной (практической)работы, студент регистрирует все результаты своей работы в собственном файле. Этот файл в будущем должен быть оформлен как отчет студента по работе. Файл должен храниться в папке соответствующего студента. На основе полученных результатов составить соответствующий отчет и сдать его преподавателю.

Отчет по каждой лабораторной (практической)работе составляется по следующей обобщенной структуре:

  • Наименование идентифицирующих признаков: «Отчет по лабораторной (практической) работе №_____ по теме (наименование темы)».

  • Студента (указываются фамилия и инициалы, курс, группа).

  • Цель работы. Формулируется в соответствии с содержанием раздела «Цельработы», соответствующей лабораторной (практической) работы.

  • Методика работы. Определяется в соответствии с указанной выше формулировкой и при необходимости уточняется в зависимости от содержания конкретной лабораторной (практической) работы.

  • Этапы выполнения работы. Приводятся номера и наименования этапов работы, указанные выше. Последовательно по каждому из этапов приводится характеристика содержания выполненных по этапу работ.

  • Ответы на контрольные вопросы приводятся во всех лабораторных (практических) работах.

  • Выводы по работе. К этой части работы студент должен быть особенно внимательным. Формулируются выводы теоретического и практического характера о выполненной лабораторной (практической) работе. Обычно выводы излагаются последовательно по каждому из этапов работы (отчета) – 1-2 вывода. Выводы формулируются в сжатой и четкой форме. Вывод должен содержать сжатую мысль о выполненном этапе работы, как результат аналитической переработки содержания выполненного этапа. Не следует указывать в выводах содержание и объем выполненных работ.


Текст отчета должен быть изложен лаконично и вместе с тем информативно с соблюдением правил грамматики. В конце отчета может быть указана литература, которую студент применил в лабораторной (практической) работе. Библиографические описания литературных источников должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.1-84. Правила библиографического описания документации.

3.5. Заключительная часть лабораторной (практической) работы.

После окончания составления отчета студент проверяет его правильность и устраняет ошибки. При условии отсутствия ошибок предъявляет экранный отчет преподавателю. Преподаватель читает текст отчета и принимает его. При условии замеченных ошибок преподаватель указывает студенту на эти ошибки. После этого студент исправляет ошибки и повторно предъявляет отчет преподавателю. После завершения полного объема работ, исправления ошибок по замечаниям преподавателя, сохраняет отчет, выходит из системы и выключает компьютер.

  1. Тематика лабораторных и практических работ и задания к ним

Практическая работа №1

Тема: Способы хранения, обработки и передачи информации.

Цель: научиться сохранять, обрабатывать и передавать данные при помощи технических средств информации.

Время выполнения: 2 часа

Оборудование: ПК, сканер, фотоаппарат, микрофон, диск.

Раздаточный материал: инструкционно – технологическая карта для сканирования фотографии.

Программное обеспечение: операционная система, программа для работы с видеоинформацией.

Теоретические основы

1. Технологии сбора и хранения информации

Сбор предполагает получение максимально выверенной исходной информации и является одним из самых ответственных этапов в работе с информацией, поскольку от цели сбора и методов последующей обработки полностью зависит конечный результат работы всей информационной системы.

Технология сбора подразумевает использование определенных методов сбора информации и технических средств, выбираемых в зависимости от вида информации и применяемых методов ее сбора. На заключительном этапе сбора, когда информация преобразуется в данные, т. е. в информацию, представленную в формализованном виде, пригодном для компьютерной обработки, осуществляется ее ввод в систему
 Для сбора данных необходимо сначала определить технические средства, позволяющие осуществлять сбор быстро и высококачественно и поддерживающие операции ввода информации и представления данных в электронной форме.


2. Технологический процесс обработки информации

Технологический процесс обработки информации — есть строго определенная последовательность взаимосвязанных процедур, выполняемых для преобразования первичной информации с момента ее возникновения до получения требуемого результата.

Технологический процесс призван автоматизировать обработку исходной информации за счет привлечения технических средств базовой информационной технологии, сократить финансовые и трудовые затраты, обеспечить высокую степень достоверности результатной информации. Для конкретной задачи той или иной предметной области технологический процесс обработки информации разрабатывается индивидуально. Совокупность процедур зависит от следующих факторов:
   • характер и сложность решаемой задачи;
   • алгоритм преобразования информации;
   • используемые технические средства;
   • сроки обработки данных;
   • используемые системы контроля;
   • число пользователей и т. д.
   В общем случае технологический процесс обработки информации включает процедуры.

 

3. Способы обработки информации

Современные информационные технологии позволяют обрабатывать информацию централизованным и децентрализованным (т. е. распределенным) способами.
   Централизованный способ предполагает сосредоточение данных в информационно-вычислительном центре, выполняющем все основные действия технологического процесса обработки информации. Основное достоинство централизованного способа — сравнительная дешевизна обработки больших объемов информации за счет повышения загрузки вычислительных средств.
   Децентрализованный способ характеризуется рассредоточением информационно-вычислительных ресурсов и распределением технологического процесса обработки информации по местам возникновения и потребления информации. Достоинством децентрализованного способа является повышение оперативности обработки информации и решения поставленных задач за счет автоматизации деятельности на конкретных рабочих местах, применения надежных средств передачи информации, организации сбора первичных документов и ввода исходных данных в местах их возникновения.