Файл: Сущность органов местного самоуправления Понятие и сущность органов местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность органов местного самоуправления

    1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

1.2.Система органов местного самоуправления

Глава 2. Структурная составляющая органов местного самоуправления

2.1 Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

2.2 Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальностью данной курсовой работы является установление общих принципов организации системы местного самоуправления в соответствии с конституции Российской федерации отнесено, к ведению Российской федерации ее субъектов определяют соответственно полномочия федеральных органов государственной власти субъектов в этой сфере.

Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработанны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выбраны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

Поэтому особое значение приобретает, сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и сомоупраленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Научно обоснованное исследование этой проблемы связано с развитием таких единых фундаментальных основ, на которых строятся российская государственность и самоуправление, как народность, общность, соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала.

Поэтому важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже, сегодня возносились на уровне общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению, к установлению государственно-земского строя, в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов – Российский Союз Федеральных округов и республик.


Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий Центра, региона и муниципалитетов. В этой связи фактор самоорганизации территорий становится важнейшим условием дальнейшего осуществления реформ.

В России действует практика местного самоуправления, не имеющая зарубежных аналогов, единой теоретической и законодательной основы. Одни пытаются отделить местного самоуправления от государства, другие предпочитают рассматривать его в качестве неотъемлемого института государства. Администрация самоуправление муниципальное образование

Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса – задача науки. При этом мы исходим из того, что государство не может создавать самоуправленческие структуры. Они должны произрастать снизу самостоятельно, главная задача государства – создавать необходимые правовые и организационные условия, благоприятную политическую атмосферу для становления в обществе самоуправленческих начал, первичным из которых является широкое и повсеместное развитие местного самоуправления и прежде всего его низового уровня.

Местное самоуправление, по данной проблематике, является предметом исследований, проводимых представителями различных отраслей научного знания, в том числе юристами, политологами, экономистами, социологами, историками. Работа о местном самоуправлении, изданные в России, дают основание сделать заключение о том, что в XIX в. Эта идея овладела умами значительной части ученых и практиков. Без преувеличения можно сказать, что это имена крупных деятелей русской правовой и политической культуры.

Комплексный подход к исследованию общетеоретических проблем взаимодействия государства и местного самоуправления в России позволил проанализировать статус местного самоуправления как института гражданского общества и структурного элемента государственно- правовой надстройки, показать место и роль самоуправления в общественной и государственной жизни, раскрыть средства и методы, которые используется местным самоуправлением для осуществления своих функций и реализации задач, направленных на обеспечение прав, интересов и благ населения, проживающего на территориях соответствующих муниципальных образований, проанализировать взаимосвязь государственной и муниципальной власти как разновидностей публичной власти, соотношение государственного и местного самоуправления в единой системе управления, рассмотреть шаги, направленные на обеспечение правопорядка и единой демократической законности в сфере общественных отношений, возникающих на местном уровне, раскрыть взаимозависимость и взаимообусловленность государственного и муниципального строительства в начавшемся ныне процессе реформирования государственных и самоуправленческих структур.



Целью курсовой работы является осветить вопрос о функциональной структуре местных органов самоуправления.

Задачи:

- Определение сущности органов местного самоуправления;

- Рассмотрение структуры органов местного самоуправления;

- Описание каждого элемента структуры, с указанием его места в структуре, а также его функции;

Материал, на который сделан основной упор – это Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, а также учебная литература. В работе использованы комментарии к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», мнения авторитетных экспертов.

Объект курсовой работы является форма осуществления народом своей власти.

Под предметом: понимаются граждане, имеющие равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Глава 1. Сущность органов местного самоуправления

    1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.

Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, признается, гарантируется и осуществляется на территории РФ.

Местного самоуправления в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления – это выборные и другие органные, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организованное обоснование, но не функциональное. Органы местного самоуправления
самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.

    1. Система органов местного самоуправления

ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ дает перечень органов местного самоуправления.

Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального образования,

- глава муниципального образования,

- местная администрация муниципального образования,

- контрольный орган муниципального образования,

- иные органы и выборочные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:

- представительный орган муниципального образования,

- глава муниципального образования,

- местная администрация муниципального образования.

Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органов местного самоуправления.

Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления.

  1. Городская дума – представительный орган;



  1. Администрация города – исполнительно-распорядительный орган;



  1. Контрольно-счетная палата – контрольный орган;



  1. Глава города, который является председателем городской думы, - высшее должностное лицо.

Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительной органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как опосредованно: представительным органом муниципального образования.


Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Согласно закону ст. 34 местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образование проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна вступить группа жителей , обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. Реализован принцип разделения властей.

Глава 2. Структурная составляющая органов местного самоуправления

2.1 Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института предпринимательства.

Представительный орган местного самоуправления – это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

  1. Порядок формирования органов местного самоуправления;



  1. Компетенция органов местного самоуправления;



  1. Срок полномочий органов местного самоуправления;



  1. Формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления.

Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов; типа муниципального образования; численности жителей муниципального образования; возможностей социально-экономического развития муниципального образования; исторических и иных местных традиций; национальных обычаев; политических интересов; других особенностей.

В настоящее время наименование органов местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может назваться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т.п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т.п.