Файл: Реферат по дисциплине Психологическая работа по предупреждению гиперактивности и синдрома дефицита внимания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интересно отметить отечественные данные о распространенности СДВГ. Исследования, проведенные Н. Н. Заваденко и соавт. (1999), показывают, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6% детей. Результаты сравнительных эпидемиологических исследований, проведенных И. П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой (2001, 2002), показывают, что в г. Москве СДВГ встречался в 18% случаев, в г. Шатуре — в 15% случаев, в г. Владимире — в 17% случаев. Столь широкий разброс значений объясняется применением разных диагностических критериев и отсутствием единообразия в составе изучаемых групп. При оценивании распространения СДВГ учитываются сообщения учителей, родителей и врачей, которые далеко не всегда согласуются между собой, так как поведение ребенка может меняться в зависимости от ситуации. Также завышенные результаты распространения СДВГ являются результатом использования психологических тестов оценки внимания, а не клинических критериев.

СДВГ в 3-4 раза чаще встречается у лиц мужского пола (August G. J. et al., 1998; Barkley R. A., 1998). Относительное преобладание СДВГ среди мальчиков объясняют рядом причин: влиянием генетических факторов; более высокой уязвимостью плодов мужского пола по отношению к различным воздействиям; большей степенью специализации больших полушарий мозга у мальчиков по сравнению с девочками, что обусловливает меньший резерв компенсаторных возможностей функций при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность (Корнев А. Н., 1995). Кроме этого, у мальчиков СДВГ регистрируют чаще по причине их агрессивного поведения, а невнимательность у девочек гораздо реже сопровождается деструктивным поведением (Szatmari P., 1992).

СДВГ встречается у детей во всех социально-экономических группах. При этом ряд авторов отмечает, что несколько чаще СДВГ фиксируется в малообеспеченных слоях населения (Trites R., 1979; Szat-mari P., 1992). Данный факт можно объяснить тем, что социальные факторы чаще вызывают сопутствующие поведенческие проблемы криминального характера. Также СДВГ более распространен в регионах с повышенной плотностью населения (Barkley R. А., 1998).

Заключение

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психолого-педагогическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что: дети с синдромом плохо усваивают школьную программу; не подчиняются общепринятым правилам поведения; с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи; вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом; нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей дошкольного возраста


Установили, что гиперактивность - комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля. Гиперактивным детям часто ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга;

Ознакомились с психолого-педагогической характеристикой данной категории детей: характерной особенностью мыслительной деятельности гиперактивных детей, является цикличность (дети могут продуктивно работать 10-15 минут, а потом 3-7 мин. мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла). В такие моменты ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Потом мыслительная деятельность возобновляется и ребенок снова готов к работе 5-15 минут; у гиперактивных детей внимание не сосредоточено, они могут «впадать» и «выпадать из состояния сосредоточенности, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, чтобы оставаться активными. Гиперактивный ребенок долго не может приступить к выполнению заданий, а когда наконец-то садится, через две минуты его что-либо отвлекает. Часто ребенок заинтересован, но непоследователен в своей заинтересованности. Он на все смотрит, все слушает, все трогает, но эти действия не формируются в опыт. Его знания, мысли, выводы носят поверхностный характер, поскольку его удовлетворяет любой ответ, полученный на вопрос и он не делает попыток понять значение описанного явления. Ребенок часто не задумывается о последствиях. Не редко проявляет агрессивность, и даже жестокость в отношении того, кто мешает ему получить желаемое;

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской пстихологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.

  2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестиник перинаталогии и педиатрии. 2000. № 3.

  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд.-во Института психотерапии, 2001.

  4. Венгер Л.А. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4.

  5. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология, 1996. № 3.

  6. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, 1980.

  7. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. № 1

  8. Заваденко Н.Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения // Российский медицинский журнал. 1999. № 4.

  9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.

  10. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. М 1994. № 1.

  11. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю, Суворина Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1997. № 1.

  12. Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Педиатрия. 2001. № 2.

  13. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М.: НИИ семтьи. 1997.

  14. Кучма В.Г., Платонова А.Г., Баль Л.В., Гусар О.А., Баранова И.И., Жукова Н.Ф., Трусова Т.С. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Рос. Вестник перинаталогоии и педиатрии, 1996. № 2

  15. Кучма В.Г., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики, прогноза). М.: ММА, 1994.

  16. Маттнер Д. Сущность феномена детской гиперактивности // Гиперактивные дети: коррекция психомоторноо развития / Под ред. М. Пассольта / Пер. С нем. М.: Издательский центр "Академия", 2004.

  17. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб. 2008

  18. Разумовская О.И., Голошейкин С.А. Роль дефицита внимания и гиперактивного состояния в процессов обучения и воспитания // Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 1997.

  19. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и приактические рекомендации родителям и пелагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002.

  20. Трошин В.Д. Минимальная мозговая дисфункция. Ранняя диагностика и реабилитация // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детскоо возраста // Тез. Докл. Всесоюз. Конференции. Ташкент, 1984.

  21. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью / Психиатрия /под ред. Р.Шейдера / Пер. С англ. М.: Практика, 1998.

  22. Халецкая О.В, Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. Неврол. и психиатр. Им. Корсакова. 1998. Т. 98, № 9.