Файл: Конспект урока по теме Объяснение электрических явлений. Используемый умк А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. Физика (79).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 декабря 2018 года

Пояснительная записка к уроку физики в 8 классе по теме» Объяснение электрических явлений»
Предмет: физика.

Возраст детей: 8 класс.
Название: конспект урока по теме «Объяснение электрических явлений».

Используемый УМК: А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. Физика (7-9).
Место урока в учебном курсе:

Урок проводится при изучении главы 2 «Электрические явления» и является одним из завершающих на этапе изучения знаний о неподвижных зарядах. На уроке учащимся предстоит применить имеющиеся сведения об электризации тел, электрических зарядах, строении атома для объяснения электрических явлений. Полученные знания необходимы для изучения следующих тем курса.

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока, учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Знают понятия «электризация», «электрон».

  2. Имеют представление об электрических зарядах и электрическом поле, видах зарядов, взаимодействии электрических зарядов разных знаков, строении атома.

  3. Знают устройство приборов для обнаружения электрических зарядов и умеют объяснять принцип их работы.


Цель урока: формирование у учащихся умения объяснять электрические явления посредством организации работы с учебником.

Методические особенности урока

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок работы с учебников.

Продолжительность: 40 минут.

Методы обучения: частично-поисковые, эвристические.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты:

  • понимание и способность объяснять электрические явления с позиции строения атома: электризация тел, электростатическая индукция, взаимодействие заряженных тел;

  • понимание смысла закона сохранения электрического заряда и умение применять его на практике;

  • умение анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • умение использовать при выполнении учебных задач материалы учебника.



Список литературы, используемой для разработки занятия:

  1. Перышкин, А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2013. – 237 с.

  2. Филонович, Н. В. Физика. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник: учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017. — 76, [2] с.

  3. Чеботарева, А. В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А. В.Перышкина "Физика. 8 кл." / А. В. Чеботарева. - М.: Издательство "Экзамен", 2012. - 191 с.

Конспект урока по теме «Объяснение электрических явлений»
Ход урока:

  1. Организационный момент.

Взаимные приветствия. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, давайте продолжим наше сотрудничество. Физика - это наука для любознательных и наблюдательных, для ребят осмысливающих чтение.. Сегодня вы в этом в очередной раз сможете убедиться.

Присаживайтесь.


  1. Проверка изученного ранее материала. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний

Учитель: Давайте вспомним тему изучения на уроках.( электрические явления, электризация)

Для изучения темы урока потребуются знания раздела «Электрические явления», которые у нас есть. Поэтому давайте повторим, что мы изучили. У вас каждого на столе есть лист самоконтроля, в который вы должны, оценить себя и заполнить (Слайд 2). Ответы на вопросы находятся под определенным цветом , на листочках помечайте цвет вашего ответа, по завершению проверим и оценим себя.

Учитель прощелкивает Слайды 3-10 презентации с тестовыми заданиями.

1.зеленый

2.зеленый

3.красный

4.зеленый

5.красный

6.желтый

7.зеленый

8.желтый


Учитель: Чтобы вспомнить, что вы ещё знаете об электрических явлениях, предлагаю вам следующее задание . В тесте нужно закончить фразы (на работу отводится 3-5 минут)

А теперь проверьте себя по эталону

Вставьте пропущенные слова
1. В  центре атома находится…ядро

2. Вокруг ядра движутся электроны. и они имеют отрицательный заряд.

3. Ядро состоит из…протонов и …нейтронов

4. Протоны имеют положительный заряд, а нейтроны не имеют заряда

5. У электрически нейтрального атома заряд ядра равен заряду электронов.

6. Атомы, потерявшие один или несколько электронов, называется положительным .ионом.

7. Атом, присоединивший один или несколько электронов , называется…отрицательным ионом.
Оцените себя..

Учитель: На столе стоят приборы.

Задание(для желающих): нужно показать опыты:

  • с электрофорной машиной и султанами;

  • с проводниками и непроводниками;

  • притяжение не наэлектризованного тела к наэлектризованному.

Ребята, ответьте на вопрос , к какой группе физических явлений вы их отнесете ( Электрические явления)

  1. Открытие новых знаний.

Учитель: Результаты теста, задание закончить фразы, экспериментальные умения показали, что вы готовы к дальнейшему изучению материала. Ребята, как можно объяснить электрические явления, почему происходит электризация? Почему стеклянная палочка , которой я прикасаюсь к электрометру, не заряжена, становиться заряженной после определенных действий с ней.

Какую цель мы можем поставить на этом этапе урока. (Начинают выдвигать свои гипотезы, объяснить электрические явления)

Цель: объяснить электрические явления.

Учитель. Давайте запишем дату и тему урока

(18.12.2018г. Объяснение электрических явлений)

Учитель: А кто из вас может объяснить эти явления, зная строение атома?

Сегодня нам предстоит научиться объяснять электрические явления. А поможет нам в этом – учебник. Откройте § 30 стр. 87-88 и внимательно прочитайте текст параграфа до слов «Зная строение атома можно объяснить…». (Слайд 11)

Учащиеся изучают материал параграфа. Учитель, при необходимости, делает пояснения, отвечает на вопросы.


  1. Проверка понимания материала.

Учитель: Пришло время узнать, насколько внимательно вы прочитали текст параграфа. Для этого предлагаю расшифровать «петроглифы». (Слайд 12)

Петроглифы – древние наскальные изображения. Не сразу можно догадаться, что скрывается за этими картинками. А вы сможете расшифровать «значки» на экране? (Слайд 13) .

Включение в систему знаний и повторение

Учитель просит найти в параграфе текст, который соответствовал бы символам на слайде. Для проверки: текст параграфа учебника появляется при нажатии левой кнопкой мыши на соответствующий «петроглиф». Учащиеся переписывают символьную запись себе в тетрадь.

Учитель переходит к Слайду 14 действуя аналогично. В качестве важного вывода к рисункам слайда учитель просит учеников выписать из учебника фразу «Тело электризуется, когда оно приобретает или теряет электроны».

Учитель переходит к Слайду 15. Работа со слайдом аналогична. Ученики зарисовывают картинки в тетрадь.

  1. Открытие новых знаний.

Учитель: Узнаем, смогли ли мы достигнуть цели сегодняшнего урока? Научились ли мы объяснять электрические явления? Попробуем объяснить результат следующего эксперимента. (Слайд 16)

Учитель заряжает один из электрометров с помощью заряженной стеклянной палочки. Второй электрометр устанавливает рядом и соединяет шаровые кондукторы электрометров металлическим стержнем (как на рисунке). Предлагает ученикам объяснить результат эксперимента (предложения учеников не комментирует).

После этого, вновь заряжает один из электрометров и соединят со вторым с помощью пластмассового стержня. Выслушивает предложения учащихся.



Учитель: Оказывается, различный результат можно объяснить различием в строении атома металла и пластмассы. В металлах электроны, наиболее удаленные от ядра, слабо к нему притягиваются и могут свободно двигаться между атомами. Такие электроны называют свободными. В пластмассе электроны прочно удерживаются ядром и не могут перемещаться. Конечно, не только металлы и не только пластмассы обладают такими свойствами. Вы и сами можете назвать примеры … (выслушивает примеры)
… Вещества, в которых есть свободные электроны назвали проводниками. Вещества, в которых нет свободных электронов назвали непроводниками или диэлектриками. Об этих веществах мы будем говорить на следующем уроке.

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Теперь самостоятельно объясните известные вам явления. (Слайд 17)

Учитель демонстрирует: (Слайд18)

  • электризацию эбонитовой палочки и шерсти при трении;

  • электризацию стеклянной палочки и целофана при трении;

  • притяжение незаряженной гильзы к заряженной палочке

и просит учеников объяснить опыты, используя изученный на уроке материал.

  1. Закрепление навыков.

Учитель: А теперь, попробуйте самостоятельно «зашифровать» оставшуюся неизученной часть параграфа. Откройте страницу 90 учебника, прочитайте материал и создайте свои «петроглифы». Помните основное правило – минимум слов. Найдите нужные значки, символы, образы. Творчески подойдите к решению задачи. (Слайд 19)

Ученики читают часть параграфа и делают зарисовки. Учитель проходит по классу, обсуждает, комментирует работу учеников.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Оцените сегодняшнюю работу на уроке. Все ли было понятно, или требуется еще время на усвоение материала? Поднимите вверх

  • красную карточку – если весь материал урока был понятен;

  • желтую карточку – если есть необходимость дополнительно посмотреть информацию по теме урока дома;

  • зеленую карточку – если совсем ничего не было понятно. (Слайд 22)

Учитель оценивает степень восприятия материала, выставляет оценки за урок наиболее активным учащимся.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома вам вновь предстоит расшифровать записи, сделанные в тетради на сегодняшнем уроке и подготовить по ним рассказ. В тетради выполните упражнение 21. Успехов! (Слайд 20)

Творческое задание : 1) Вредно или полезно статистическое электричество; 2)Что такое заземление (сообщение , презентация).