Файл: Программа внеурочной деятельности Основы финансовой грамотности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7-го класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании примерной программы курса финансовой грамотности для 5 – 9 классов основной общеобразовательной школы Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
Направленность программы
«Основы финансовой грамотности» входит во внеурочную деятельность общеинтеллектуального направления.
Цели и задачи изучения курса
Цели курса «Основы финансовой грамотности»
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи курса «Основы финансовой грамотности»
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- формировать активную жизненную позицию, развивать экономический образ мышления,
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы, место в учебном плане
Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю).
Возраст и количество детей в группе, участвующий в реализации программы
В реализации программы принимают участие учащиеся 7 класса в возрасте 12-13 лет. Всего в группе 2 человека.
Формы и режим занятий
Форма организации работы по программе: дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Режим занятий: 1 занятие продолжительностью 40 минут.
-
Планируемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные УУД: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные УУД: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формами и средствами контроля являются:
Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
-
Содержание программы внеурочной деятельности
Название темы, раздела, количество часов | Основное содержание | Формы организации, виды деятельности |
Доходы и расходы семьи (12 ч) | Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»; Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа «История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег». Практикум «Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравнивать доходы семьи»; «Расходы семьи». Практикум «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах». | дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра. |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч) | Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра «Страхование». | дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа. |
Семья и государство: как они взаимодействуют (5 ч) | Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы». | дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация. |
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (13 ч) | Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады (депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая игра «Сохранение вашего богатства»; Мини-исследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта: плюсы и минусы»; Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»; Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес-плана». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Дискуссия «Благотворительность. Кому нужна благотворительность». Проект «Личный финансовый план». | дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра. |
-
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на 2021-2022 уч.г., 34 часа
№ п/п | Наименование разделов, тем | Дата проведения | ||
План. | Факт. | |||
Доходы и расходы семьи (12 ч) | ||||
1 | Финансовая грамотность в современном мире | | | |
2 | Насколько важны деньги | | | |
3 | История денег – история человечества | | | |
4 | Виды денег | | | |
5 | Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме | | | |
6 | Почему деньги теряют свою покупательную способность | | | |
7 | Доходы семьи | | | |
8 | Расходы семьи | | | |
9 | Расчет расходов семьи на условных примерах | | | |
10 | Что позволяет семье снизить расходы | | | |
11 | Семейный бюджет | | | |
12 | Составление бюджета семьи на условных примерах | | | |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч) | ||||
13 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | | | |
14 | Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни | | | |
15 | Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни? | | | |
16 | Страхование | | | |
Семья и государство: как они взаимодействуют (5 ч) | ||||
17 | Налоги. Виды налогов | | | |
18 | Налоги в моей семье | | | |
19 | Социальные выплаты | | | |
20 | Социальные пособия в моей семье | | | |
21 | Государство – это мы | | | |
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (13 ч) | ||||
22 | Банки. Виды банков. Банковские услуги | | | |
23 | Вклады (депозиты) | | | |
24 | Кредит | | | |
25 | Сохранение вашего богатства | | | |
26 | Профессии банковской сферы | | | |
27 | Банковская карта: плюсы и минусы | | | |
28 | Значение работы банков для потребителей | | | |
29 | Собственный бизнес | | | |
30 | Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана | | | |
31 | Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана | | | |
32 | Валюта разных стран | | | |
33 | Благотворительность. Кому нужна благотворительность | | | |
34 | Личный финансовый план | | |
5. Материально-техническое обеспечение
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-8 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-8 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-8 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.