ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Нохманова Кавсарат Абдурахмановна |
Место работы | МКОУ «Мужукайский Агротехнологический лицей» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 27 урок |
Тема урока | «Важнейшие классы неорганических соединений» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: – аргументированно оценивать свои и чужие поступки в учебных ситуациях – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | |
Метапредметные: Познавательные УУД: – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; – анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; – устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; – организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; – преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели. | |
Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): | |
Краткое описание Литература: 1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя. — М. Дрофа, 2002. 2. Габриелян О. С, Рунов Н. Н., Толкунов В. И.Химический эксперимент в школе. 8 класс— М. Дрофа, 2006. 3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 8 класс. Методическое пособие. — М. Дрофа, 2003 |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие. Мы изучили большую и значимую тему, выполнили две практические работы, контрольную работу. О чём шла речь на предыдущих уроках? Вопрос: «Как вы думаете, в чём вы сегодня должны убедить меня?» Исходя из ответов учащихся формулирует задачи урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эпиграф нашего урока на слайде: «Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех». Генри Форд. Так пожелаем друг другу успеха! Каждый человек мечтает о путешествии. Я предлагаю сегодня совершить путешествие в страну Веществ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель дает задание, вспомнить классификацию веществ, определить класс веществ, выбирают из предложенного перечня вещества, относящиеся к этому классу. Определяют цель урока: обобщить, закрепить и совершенствовать знания о важнейших классах неорганических соединений на примере оксидов, кислот, оснований и солей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель организует работу в группах. Предлагает выполнить мини-проект по заданным классам неорганических веществ. Работают в 4 группах 1 группа - ОКСИДЫ. 2 группа - КИСЛОТЫ 3 группа - ОСНОВАНИЯ. 4 группа - СОЛИ. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, предложен-ные учителем, используя по сво-ему усмотрению различные ис-точники информации, а также, опираясь на ранее полученные знания. Оформляют результаты деятельности. Алгоритм работы для обучающихся.
Задания для группы №1. Оксиды.
Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в степени окисления _____ . Формулы: Na2O, CaO, SO2, P2O5, Al2O3.
__________ _______________ _________________ _________________ _________________
Как даются названия веществам данного класса?
1) оксидов железа, в которых металл проявляет степени окисления +2 и +3; Задания для группы №2. Основания.
Основания – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ , связанных с одной или несколькими _____ . Формулы: NaOH, Fe(OH)2, Ca(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3
А. NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, KOH (таблица растворимости) Б. Fe(OH)2, Pb(OH)2, LiOH, Ba(OH)2 В. LiOH, KOH, Al(OH)3, NaOH В каждом ряду находиться одно лишнее основание. Определите его формулу и подчеркните, ответ обоснуйте.
А. гидроксид кальция - … Б. гидроксид железа (III) - … В. гидроксид натрия - … Г. гидроксид алюминия - … Д. гидроксид железа (II) - … Е. гидроксид калия - …
Задания для группы №3. Кислоты.
Кислоты – это _____ вещества, молекулы которых состоят из атомов _____ и _____
А. Азотная кислота имеет формулу HNO3. Б. Формула соляной кислоты H2S. В. H3PO4 – это фосфорная кислота. Г. Вещество H2SO3 называется серная кислота. Д. H2CO3 – это угольная кислота. Е. Кремниевая кислота имеет формулу H2SiO3. Ж. Хлороводородная кислота имеет формулу HCl. З. Соединение H2SO4 называется сероводородная кислота.
Задания для группы №4. Соли.
Соли – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ и _____ .
Б. Приведите по два примера растворимых и нерастворимых солей.
Задания для группы №5. Практика. В трех пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1 – соляная кислота, №2 – гидроксид натрия, №3 – сульфат натрия ,индикаторная бумага, растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина. Как определить, в какой из них находится кислота, щелочь, соль? Приложение 2. Модельные ответы.
Задание 1. I группа. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2 . Задание 1. II группа. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксильными группами OH. Задание 1. III группа. Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Задание 1. IV группа. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка.
Задание 2. I группа. оксиды солеобразующие несолеобразующие (N2O, NO, CO) кислотные (SO3, P2O5, CO2) основные (Na2O, MgO, CaO) Задание 2. II группа. А. Cu(OH)2 – нерастворимое основание, остальные все растворимые (щелочи) Б. LiOH – однокислотное основание, остальные – двухкислотные основания В. Al(OH)3 – трехкислотное нерастворимое основание, остальные - однокислотные растворимые основания Задание 2. III группа.
Задание 2. IV группа. А. Средние - K2SO4, CuCl2, FeS, Al(NO3)3, BaSO4; кислые - KHSO4, NaHCO3; основные – CuOHCl, Fe(OH)2CL. Б. Растворимые соли - K2SO4, Al(NO3)3; нерастворимые соли - BaSO4, AgCl.
Задание 3. I группа. 1. В 2. Г 3. Д 4. А 5. Б Задание 3. II группа. А. Ca(OH)2 Б. Fe(OH)3 В. NaOH Г. Al(OH)3 Д. Fe(OH)2 Е. KOH Задание 3. III группа. А. Да Б. Нет В. Да Г. Нет Д. Да Е. Да Ж. Да З. Нет Задание 3. IV группа.
Задание 4. I группа.
Задание 4. II группа. (возможны другие варианты ответов) Al(OH)3 – гидроксид алюминия Cu(OH)2 – гидроксид меди (II) Fe(OH)2 – гидроксид железа (II) Задание 4. III группа. 1. Г 2. В 3. Е 4. А 5. Б 6. Д
Задание 5. Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в соли останется без изменений. Другой вариант. Можно использовать растворы индикаторов: в кислоте лакмус станет красного цвета, в щелочи – синего, а в соли останется без изменений. Фенолфталеин изменит окраску щелочи на малиновый цвет. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Защита результатов деятельности. Защита ученого проекта. Каждый представитель группы защищает свой проект, представленных в форме буклета. Записывают уравнение реакции на доске, объясняют свой выбор. Руководители групп озвучивают оценки участников группы и работу всей группы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление и самопроверка знаний Учитель предлагает выбрать в цепочке превращений реакцию, соответствующую классу веществ данной группы. Составить уравнение реакции и обосновать свой выбор. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перед вами документ, датированный 1720 годом, на котором один известный алхимик сделал записи химических веществ. Вам предстоит разгадать, что означают эти записи? 1.«Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед». Какие это вещества? (Оксиды.) 2. «Они имеют кислый вкус. В них изменяет цвет лакмус. А если активный металл попадет, Получим мы соль и еще водород». (Кислоты.) 3.«В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?» (Щелочи.) 4.«Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...» (Соли.) Переведите с химического языка на общепринятое выражение:
С тех пор много оксида водорода утекло. (С тех пор много воды утекло) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Нерастворимым гидроксидом и щелочью являются соответственно: а) Pb(OH)2 и Ba(OH)2; б) Cu(OH)2 и Fe(OH)3; в) NaOH и KOH; г) FeS и KNO3. 2.Вещества, формулы которых — NaOH и KCI, являются соответственно 1) амфотерным гидроксидом и кислотой 2) амфотерным гидроксидом и солью 3) основанием и кислотой 4) основанием и солью 3.Отметьте вариант, в котором перечислены только соли бескислородных кислот: а) хлорид меди (II), сульфит кальция, гидроксид натрия; б) бромид цинка, сульфид лития, фторид хрома (III); в) нитрат кальция, ортофосфат алюминия, сульфат аммония; г) сульфид железа (II), иодид алюминия, силикат натрия. 4.Отметьте верное утверждение: а) все оксиды металлов относятся к основным оксидам; б) количество неорганических кислот равно количеству элементов - неметаллов; в) к щелочам относятся только гидроксиды металлов I группы Периодической системы; г) в состав соли может входить водород. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет запах хлора. Вы решили обработать им белье без нагревания. Какую посуду вы выберете, если у вас есть: новое ведро из оцинкованной жести, старый эмалированный таз с поврежденной эмалью, пластмассовый таз? Ответ: В качестве хлорсодержащего отбеливающего средства чаще всего используют водные растворы гипохлоритов – солей хлорноватистой кислоты, которые пропускают пропусканием хлора через раствор щелочи: Cl2+2NaOH=NaCl+NaClO+H2O Образующийся при этом раствор, содержащий NaCl и NaClO, под названием «жавелевая вода» используют для отбеливания тканей очень давно. Отбеливание происходит за счет окисления загрязняющих веществ хдорноватистой кислотой, которая из растворов гипохлоритов вытесняется угольной кислотой и легко разлагается: NaClO+H2O+CO2=NaHCO3+HClO 2HClO=2HCl+O2 Таким образом, в отбеливающем растворе присутствуют хлорноватистая и соляная кислоты. Если налить такой отбеливатель в ведро из оцинкованной жести, то присутствующие в нем кислоты сначала будут растворять оксидную пленку цинка, а затем взаимодействовать непосредственно с цинком. Если использовать эмалированную емкость с поврежденной эмалью, эти кислоты будут взаимодействовать с железом (эмалированная посуда изготовлена из сплавов железа). Выделяющийся при разложении HClO атомарный кислород также окисляет цинк и железо. Кроме того, все отбеливающие средства на основе соединений хлора могут содержать и некоторое количество соединений хлора, который также будет окислять металлы: Zn+Cl2=ZnCl2 2Fe+3Cl2=2FeCl3 Для отбеливания белья следует выбрать пластмассовый таз, так как все остальные материалы будут вступать в химическое взаимодействие с отбеливателем. Но, следует учесть, что, если полимерные материалы длительное время подвергаются воздействию сильных окислителей, они становятся хрупкими и постепенно разрушаются. 2. На белую салфетку пролили йод. Попытались вывести пятно с помощью отбеливателей: «Персоль», затем хлорная известь, но неудачно – ни одно из этих средств не обесцветило пятно. Однако, через несколько дней пятно исчезло. Можно ли написать уравнение реакции, благодаря которой исчезло пятно? Почему оно не исчезло под действием отбеливателей? Ответ: Нет, уравнение реакции написать нельзя, так как пятно исчезло в результате физического процесса – постепенной сублимации йода, адсорбированного тканью. Хлорная известь Ca(ClO)2 и персоль Na2CO3. 1,5H2O2 . H2O обладают окислительными свойствами, поэтому они не обесцвечивают пятно йода, так как йод тоже является окислителем. Можно попытаться вывести такое пятно с помощью восстановителей, например водного раствора сульфита натрия Na2SO3 I2+Na2SO3+2NaOH=2NaI+Na2SO4+H2O 3. Если необходимо быстро удалить пятно йода с ткани, то какое химическое соединение надо использовать – с окислительными или с восстановительными свойствами? Ответ: Можно попытаться вывести такое пятно с помощью восстановителей, например водного раствора сульфита натрия Na2SO3 I2+Na2SO3+2NaOH=2NaI+Na2SO4+H2O 4. Какое количество монофторфосфата натрия Na2PO3F содержится в тюбике зубной пасты весом 75 граммов, если на упаковке указано: «Содержание активного фтора 0,15%»? Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно потреблять в виде зубной пасты примерно 1,5 грамма активного фтора, т.е. фторид-иона, способного диссоциировать и вступать в реакции ионного обмена с зубной эмалью. Сколько тюбиков зубной пасты нужно использовать в течение года, чтобы обеспечить эту норму? Ответ: В 75 граммах пасты содержится (75 . 0,15) : 100 = 0,11 г активного фтора. По норме необходимо израсходовать 1,5:0,11 = 13,6 тюбиков зубной пасты за год, т.е. примерно по одному тюбику в месяц. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжаем нашу работу. Прослушайте несколько небольших фрагментов и скажите о каких классах веществ идёт речь Два элемента в них всего Кислород важней всего (Оксиды) Водород в состав их входит, За собой остаток водит, Они кислые на вкус, Их ………. Зовут (Кислоты) Группа атомов о-аш- Очень важный признак наш, Фенолфталеиновый в нас Становится малиновый (Основания) Металл и кислотный остаток В них дружно живут, Эти вещества …… зовут (Соли) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Химия 8 класс» п.п.38-42 |