Файл: Программа внеурочной деятельности Основы финансовой грамотности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания для разработки программы

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7-го класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании примерной программы курса финансовой грамотности для 5 – 9 классов основной общеобразовательной школы Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

Направленность программы

«Основы финансовой грамотности» входит во внеурочную деятельность общеинтеллектуального направления.

Цели и задачи изучения курса

Цели курса «Основы финансовой грамотности»

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;

- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи курса «Основы финансовой грамотности»

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- формировать активную жизненную позицию, развивать экономический образ мышления,

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы, место в учебном плане


Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю).

Возраст и количество детей в группе, участвующий в реализации программы

В реализации программы принимают участие учащиеся 7 класса в возрасте 12-13 лет. Всего в группе 2 человека.

Формы и режим занятий

Форма организации работы по программе: дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Режим занятий: 1 занятие продолжительностью 40 минут.


  1. Планируемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты:

является формирование универсальных учебных действий (УУД)



Познавательные УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные УУД: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формами и средствами контроля являются:

Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио.


  1. Содержание программы внеурочной деятельности

Название темы, раздела, количество часов

Основное содержание

Формы организации,

виды деятельности

Доходы и расходы семьи (12 ч)

Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»; Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа «История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег». Практикум «Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравнивать доходы семьи»; «Расходы семьи». Практикум «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах».

дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч)

Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра «Страхование».

дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа.

Семья и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».

дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (13 ч)

Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады (депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая игра «Сохранение вашего богатства»; Мини-исследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта: плюсы и минусы»; Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»; Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес-плана». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Дискуссия «Благотворительность. Кому нужна благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра.




  1. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на 2021-2022 уч.г., 34 часа

п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

План.

Факт.

Доходы и расходы семьи (12 ч)

1

Финансовая грамотность в современном мире







2

Насколько важны деньги







3

История денег – история человечества







4

Виды денег







5

Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме







6

Почему деньги теряют свою покупательную способность







7

Доходы семьи







8

Расходы семьи







9

Расчет расходов семьи на условных примерах







10

Что позволяет семье снизить расходы







11

Семейный бюджет







12

Составление бюджета семьи на условных примерах







Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч)

13

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться







14

Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни







15

Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?







16

Страхование







Семья и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

17

Налоги. Виды налогов







18

Налоги в моей семье







19

Социальные выплаты







20

Социальные пособия в моей семье







21

Государство – это мы







Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (13 ч)

22

Банки. Виды банков. Банковские услуги







23

Вклады (депозиты)







24

Кредит







25

Сохранение вашего богатства







26

Профессии банковской сферы







27

Банковская карта: плюсы и минусы







28

Значение работы банков для потребителей







29

Собственный бизнес







30

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана







31

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана







32

Валюта разных стран







33

Благотворительность. Кому нужна благотворительность







34

Личный финансовый план









5. Материально-техническое обеспечение

1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-8 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-8 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.