Файл: Отчет по практике (введение в профессию) Фамилия, имя, отчество студента Климко Юлия Владимировна.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Кафедра педагогики и психологии
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
(введение в профессию)
Фамилия, имя, отчество студента
Климко Юлия Владимировна
курс 1, группа ОФ-113-084-5-1
направление подготовки Педагогическое образование
профиль Физика. Математика
Челябинск 2021
Задание 1. Анализ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.
После распада Советского союза возникла необходимость обновления существующего законодательства. 10 июля 1992 года был принят Закона РФ № 3266-1 «Об образовании», позволяющий регулировать правоотношения в образовательной сфере. Однако по мере его применения обнаруживались недочеты в формулировке основных понятии, в разграничении правовых явлений. Прогресс в области образования стал отправной точкой для необходимости изменения законных актов. К примеру, появилось негосударственное образование, которое нуждалось в правовой регламентации. Кроме того, Закон об образовании строился таким образом, что законы по каждому образовательному уровню должны были приниматься отдельно. Принятый спустя 4 года федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" практически на 70% повторяет базовый закон об образовании.
В 2000-х годах довольно широко обсуждалась возможность разработки Образовательного кодекса, но было принято решение сформировать новый закон об образовании.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлен на:
-
создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан; -
комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования; -
обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Действующий закон по своему объему намного превосходит предыдущий (111 и 58 статей соответственно). Это позволило объединить исходный закон со многими подзаконными актами и создать универсальный законодательный документ, касающийся всех видов отношений в образовательной сфере.
Для того чтобы убедиться в этом, необходимо провести сравнительный анализ двух законов по различным критериям:
-
основные понятия закона, -
основные новации закона, -
изменение в структуре профессионального образования, -
формы получения образования.
В Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» не закреплен понятийный аппарат, устанавливающий наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения. В новом ФЗ от 29.12.2012 во второй статье представлены определения важнейших понятий (в общей сложности 34 определения). Далее приведены формулировки первых из них.
«…1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни…»
Введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Определены виды организаций, осуществляющих обучение.
Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
-
К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
Основные новации закона отражены в таблице 1.
Таблица 1. Изменения в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Изменения | Положения статей |
Уточнена система видов и уровней образования | Статья 10. Структура системы образования. 2.Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. 6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. |
Сокращено количество типов образовательных организаций (ранее - 7 типов и открытый перечень). Закреплено деление образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых образовательных программ. Определены два типа образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы. | Статья 23. Типы образовательных организаций. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1)дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3)профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; 4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. 3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования, 2) организация дополнительного профессионального образования. |
Отражена структура образовательной организации | Статья 27. Структура образовательной организации. 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро…). 4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. |
Закреплены современные требования к образовательному процессу, связанные с внедрением новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. | Впервые на законодательном уровне закреплены положения: - о модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц. (Статья 13); - о сетевом взаимодействии при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях. (Статья 15); - об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (Статья 16); - об образовательном кредитовании (Статья 104); - об обучении по интегрированным образовательным программам; - об образовательных и информационных ресурсах в образовательном процессе. |
Предусматриваются специальные положения о способах защиты прав обучающихся и родителей. | Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. |
Включены нормы, закрепляющие транспортное обеспечение обучающихся. | Статья 40. Транспортное обеспечение. 1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. 2. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. |
Регламентированы на уровне федерального закона условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. | Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Осуществление ее предполагается в форме реализации инновационных проектов (программ) образовательными организациями, иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. Экспериментальная деятельность рассматривается как деятельность, направленную на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов, механизмов, образовательных ресурсов, а также новых направлений подготовки и специальностей. Такая деятельность будет осуществляться в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определит Правительство РФ. |
Предусматриваются специальные положения, касающиеся возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений | Статья 53. Возникновение образовательных отношений. Статья 54. Договор об образовании. Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении. Статья 57. Изменение образовательных отношений. Статья 61. Прекращение образовательных отношений. |
Включен ряд положений, направленных на создание материальных гарантий для обучающихся. Определен порядок и условия предоставления образовательных кредитов. | Статья 104. Образовательное кредитование. |
Конкретизированы и расширены нормы по общему образованию. | Статья 63. Общее образование. Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование. 11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам. 1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. |
Предполагается введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Статья 12. Образовательные программы. 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. |
Включены нормы о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, а не за содержание ребенка. Исключены ограничения по установлению размера родительской платы. Изменен круг лиц, с которых родительская плата не взимается. | Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. |
Конкретизированы нормы по дополнительному образованию детей и взрослых. | Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых. |
Закреплены особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся | Глава 11 Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности. Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей. Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования. Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств. Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта. Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации. |
Законодательно оформлено слияние образовательной и научной деятельности при получении высшего образования. | Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. |
К изменениям в структуре профессионального образования относится реорганизация начального профессионального образования за счет расширения сферы средне-профессионального образования.
Статья 68. Среднее профессиональное образование. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. «1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».
В условиях развития производства, внедрения новых наукоемких технологий уровень начального профессионального образования зачастую является недостаточным. В связи с этим предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования, что позволит обеспечить непрерывность профессионального образования. В этих целях вводится «первый» уровень среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих.
Следует также отметить, что законодательство в сфере среднего профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации - среднее профессиональное образование станет общедоступным, что будет способствовать повышению привлекательности для молодёжи и росту заинтересованности граждан в его получении.
Структурно и содержательно начальное профессиональное образование входит в систему среднего профессионального образования.
Новым уровнем профессионального образования является «третий» уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации (в настоящее время это послевузовское профессиональное образование – аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка и ординатура). Такая структура профессионального образования будет максимально соответствовать потребностям современной экономики, международной интеграции и мобильности.
Расширены условия получения второго или последующего высшего образования (Статья 69).
В Статье 70 представлены общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. В пункте 2 определены сроки действия результатов ЕГЭ, а в пунктах 3-4 и 7-10 даются предписания насчет вступительных испытаний и минимального количества баллов, необходимых для поступления в ту или иную образовательную организацию высшего образования.
В следующей статье впервые прописаны особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. На основе данной статьи все образовательные организации обязаны информировать абитуриентов о существующих квотах и особых правах и необходимости предоставления документов, подтверждающих их наличие.
В соответствии с частью 1 статьи 17 в Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
В части 2 конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.
Таким образом, в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.
В законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 в статье 10 представлены 6 форм получения образования: «1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования».
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является формой получения образования. Экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.