Файл: 1. Пропишите принципы организации индивидуальной логопедической работы с детьми. Составьте конспекты фронтальных занятий на разных этапах логопедической работы при различных формах речевой патологии 1 Для дошкольников с дизартрией..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Пропишите принципы организации индивидуальной логопедической работы с детьми. 2. Составьте конспекты фронтальных занятий на разных этапах логопедической работы при различных формах речевой патологии: 1) Для дошкольников с дизартрией. 2) Для дошкольников с ринолалией. 3) Для дошкольников с заиканием. 4) Для дошкольников с алалией.
1.Построение индивидуального логопедического занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной отличительной чертой индивидуального логопедического занятия от групповых, является то что оно проводится с каждым ребенком по отдельности (тет-а-тет с учителем-логопедом). Индивидуальные занятия назначаются чаще всего когда, ребенку это необходимо. Бывают случаи, когда ребенок в силу своих психических или физических возможностей не может работать в группе или работает, но малоэфективно.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.
Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:
- этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;
- системности и учета структуры речевого нарушения;
- комплексности;
- дифференцированного подхода;
- поэтапности;
- развития;
- онтогенетический;
- учета личностных особенностей;
- деятельностного подхода;
- использования обходного пути;
- формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.
Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.
Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.
2.Составьте конспекты фронтальных занятий на разных этапах логопедической работы при различных формах речевой патологии: 1) Для дошкольников с дизартрией. 2) Для дошкольников с ринолалией. 3) Для дошкольников с заиканием. 4) Для дошкольников с алалией.
1.Для дошкольников с дизартрией
Тема: «Автоматизация звука «З»
Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах и словах.
Речевые задачи:
• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «з»;
• закреплять умение правильно произносить звук «з»;
• автоматизировать звук «з» изолированно, в слогах и в словах.
Коррекционные задачи:
• развивать фонематические процессы;
• коррекция речевого дыхания;
• коррекция общей и мелкой моторики;
• коррекция артикуляционных нарушений;
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к занятию;
• воспитывать усидчивость;
• воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: Кукла Золушка, зеркало, картинка с буквой З, разрезные картинки (платье, колокольчик, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Золушка).
2. Овладение навыками релаксации
Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.
3. Мимическая гимнастика
Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.
4. Развитие общей моторики
Какой первый звук в имени нашей гостьи? («З») Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке, а звук «з» поможет нам выполнить задания злой мачехи, что бы золушка смогла попасть на бал. Только давай для начала немного разомнемся.
Упражнение «Зайка»
Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашел, сел, поел
И опять пошёл.
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел
И опять пошёл.
(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик).
5. Массаж. Артикуляционная гимнастика.
Массаж лица и языка по основным линиям.
А теперь возьми зеркало, выполним несколько упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Погладим зубки», «Язычок силач», «Горка», «Комарик».
6. Работа над дыханием
Вот мы и подошли к замку, посмотри какие тучи над ним. Давай их сдуем.
7. Автоматизация звука в изолированном виде
Ой, к нам прилетел на помощь комарик, послушай, как он говорит «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сама сказать как комарик (повторяет «з-з-з»).
8. Акустико-артикуляционная характеристика
Скажи, в каком положении находятся губки, когда мы произносим звук з?
А где у нас язычок, зубки. Что с горлышком?
Губы в улыбке, язычок на нижних зубках, между зубками щель. Горлышко поет песенку комара.
Звук «З» согласный, звонкий, твердый.
9. Связь звука с буквой
На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три. (Показ картинки с буквой)
На что еще похожа буква З? Нарисуй ее в воздухе.
10. Развитие мелкой моторики
Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?
Поможем Золушке зашить платье. (Собирает картинку разрезанного платья.)
11. Работа над голосом
Когда Золушка танцует, то каблучки ее стучат громко: «ЗА-ЗА-ЗА»; А когда она проходит мимо комнаты злой мачехи, каблучки стучат тихо: «за-за-за».
(Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: - ЗА-ЗА-ЗА! - за-за-за.)
12. Развитие фонематического слуха
Задание злой мачехи заключается в том, что тебе необходимо позвонить в колокольчик, как только услышишь звук «З» Игра «Поймай звук».
13. Автоматизация звука в слогах
Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:
За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу
Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз
Давай ей подпоем.
14. Автоматизация звука в словах
А вот еще одно задание злой мачехи. Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано
Ваза, береза, замок, звезда, зонт, заяц, роза, забор.
15. Развитие фонематического восприятия
Следующее задание «Один-Много» Я назову один предмет, а ты множество таких предметов
арбуЗ - арбуЗЫ,
паровоЗ - ПаровоЗЫ,
мороЗ - мороЗЫ,
расскаЗ – расскаЗы.
16. Формирование лексико-грамматического строя речи
И последнее задание мачехи: скажи ласково.
зайка - заинька зонт - зонтик
зуб – зубик таз – тазик
17. Итог занятия
Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.
Покажи, какое настроение у Золушки сейчас. Скажи, какой звук помог справиться с заданиями злой мачехи?
2) Для дошкольников с ринолалией
Задачи:
1. Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.
2. Развивать подвижность мягкого нёба.
3. Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи..
4. Улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры.
5. Совершенствовать фонематический слух, упражнять в выделении фонемы из ряда фонем.
6. Активизировать звук «С» в слогах, словах, фразах.
7. Способствовать развитию слуховой памяти.
8. Развивать координацию движений.
9. Классифицировать предметы по сходным признакам (мебель, посуда, продукты питания).
10. Развивать пальчиковую моторику.
11. Развивать сложные формы фонематического анализа. (Определять местоположения звука «С» в словах.)
12. Формировать фонематический синтез.
13. Совершенствовать слоговой анализ (работа над 2-3 сложными словами со стечением согласных).
14. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительного с существительным
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сегодня на занятии у нас будет много интересного: мы вспомним гимнастику для язычка, а помогут нам в этом картинки. Поиграем в разные игры, отправимся в магазин, чтобы купить мебель, посуду и продукты для нашего новоселья.