Файл: Урока информация о разработчике плана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Нохманова Кавсарат Абдурахмановна

Место работы

МКОУ «Мужукайский Агротехнологический лицей»


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

27 урок

Тема урока

«Важнейшие классы неорганических соединений»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: – аргументированно оценивать свои и чужие поступки в учебных ситуациях
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения;

– устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Краткое описание

Литература: 1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя. — М. Дрофа, 2002.

2. Габриелян О. С, Рунов Н. Н., Толкунов В. И.Химический эксперимент в школе. 8 класс— М. Дрофа, 2006.

3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 8 класс. Методическое пособие. — М. Дрофа, 2003



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Приветствие. Мы изучили большую и значимую тему, выполнили две практические работы, контрольную работу. О чём шла речь на предыдущих уроках? Вопрос: «Как вы думаете, в чём вы сегодня должны убедить меня?» Исходя из ответов учащихся формулирует задачи урока.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Эпиграф нашего урока на слайде:
«Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех».

Генри Форд.
Так пожелаем друг другу успеха!

Каждый человек мечтает о путешествии. Я предлагаю сегодня совершить путешествие в страну Веществ.


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Учитель дает задание, вспомнить классификацию веществ, определить класс веществ, выбирают из предложенного перечня вещества, относящиеся к этому классу.

Определяют цель урока: обобщить, закрепить и совершенствовать знания о важнейших классах неорганических соединений на примере оксидов, кислот, оснований и солей


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель организует работу в группах. Предлагает выполнить мини-проект по заданным классам неорганических веществ.
Работают в 4 группах

1 группа - ОКСИДЫ.

2 группа - КИСЛОТЫ

3 группа - ОСНОВАНИЯ.

4 группа - СОЛИ.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, предложен-ные учителем, используя по сво-ему усмотрению различные ис-точники информации, а также, опираясь на ранее полученные знания. Оформляют результаты деятельности.
Алгоритм работы для обучающихся.

  1. Прочитайте внимательно предложенные вам задания.

  2. Обсудите ход выполнение заданий, составьте план работы вашей группы.

  3. Выполните задания, оформите результат работы.

  4. Дайте оценку своей работе в группе и работе группы в целом.

  5. Время для работы на каждой станции 3-4 мин.


Задания для группы №1. Оксиды.

  1. Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:

Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в степени окисления _____ .

Формулы: Na2O, CaO, SO2, P2O5, Al2O3.

  1. Заполните схему, используя следующие понятия: «оксиды», «несолеобразующие оксиды», «кислотные оксиды», «основные оксиды», «солеобразующие оксиды». Приведите по три примера. Обоснуйте свой ответ.


__________




_______________

_________________





_________________

_________________


  1. Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.

Формулы оксидов

Названия оксидов

1. P2O5

2. MgO

3. Al2O3

4. SO3

5. Na2O

А. Оксид серы (VI)

Б. Оксид натрия

В. Оксид фосфора (V)

Г. Оксид магния

Д. Оксид алюминия

Как даются названия веществам данного класса?

  1. Составьте формулы:

1) оксидов железа, в которых металл проявляет степени окисления +2 и +3;

Задания для группы №2. Основания.

  1. Даны формулы веществ, относящихся к классу оснований. Проанализируйте их, и допишите определения, вставив пропущенные слова:

Основания – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ , связанных с одной или несколькими _____ .

Формулы: NaOH, Fe(OH)2, Ca(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3

  1. Записаны три ряда формул:

А. NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, KOH (таблица растворимости)

Б. Fe(OH)2, Pb(OH)2, LiOH, Ba(OH)2

В. LiOH, KOH, Al(OH)3, NaOH

В каждом ряду находиться одно лишнее основание. Определите его формулу и подчеркните, ответ обоснуйте.

  1. Распределите формулы оснований, предложенных в первом задании, по соответствующим их названиям:

А. гидроксид кальция - …

Б. гидроксид железа (III) - …

В. гидроксид натрия - …

Г. гидроксид алюминия - …

Д. гидроксид железа (II) - …

Е. гидроксид калия - …

  1. Пользуясь таблицей растворимости, составьте формулы трёх нерастворимых оснований и назовите их.


Задания для группы №3. Кислоты.

  1. Формулы: HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H3PO4. Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:

Кислоты – это _____ вещества, молекулы которых состоят из атомов _____ и _____

  1. Даны формулы кислот: H2S, HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4, H2CO3, H2SO3, HClO4. Распределите их по двум признакам на 2 и 3 группы соответственно. Ответ обоснуйте.

  2. Верны ли утверждения?

А. Азотная кислота имеет формулу HNO3.

Б. Формула соляной кислоты H2S.

В. H3PO4 – это фосфорная кислота.

Г. Вещество H2SO3 называется серная кислота.

Д. H2CO3 – это угольная кислота.

Е. Кремниевая кислота имеет формулу H2SiO3.

Ж. Хлороводородная кислота имеет формулу HCl.

З. Соединение H2SO4 называется сероводородная кислота.

  1. Установите соответствие между формулами кислот и их названиями:

Формулы кислот

Названия кислот

1. HNO3

2. H2SO4

3. HCl

4. H3PO4

5. H2SiO3

6. H2CO3

А. Фосфорная кислота

Б. Кремниевая кислота

В. Серная кислота

Г. Азотная кислота

Д. Угольная кислота

Е. Соляная кислота


Задания для группы №4. Соли.

  1. Даны формулы веществ: NaCl, K2CO3, BaSO4, Li3PO4. Проанализируйте их и допишите определение, вставив пропущенные слова:

Соли – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ и _____ .

  1. А. Даны формулы солей: K2SO4, KHSO4, CuCl2, NaHCO3, CuOHCl, FeS, Al(NO3)3, Fe(OH)2CL, BaSO4. Распределите их на три классификационные группы.

Б. Приведите по два примера растворимых и нерастворимых солей.

  1. Составьте формулы солей, которые можно получить при взаимодействии кислот и металлов, обозначенных в таблице (в скобках указаны степени окисления металлов).

Кислоты

Металлы

Названия солей, содержащих атомы алюминия

К (+1)

Mg(+2)

Al (+3)

HNO3













H2SO4













H3PO4














Задания для группы №5. Практика.

В трех пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1 – соляная кислота, №2 – гидроксид натрия, №3 – сульфат натрия ,индикаторная бумага, растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина. Как определить, в какой из них находится кислота, щелочь, соль?
Приложение 2.

Модельные ответы.

  • Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?

Задание 1. I группа.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2 .

Задание 1. II группа.

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксильными группами OH.

Задание 1. III группа.

Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Задание 1. IV группа.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка.

  • Какие они бывают? (классификация)

Задание 2. I группа.

оксиды




солеобразующие


несолеобразующие

(N2O, NO, CO)





кислотные

(SO3, P2O5, CO2)

основные

(Na2O, MgO, CaO)


Задание 2. II группа.

А. Cu(OH)2 – нерастворимое основание, остальные все растворимые (щелочи)

Б. LiOH – однокислотное основание, остальные – двухкислотные основания

В. Al(OH)3 – трехкислотное нерастворимое основание, остальные - однокислотные растворимые основания

Задание 2. III группа.

    1. Бескислородные - H2S, HCl; кислородсодержащие - HNO3, H2SO4, H3PO4, H2CO3, H2SO3, HClO4.

    2. Одноосновные - HCl, HNO3, HClO4; двухосновные - H2S, H2SO4, H2CO3, H2SO3; трехосновная - H3PO4 (по количеству атомов водорода).

Задание 2. IV группа.

А. Средние - K2SO4, CuCl2, FeS, Al(NO3)3, BaSO4; кислые - KHSO4, NaHCO3; основные – CuOHCl, Fe(OH)2CL.

Б. Растворимые соли - K2SO4, Al(NO3)3; нерастворимые соли - BaSO4, AgCl.

  • Как правильно давать названия веществам разных классов?

  • Как составлять химические формулы веществ?

Задание 3. I группа.

1. В

2. Г

3. Д

4. А

5. Б

Задание 3. II группа.

А. Ca(OH)2

Б. Fe(OH)3

В. NaOH

Г. Al(OH)3

Д. Fe(OH)2

Е. KOH

Задание 3. III группа.

А. Да

Б. Нет

В. Да

Г. Нет

Д. Да

Е. Да

Ж. Да

З. Нет

Задание 3. IV группа.

Кислоты

Металлы

Названия солей, содержащих атомы алюминия

К (+1)

Mg(+2)

Al (+3)

HNO3

KNO3

Mg(NO3)2

Al(NO3)3

Нитрат алюминия

H2SO4

K2SO4

MgSO4

Al2(SO4)3

Сульфат алюминия

H3PO4

K3PO4

Mg3(PO4)2

AlPO4

Фосфат алюминия

Задание 4. I группа.

    1. FeO, Fe2O3


Задание 4. II группа. (возможны другие варианты ответов)

Al(OH)3 – гидроксид алюминия

Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)

Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)

Задание 4. III группа.

1. Г

2. В

3. Е

4. А

5. Б

6. Д

  • Как можно распознать вещества разных классов?

Задание 5.

Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в соли останется без изменений.

Другой вариант.

Можно использовать растворы индикаторов: в кислоте лакмус станет красного цвета, в щелочи – синего, а в соли останется без изменений. Фенолфталеин изменит окраску щелочи на малиновый цвет.




Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Защита результатов деятельности.

Защита ученого проекта. Каждый представитель группы защищает свой проект, представленных в форме буклета.

Записывают уравнение реакции на доске, объясняют свой выбор.

Руководители групп озвучивают оценки участников группы и работу всей группы.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Закрепление и самопроверка знаний

Учитель предлагает выбрать в цепочке превращений реакцию, соответствующую классу веществ данной группы. Составить уравнение реакции и обосновать свой выбор.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Перед вами документ, датированный 1720 годом, на котором один известный алхимик сделал записи химических веществ. Вам предстоит разгадать, что означают эти записи?

1.«Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?

(Оксиды.)

2. «Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород».

(Кислоты.)

3.«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

(Щелочи.)

4.«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...» (Соли.)
Переведите с химического языка на общепринятое выражение:

  1. Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)

  2. Белый как карбонат кальция. (Белый как мел)

  3. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)

  4. Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)

  5. Купрумного гроша не стоит. (Медного гроша не стоит)

С тех пор много оксида водорода утекло. (С тех пор много воды утекло)


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


1.Нерастворимым гидроксидом и щелочью являются соответственно:

а) Pb(OH)2 и Ba(OH)2;

б) Cu(OH)2 и Fe(OH)3;

в) NaOH и KOH;

г) FeS и KNO3.
2.Вещества, формулы которых  — NaOH и KCI,  являются соответственно

1)  амфотерным гидроксидом и кислотой

2)  амфотерным гидроксидом и солью

3)  основанием и кислотой

4)  основанием и солью
3.Отметьте вариант, в котором перечислены только соли бескислородных кислот:

а) хлорид меди (II), сульфит кальция, гидроксид натрия;

б) бромид цинка, сульфид лития, фторид хрома (III);

в) нитрат кальция, ортофосфат алюминия, сульфат аммония;

г) сульфид железа (II), иодид алюминия, силикат натрия.
4.Отметьте верное утверждение:

а) все оксиды металлов относятся к основным оксидам;

б) количество неорганических кислот равно количеству элементов - неметаллов;

в) к щелочам относятся только гидроксиды металлов I группы Периодической системы;

г) в состав соли может входить водород.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

1. В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет запах хлора. Вы решили обработать им белье без нагревания. Какую посуду вы выберете, если у вас есть: новое ведро из оцинкованной жести, старый эмалированный таз с поврежденной эмалью, пластмассовый таз?
Ответ: В качестве хлорсодержащего отбеливающего средства чаще всего используют водные растворы гипохлоритов – солей хлорноватистой кислоты, которые пропускают пропусканием хлора через раствор щелочи:
Cl2+2NaOH=NaCl+NaClO+H2O
Образующийся при этом раствор, содержащий NaCl и NaClO, под названием «жавелевая вода» используют для отбеливания тканей очень давно. Отбеливание происходит за счет окисления загрязняющих веществ хдорноватистой кислотой, которая из растворов гипохлоритов вытесняется угольной кислотой и легко разлагается:
NaClO+H2O+CO2=NaHCO3+HClO
2HClO=2HCl+O2
Таким образом, в отбеливающем растворе присутствуют хлорноватистая и соляная кислоты.
Если налить такой отбеливатель в ведро из оцинкованной жести, то присутствующие в нем кислоты сначала будут растворять оксидную пленку цинка, а затем взаимодействовать непосредственно с цинком. Если использовать эмалированную емкость с поврежденной эмалью, эти кислоты будут взаимодействовать с железом (эмалированная посуда изготовлена из сплавов железа).
Выделяющийся при разложении HClO атомарный кислород также окисляет цинк и железо. Кроме того, все отбеливающие средства на основе соединений хлора могут содержать и некоторое количество соединений хлора, который также будет окислять металлы:
Zn+Cl2=ZnCl2
2Fe+3Cl2=2FeCl3
Для отбеливания белья следует выбрать пластмассовый таз, так как все остальные материалы будут вступать в химическое взаимодействие с отбеливателем. Но, следует учесть, что, если полимерные материалы длительное время подвергаются воздействию сильных окислителей, они становятся хрупкими и постепенно разрушаются.

2. На белую салфетку пролили йод. Попытались вывести пятно с помощью отбеливателей: «Персоль», затем хлорная известь, но неудачно – ни одно из этих средств не обесцветило пятно. Однако, через несколько дней пятно исчезло. Можно ли написать уравнение реакции, благодаря которой исчезло пятно? Почему оно не исчезло под действием отбеливателей?
Ответ: Нет, уравнение реакции написать нельзя, так как пятно исчезло в результате физического процесса – постепенной сублимации йода, адсорбированного тканью. Хлорная известь Ca(ClO)2 и персоль Na2CO3. 1,5H2O2 . H2O обладают окислительными свойствами, поэтому они не обесцвечивают пятно йода, так как йод тоже является окислителем. Можно попытаться вывести такое пятно с помощью восстановителей, например водного раствора сульфита натрия Na2SO3
I2+Na2SO3+2NaOH=2NaI+Na2SO4+H2O

3. Если необходимо быстро удалить пятно йода с ткани, то какое химическое соединение надо использовать – с окислительными или с восстановительными свойствами?

Ответ: Можно попытаться вывести такое пятно с помощью восстановителей, например водного раствора сульфита натрия Na2SO3

I2+Na2SO3+2NaOH=2NaI+Na2SO4+H2O

4. Какое количество монофторфосфата натрия Na2PO3F содержится в тюбике зубной пасты весом 75 граммов, если на упаковке указано: «Содержание активного фтора 0,15%»? Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно потреблять в виде зубной пасты примерно 1,5 грамма активного фтора, т.е. фторид-иона, способного диссоциировать и вступать в реакции ионного обмена с зубной эмалью. Сколько тюбиков зубной пасты нужно использовать в течение года, чтобы обеспечить эту норму?

Ответ: В 75 граммах пасты содержится (75 . 0,15) : 100 = 0,11 г активного фтора. По норме необходимо израсходовать 1,5:0,11 = 13,6 тюбиков зубной пасты за год, т.е. примерно по одному тюбику в месяц.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Продолжаем нашу работу. Прослушайте несколько небольших фрагментов и скажите о каких классах веществ идёт речь
Два элемента в них всего

Кислород важней всего (Оксиды)
Водород в состав их входит,

За собой остаток водит,

Они кислые на вкус,

Их ………. Зовут (Кислоты)
Группа атомов о-аш-

Очень важный признак наш,

Фенолфталеиновый в нас

Становится малиновый (Основания)
Металл и кислотный остаток

В них дружно живут,

Эти вещества …… зовут (Соли)


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам




Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Учебник «Химия 8 класс» п.п.38-42