Файл: Аочу во московский финансовоюридический университет мфюа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Практические аспекты государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей




2.1 Порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей



Регистрация юридических лиц является совокупностью процедурных элементов, направленных на установление факта признания лица в системе предпринимательской деятельности на территории РФ, установление его реального правового существования и получение возможности государственной защиты в случае нарушения его прав при реализации государственной деятельности как таковой15.

Следует понимать, что в соответствии с законодательством, в частности, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", специфика регистрации коммерческого и некоммерческого лица отличается, так как цель их деятельности, способы её осуществления, организационно-правовая форма, и так далее.

Процедура государственной регистрации коммерческих лиц основывается на действующем законодательстве Российской Федерации и состоит из совокупности нескольких этапов (рис. 1).

В соответствии с ФЗ «О регистрации ЮЛ и ИП», в частности, статьей 8, устанавливается, что сроки и место осуществления регистрации ЮЛ состоят в следующем: в пункте 1 представленной статьи указывается, что срок по общему правилу не должен превышать более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.



Рисунок 1 – Особенности регистрации юридических лиц

В аспекте территориального принципа реализации регистрационных действий следует отметить, что государственная регистрация ЮЛ может быть осуществлена16:

  • по месту нахождения указанного учредителями

  • по месту нахождения иного органа, виды таких органов предусмотрены законодателем и ведомственными актами

  • по месту нахождения иного лица, имеющего право действовать от имени ЮЛ без доверенности

В рамках специфики решения о регистрации, как окончательного этапа по реализации регистрационной деятельности, следует отметить, что вынесение такого решения установлено статьей 9 №129-ФЗ. Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Форма такого решения определяется ведомственными актами, то есть Постановлениями ФНС РФ как уполномоченного на то органа
17.

Пункт 2 анализируемой статьи устанавливает момент признания юридического лица зарегистрированным, то есть тот временной отрезок, значение которого можно считать за осуществление регистрации. Это момент внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Далее, в рамках принятия решения о регистрации, регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета ЮЛ, ИП в качестве страхователей18. Обязательность такого рода действий предусмотрена федеральным законодательством иного рода и основывается на обязательности уплаты различного рода взносов, направленных на финансирования социального обеспечения при осуществлении роли работодателя.

Таким образом, регистрация коммерческого юридического лица представляет собой комплекс процедур, направленных на установление факта вступления в правовое поле по осуществлению предпринимательской деятельности в соответствии с нормами права, выражаемой посредством принятия решения в установленном порядки в определенные сроки. А регистрация некоммерческой организации представляет собой комплексный процесс по установление факта возможности правомерного участия в гражданских правоотношениях посредством принятия решения уполномоченным на то органом исполнительной власти федерального или территориального значения в установленный законом срок.

При определении процедуры государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, следует отметить, что данный процесс также представляет собой совокупность нескольких процедурных элементов, направленных на вынесение решения о допуске лица в качестве индивидуального предпринимателя на законных основания в гражданско-правовые отношения.

Индивидуальным предпринимателем называется физическое лицо

, которое занимается предпринимательской деятельностью без образования ЮЛ. В случае если гражданин, осуществляя предпринимательскую деятельность, не будет зарегистрирован в качестве ИП, то он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ. На рисунке 2 наглядно представлены особенности процесса регистрации индивидуального предпринимателя.


Рисунок 2 – Особенности регистрации индивидуального предпринимателя

Завершающим этапом рассматриваемой процедуры выступает то, что регистрирующий орган выдает ему свидетельство о государственной регистрации по форме.

Далее регистрирующий орган осуществляет взаимодействие путем обмена электронными документами с внебюджетными фондами и органами статистики по вопросу постановки ИП на учет. Это происходит в течение 5 рабочих дней с момента внесения в ЕГРИП сведений о приобретении физическими лицами статуса ИП.

Обобщая всё вышеуказанное, можно сделать вывод о том, что порядок регистрации индивидуального предпринимателя в качестве участника гражданско-правового оборота, представляет собой совокупность действий уполномоченного органа в лице Федеральной налоговой службы России, направленных на установление факта законного выхода лица в гражданско-правовые отношения посредством вынесения решения о регистрации лица в качестве ИП в установленный срок посредством выдачи документа установленной формы.



2.2 Случаи приостановления и отказа в государственной регистрации и порядок обжалования решений о государственной регистрации



Налоговый орган имеет право отказать в регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя или приостановить ее. Перечень причин для отказа приведен в п. 1 ст. 23 Федерального закона о государственной регистрации.

В решении налогового органа об отказе в государственной регистрации должно содержаться основание отказа с обязательной ссылкой на нарушения, которые предусмотрены п. 1 ст. 23 Федерального закона о государственной регистрации, а именно:

- непредставление заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, когда такая форма обязательна согласно с федеральными законами;

- подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом;

- выход участников ООО из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника;

- несоответствие наименования юридического лица требованиям законодательства;

- представление документов, которые оформлены с нарушением требований закона;

- представление документов, которые содержат недостоверные сведения и др.

С 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»19, который устанавливает порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов, и обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации.

Обязательность обжалования в вышестоящем регистрирующем органе введена лишь в отношении решений об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, с этого момента, прежде чем обжаловать отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в суде, необходимо подать жалобу в вышестоящий регистрирующий орган.

Так, например, Решение территориального регистрирующего органа Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано посредством подачи жалобы в вышестоящий регистрирующий налоговый орган – Управление ФНС России по г. Москве. Лишь после обжалования в вышестоящий орган решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде или в ФНС России.


Решения о регистрации могут быть обжалованы в суде сразу, однако по желанию заинтересованного лица также могут быть обжалованы предварительно в вышестоящем регистрирующем органе.

Жалоба, может подаваться любым лицом, права которого нарушены регистрирующим органом, в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. При пропуске срока подачи жалобы по уважительной причине данный срок восстанавливается регистрирующим органом, рассматривающим жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Жалоба подается или в регистрирующий орган, вынесший обжалуемое решение, или в регистрирующий орган, который уполномочен рассматривать жалобу.

Жалоба подается письменно и должна включать определенные сведения, а именно:

- фамилию, имя, отчество и место жительства лица, которое подает жалобу;

- сведения об обжалуемом решении органа, осуществляющего регистрацию;

- наименование регистрирующего органа;

- основания подачи жалобы;

- требования лица, направляющего жалобу.

В жалобе дополнительно могут указываться номера телефонов, адреса электронной почты и другие сведения, которые необходимы для своевременного рассмотрения жалобы. Также могут прилагаться документы, которые подтверждают доводы подающего жалобу лица.

Жалоба подписывается лицом, подавшим ее, либо его представителем.

Когда жалоба подается уполномоченным представителем, то к ней прилагают документы, которые подтверждают полномочия данного представителя.

Жалоба может представляться в налоговый орган лично или уполномоченным представителем, направляться почтовым отправлением либо в форме электронного документа с применением информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет).

В дальнейшем лицо, которое подало жалобу, до принятия решения по ней имеет право представить дополнительные документы, которые подтверждают его доводы.

Жалобы рассматривают без участия лица, подавшего ее.

В ст. 25.5 Федерального закона о государственной регистрации приводится перечень оснований, по которым жалоба может оставляться без рассмотрения вышестоящим регистрирующим органом.

Вышестоящий регистрирующий орган либо ФНС России по результатам рассмотрения жалобы в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы принимает решение:

- Об отмене решения регистрирующего органа. В случае, когда отменяется решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, регистрирующий орган должен вынести решение по документам, которые представлены для государственной регистрации, в срок до 5 рабочих дней со дня получения решения регистрирующего органа либо ФНС России. Если решение