Файл: Аочу во московский финансовоюридический университет мфюа.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но, в рамках избежания спекулятивного элемента в представленных правоотношениях, Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в Закон были внесены изменения, исключающие эту возможность5. Таким образом, законодатель предотвратил появление правовых споров об ответственности третьих лиц при нарушении порядка регистрационного производства по присвоению статуса юридического лица.
Неотъемлемым аспектом понятийного аппарата по регистрации юридических лиц и содержании представленных правоотношений, выступает ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц. Представленная информационная база непосредственно регулируется законодательством о регистрационной деятельности юридических лиц и её практическое значение состоит в ознакомлении со сведениями и документами, содержащимися в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей любыми заинтересованными лицами в рамках отражения прозрачности представляемых правоотношений, а также отражения информационного снабжения для лиц, целью которых является проверка надежности потенциального работодателя, или контрагента.
Соответственно, существование такого рода единой системы представляется необходимым элементом в рамках правового регулирования регистрации юридических лиц, так как составление и поддержание достоверности таких сведений является гарантом информационной доступности с точки зрения государства в лице Федеральной налоговой службы России6.
Именно поэтому, в сообразии с представленной позицией, согласно презумпции достоверности представляемых в ЕГРЮЛ данных, реестра любое добросовестное лицо может полагаться на данные единого государственного реестра. А недобросовестность предоставляемых данных лежит на юридическом лице, чьи данные были использованы и оказались ошибочными соответственно. Таким образом возникает сложность с правовой ответственностью за такого рода данные, так как ошибка может лежать не только «на плечах» юридического лица, но и иных участников регистрационных правоотношений.
В соответствии с действующим законодательством, регистрирующий орган не имеет установленного рода полномочий, которые позволяли бы реализовывать дополнительную проверку подаваемых сведений и соответствия их действительности как способа обеспечения презумпции добросовестности данных
7.
Важно отметить такую научно-правовую позицию, которая подчеркивает несоответствие поставленным законодателем задачам в части регистрационной деятельности в отношении юридических лиц. Так, Д. И. Степанов устанавливает, что «…при нормативно-явочном порядке государственной регистрации юридических лиц, когда не проводится серьезная правовая экспертиза документов (современная российская ситуация), либо при уведомительном порядке регистрации реестр юридических лиц не может указывать на законность или, напротив, незаконность существования юридического лица: он несет лишь информационную нагрузку, предоставляя участникам оборота в централизованном порядке сведения о юридических лицах, не добавляя законности или незаконности подобным сведениям…»8.
Обобщая все вышеуказанное, можно сделать вывод, что государственная регистрация юридических лиц представляет собой совокупность различного рода регистрационных процедур, направленных на вынесение решения о регистрации посредством акта органа государственной регистрации о регистрации юридического лица и закреплении данных об этом юридическом лице в информационной базе данных – Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Тем не менее, несмотря на недостатки реализации регистрационной деятельности в виде проблем определения ответственности за несоответствие данных в ЕГРЮЛ, отсутствия конкретного разделения специфики регистрационных процедур двух различных форм организации предпринимательской деятельности в виде отдельных понятий в федеральном законе, регистрация юридических лиц представляет собой достаточно полный и комплексный институт по установлению правосубъектности у организации и вынесению властного решения об этом в установленной форме.
1.2 Понятие и значение государственной регистрации индивидуальных предпринимателей
Физические лица, являющиеся носителям прав на осуществление предпринимательской деятельности, подразделяются на следующие виды граждан: граждане территории Российской Федерации, иностранные граждане, носители двойного гражданства, апатриды (не имеющие гражданства), беженцы. Отношения гражданско-правового, управленческого характера охватывают все аспекты и положения предпринимательского права, для которого важно во всех аспектах правого уровня учитывать права и обязанности граждан, вступающих в коммерческие отношения.
Как уже указывалось ранее, легальное определение государственной регистрации, в том числе и индивидуального предпринимателя, представляет собой «…акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом…»9.
Тем не менее, в рамках исследуемого аспекта, хотелось бы отметить такой необходимый элемент сущностного содержания регистрационной деятельности, как её функции. В соответствии с ценностной направленностью можно классифицировать функции по основаниям общего и специального характера10.
К общим функциям государственной регистрации относятся:
1. Регулятивная. То есть регистрационный процесс, определяет порядок и способы взаимодействия индивидуальных предпринимателей, как субъектов гражданско-правовых отношений как между собой, так и между государственными органами.
2. Контролирующая. Данную функцию следует понимать как то, что благодаря учету и обновлению информационных данных об индивидуальном предпринимателе в реестре под названием ЕГРИП – Единый реестр индивидуальных предпринимателей соответственно, и на основе которого ведет как обоюдный контроль посредством свободного допуска к информации с целью установления статуса ИП, так и государственный контроль в рамках принудительного внесения различного рода взносов.
3. Информационная (коммуникативная). Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законодательством11.
4. Охранительная. Подобная функция своим содержанием представляет возможность государства охранять предпринимательские отношения в рамках контроля субъектов гражданско-правовых отношений посредством лицензирования их деятельности, то есть выдачи правомочий на законное участие в гражданско-правовом обороте.
К специальным функциям государственной регистрации относятся12:
1. Создание нового субъекта гражданского оборота, то есть образование одновременного статуса участника гражданско-правовых отношений в роли индивидуального предпринимателя, наделенного особыми правомочиями и физического лица;
2. Реализация механизма право стимулирования индивидуального предпринимателя как субъекта, например посредством установления различного рода налоговых льгот с целью оптимизации предпринимательской деятельности и привлечения граждан к ей осуществлению.
Определяя функции, нельзя не отметить цели регистрационной деятельности уполномоченных органов, к целям относят13:
-
Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Таким образом государство соблюдает баланс частного и публичного интереса при осуществлении предпринимательской деятельности. То есть посредством регистрационной деятельности законодатель тем самым обеспечивает как защиту самому лицу, в рамках вступления в гражданские правоотношения в ином статусе на законных основаниях, так и иным организациям, в силу недопущения лиц недобросовестного характера с целью пресечения спекулятивных элементов в отечественном предпринимательстве. -
Проведение налогообложения. Представляется одной из основных целей государственной регистрационной деятельности, так как именно посредством налогообложения и учета лиц, которые добросовестно осуществляют налоговые обязанности, возложенные на них в соответствии с их статусом, формируется социальное обеспечение граждан, реализация государственной деятельности, и иные функции государства, на осуществление которых требуется наличие средств, предоставляемых налогоплательщиками. -
Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики. Является важной целью в рамках формирования правового массива, так как именно статистические данные представляются основой формирования представлений о состоянии предпринимательской деятельности, численности и проблемных мест субъектов таких правоотношений. Так как отсутствие такого рода данных не дает представления о реальном положении отечественного рынка, установление такой статистики имеет существенное значение. -
Предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т. д14. Такая цель выступает необходимым элементом создания добросовестной предпринимательской среды и активного, свободного взаимодействия субъектов гражданско-правовых отношений с целью оптимизации экономических процессов. Так как отсутствие такого рода информации влечет за собой усложнение процедуры взаимодействия субъектов, что затормаживает предпринимательскую деятельность, и, соответственно, экономический оборот.
Подводя итог всего вышеуказанного, можно определить, что функции представляют собой особый вид направленности регистрационной деятельности как специфического вида деятельности государственных органов разрешительного характера, направленную на достижение различного рода целей, связанных с созданием и обеспечением здоровой предпринимательской среды на территории Российской Федерации.