Файл: Основы спортивной тренировки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1574

Скачиваний: 100

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕАВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Белгородский государственный национально исследовательский университет»

НИУ «БелГУ»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат на тему: Основы спортивной тренировки
Обучающейся по направлению подготовки 44.03.05 Дошкольное и начальное образование

Очной формы обучения, группы 02022102

Каменевой Анны Николаевны

Белгород 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Цели и задачи спортивной тренировки…………………………………....4

  2. Основные направления подготовки спортсмена………………………..5 - 7

  3. Методические принципы спортивной тренировки……………………..8 - 9

  4. Формы организации спортивной тренировки………………………….10 - 12

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………….14

Введение

Спорт в системе физического воспитания занимает видное место. Он служит для физического развития и укрепления здоровья людей, подготовки их к труду и защите Родины. Систематические занятия спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Спорт - важное средство формирования личности: он воспитывает трудолюбие и волю.

Суть спорта заключается в соревновательной деятельности и в подготовке к ней спортсменов и команд. Непосредственной целью такой деятельности и подготовки является достижение высоких спортивных результатов или победы над соперником.

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.


1. Цели и задачи спортивной тренировки

При подготовке спортсмена используется система физических упражнений, организуемых на специальных учебно-тренировочных занятиях. Спортивная тренировка — это специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов. Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование навыков избранного вида спорта, приобретение специальных знаний по гигиене, самоконтролю и др. В процессе спортивной тренировки у зажимающихся формируются положительные привычки, нравственные убеждения.

Успехи в спорте во многом зависят от системы спортивной тренировки. Отличие отечественной системы спортивной тренировки состоит в ее оздоровительной направленности. Она характеризуется прогрессивными принципами, научным подбором средств и методов, высоким уровнем организации педагогического и врачебного контроля, обеспечения необходимых гигиенических условий.

Оценивая готовность спортсмена к соревнованиям, часто пользуются понятиями «тренированность» и «спортивная форма». Состояние тренированности отражает биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под воздействием тренировочных нагрузок и отдыха и выражаются в росте его работоспособности. Тренированность есть мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая тренировкой.

2. Основные направления подготовки спортсмена

Подготовка спортсмена - сложный многосторонний процесс, включающий спортивную тренировку, спортивные соревнования и другие факторы, дополняющие тренировку и соревнования,- общий режим жизни, специальное питание, отдых, средства восстановления и др. Основными направлениями подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, морально-волевая и теоретическая подготовка.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижение высокого уровня физического развития, воспитание необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).



Цель ОФП - достижение высокой работоспособности занимающегося. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощением и др.).

СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется: по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП.

Техническая подготовка спортсмена направлена на изучение и совершенствование техники движений, свойственных данному виду спорта. В процессе общей технической подготовки спортсмен пополняет фонд двигательных умений и навыков, необходимых ему в жизни и в спортивной практике. В ходе специальной технической подготовки он овладевает рациональной техникой избранного вида спорта, расширяет и углубляет свою спортивную специализацию, доводит до совершенства необходимые умения и навыки.

Тактическая подготовка вооружает спортсмена способами и формами ведения борьбы в процессе соревнований (тактика в спорте - это искусство ведения спортивной борьбы). В содержание тактической подготовки входит обучение спортсмена поведению во время соревнований, преодолению возможных трудностей, использованию возникающих ситуаций. В процессе тактической подготовки спортсмены овладевают необходимыми приемами и действиями, тактическими знаниями.

Для построения тактического плана спортивной борьбы необходимо изучать своих соперников и их тактические приемы, знать и правильно распределять свои силы, применять такие маневры, которые могут принести успех. План тактической борьбы должен быть подчинен интересам коллектива и команды.

Морально-волевая подготовка спортсмена направлена на воспитание у него нравственных черт и волевых качеств. Воля - это сознательная активность спортсмена, направленная на преодоление препятствий, на достижение поставленной цели. Воля воспитывается в процессе преодоления трудностей, возникающих во время тренировок и соревнований: страха перед трудным элементом, болезненных ощущений или неблагоприятных условий внешней среды (жара, холод, высокая влажность и др.); соблюдения установленного режима дня, подчинения правилам спортивных соревнований, выполнения дисциплинарных требований на учебно-тренировочных занятиях и др. Волевые усилия всегда носят осознанный характер. Наиболее отчетливо они проявляются, когда спортсмен встречается с серьезными трудностями. Так, например, при длительном и интенсивном беге наступает состояние, когда больше нет сил продолжать бег, хочется прекратить состязание. Требуется большая сила воли, чтобы преодолеть это состояние так называемой «мертвой точки». В этих случаях рекомендуется использовать методы «настройки», «самопобуждения», «самоприказа» и т. п.


Воспитание воли зависит, прежде всего, от самих занимающихся. Каждый спортсмен, заботясь о своей волевой подготовке, должен изучать природу объективных и субъективных трудностей, с которыми может встретиться в соревнованиях, воспитывать у себя способность к их преодолению. Важно отметить, что морально-волевые качества, воспитанные в спорте, потом становятся постоянными чертами личности человека, проявляются в трудовой, боевой, общественной деятельности.

Теоретическая подготовка спортсмена вооружает его специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности. Она включает знания по истории, теории и методике спорта вообще и данного вида спорта в частности, физиологии и психологии, гигиене, биомеханике физических упражнений, врачебному контролю, правилам организации и судейства спортивных соревнований. Теоретическая подготовка осуществляется непосредственно на учебно-тренировочных занятиях, но может проводиться также в виде лекций, бесед, самостоятельного изучения соответствующей литературы.

3. Методические принципы спортивной тренировки

Для достижения спортсменом состояния спортивной формы большое значение имеет правильный выбор средств и методов тренировки, а также условия быта, питание, рациональный режим дня. Но этого мало. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от правильного применения тренировочных средств и методов, от соблюдения специальных правил, так называемых принципов спортивной тренировки, к которым относятся: единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, постепенность увеличения нагрузок и необходимость максимальных нагрузок, волнообразность их динамики, цикличность, индивидуализация применяемых средств и методов тренировки.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена. В условиях современного общества спорт - не самоцель, а одно из средств всестороннего развития человека. ОФП создает фундамент для достижения спортивного результата, а СФП способствует достижению высокого уровня необходимых спортсмену знаний, умений, навыков, физических и морально-волевых качеств.

Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается систематическими и регулярными учебно-тренировочными занятиями, плановым чередованием нагрузки и отдыха. Нагрузкой принято называть величину воздействия физических упражнений на организм занимающегося.


Постепенность увеличения и применение максимальных нагрузок являются обязательными условиями роста спортивных результатов. В соответствии с этим требованием объема и интенсивность тренировочной работы необходимо увеличивать, как правило, плавно, без резких колебаний. Под объемом нагрузки следует понимать суммарное количество выполненной тренировочной работы, а под интенсивностью - напряженность работы, степень ее концентрации во времени.

Однако между увеличением тренировочных нагрузок и процессом приспособления к ним организма спортсмена нет прямолинейной зависимости: наблюдаются периодические спады и подъемы, или так называемая волнообразность динамики тренировочных нагрузок. Дело в том, что с течением времени организм приспосабливается к однообразной нагрузке, и она для него больше не является тем раздражителем, который необходим, чтобы вызвать новое повышение функциональных возможностей. Поэтому в тренировке следует чередовать малые, средние, большие и максимальные нагрузки.

Цикличность тренировочного процесса находит отражение в многолетнем и поэтапном планировании. Выделяют большие, средние и малые тренировочные циклы, в процессе которых решаются общие и частные задачи подготовки спортсмена.

Индивидуализация спортивной тренировки - это учет индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его физической, технической и других видов подготовленности на данном этапе тренировочного процесса.

Важно помнить, что все принципы спортивной тренировки тесно связаны между собой и представляют единство: нельзя пренебрегать ни одним из них.


4. Формы организации спортивной тренировки

В практике подготовки спортсмена выделяются основные формы организации спортивной тренировки: учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях, самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.

Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера (преподавателя физического воспитания). Эти занятия обычно направлены на обучение спортсмена и повышение его спортивного мастерства.

Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсменов волю, черты самостоятельности и ответственности перед коллективом за результаты своей деятельности, спортивной подготовленности. Соревнования проводятся в соответствии с положениями и правилами, утвержденными соответствующими организациями. Их проводят специально созданные судейские коллегии. Спортсмены на соревнованиях выступают, как правило, самостоятельно: выполняют разминку,