Файл: Час общения все мы разные цели и задачи занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАС ОБЩЕНИЯ «ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

 1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людь­ми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положе­нию, национальности, расе, мировоззрению).

2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискрими­нации.

3. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.

4. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.
Ход занятия
1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Дети рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произ­носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривыч­но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен­тир на будущее, на взросление.

Вывод:Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст­вовать их настроение, стараться никого не обижать.

2. Беседа «Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего».

3. Упражнение «Сходства и различия».

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две полови­ны, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».

Далее дети называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?

3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?

4. Какие религии вы знаете?

5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

7. Как общаются между собой старые и молодые люди?

Ведущий делает вывод. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи,
умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выраже­ниям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны дру­гой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

4. Упражнение «Давайте пофантазируем...»

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совер­шенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод:Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Дети рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

♦ Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

♦ Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, ко­торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но­сить позитивный характер.)

♦ Дети записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут). Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет от­гадывать, кто автор утверждений.

♦ Ведущий собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспек­ты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, ес­ли это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Если бы мы ценили собственную индивидуальность

, нам было бы легче при­нимать инакость партнера.

6. Разминка на внимание.

«Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».

Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.

После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало вы­полнить ее быстро и правильно?

7. Формулируем определение толерантности.

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются дети, это непонимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? По­можем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вы­нести ведро с мусором или сходить в магазин?

Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.


С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

♦ Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.

♦ Стремление к полноценной реализации своих способностей.

♦ Умение понимать и познавать других людей.

♦ Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

8. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Дети на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы клуб стал «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на видном месте. И взрослые, и дети, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своем клубе и не забывают о «Дне то­лерантности».