Файл: Объект исследования одарённые и талантливые дети в образовательном учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие выдающиеся люди – учёные, художники, управленцы – имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей, которые и обеспечивали им успех в жизни.
Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.
Разные аспекты одаренности представлены в исследованиях Г. Костюка, О. Матюшкина, В. Моляко, С. Рубинштейна и др.
Также следует отметить, что вопросами, связанными с одаренность, занимались такие ученые как Д. Гилфорд, Е. Торранс, Д. Богоявленская, М. Векслер, М.М. Торрис, Савенкова, Г. Бурменская, В. Слуцкий, Хант, Пиаже, Блум, Шэффер, Маккарти, Дэвид Фелдман, Эрйксон, Вайт, Витмор, Е.С. Белова, М.А. Холодная.
Таким образом, изучаемая тема требует более детального исследования как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Ввиду вышесказанного, темой нашего исследования была выбрана «Поддержка одарённых, талантливых детей в образовательном учреждении».
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами. На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым «Одарённым» детям.
Объект исследования – одарённые и талантливые дети в образовательном учреждении.
Предмет исследования – системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одарённых детей в образовательном учреждении.
База практического исследования – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Цель исследования – определить специфику поддержки одарённых, талантливых детей в образовательном учреждении.
Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
Изучить теоретический и практический материала по исследуемой тематике;
Рассмотреть психологические особенности одарённых детей;
Определить важность поддержки одарённых и талантливых детей;
Охарактеризовать систему выявления одарённых детей и практические методы работы с одаренными детьми;
Провести анализ практической реализации работы с одарёнными и талантливыми детьми на базе учебного учреждения;
Разработать направления развития системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одарённых детей на примере учебного учреждения
Методологическую основу исследования составили: общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия); методы эмпирического уровня познания; количественные методы исследования; методы статистического анализа; методы сравнительного анализа; описательный метод; метод измерений; компаративный метод; метод анкетирования и другие
Гипотеза исследования: если учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении организован с учетом выявления и развития одарённых детей в условиях реализации индивидуальной траектории развития, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуально-творческом развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и дополнении теоретических знаний по исследуемой проблематике.
Теоретическую основу исследования, проведенного в данной работе, составили труды зарубежных и российских авторов в области управления процессом выявления и поддержки одарённых талантливых детей в образовательном учреждении. Также при написании работы были использованы: нормативно-правовые материалы; материалы периодических изданий по изучаемой проблеме; статистические данные; учебники; научные статьи; справочные материалы Internet-сайтов; материалы отчетности исследуемого учреждения.
Эмпирическую основу исследования составили данные учета и отчетности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, данные опроса и тестирования сотрудников данного учреждения.
Практическая значимость работы определяется тем, что выводы и рекомендации, сформулированные по результатам проведенного в ней исследования могут быть использованы при разработке направления развития системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одарённых детей на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Цели и задачи, особенности объекта и предмета исследования определили структуру работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе изучены теоретические основы управления процессом выявления и поддержки одарённых талантливых детей в образовательном учреждении.
Во второй главе произведено исследование системы управления процессом выявления и поддержки одарённых талантливых детей на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В третьей главе обоснованы направления развития системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одарённых детей на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Общие выводы по результатам исследования сформулированы в заключении. Отдельные положения работы проиллюстрированы материалами приложений.
Под педагогической поддержкой одаренных детей мы понимаем специально организованный процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала талантливых и одаренных детей, что требует организации условий для их развития в образовательном учреждении. Образовательный процесс, построенный на основе технологий личностно-ориентированного обучения, предоставляет каждому ученику, опираясь на способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
Задача управления процессом поддержки одаренных и талантливых детей в школе заключается, на наш взгляд, в создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих поддержание и развитие исследовательской активности и исследовательских предпочтений ребенка:
1) управление образовательным учреждением на основе достоверного измерения деятельности;
2) организация личностно-ориентированной развивающей образовательной среды на основе использования личностно-ориентированных образовательных технологий;
3) организация исследовательской деятельности путем включения всех субъектов образования в проектную деятельность [14]. Нами выявлены следующие результаты проведенной опытно-экспериментальной работы: – произошла динамика в уровне инновационной активности педагогов; – повысился уровень
инновационной составляющей образовательных программ; – увеличилась степень внедрения инновационных форм и методов в деятельность педагогического коллектива; – изменилось образовательное пространство школы, её учащиеся удовлетворены тем, как организуется исследовательская деятельность (65 %).
Исследование подтвердило, что реализация комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей на основе личностно-ориентированных образовательных технологий позволяет добиться положительной динамики в процессе поддержания и развития исследовательской активности обучающихся.