ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД.
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Формы и виды контроля являются:
Основным средством контроля является портфолио.
6 класс
6 класс
Методическое обеспечение
Основная литература для учителя
Программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. –
Дополнительная литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
2. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
6. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982
9. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
10. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.
11. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
5. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
6. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
7. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
8. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
9. Мир слова русского http://www.rusword.org
10. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru
11. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/
12. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
13. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
14. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
15. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
16. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД.
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Формы и виды контроля являются:
Основным средством контроля является портфолио.
-
Содержание курса внеурочной деятельности
6 класс
Название темы, раздела, количество часов | Основное содержание | Формы организации, виды деятельности |
Введение. Лингвистика (4 ч) | Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса. Знать общность происхождения славянских языков; уметь находить отличительные особенности. | Беседы, конкурсы. Разучивание скороговорок. |
Лексика. Фразеология (26 ч) | Знать происхождение этимологии. Знать историю развития этимологии в древнем мире. Знакомство с толковым словарём В.И. Даля. Знать типы заимствования, знать, что такое «кальки», безошибочно писать слова с иноязычными элементами. Уметь выступать с докладом перед слушателями. Знать о происхождении имён. Знать историю своего имени. | Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок. |
Графика и орфография (4 ч) | Знать историю буквы; уметь читать слова с буквой. Уметь объяснять возникновение Кириллицы; различать начертания букв Глаголицы и Кириллицы; уметь читать буквы Кириллицы | Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок. |
Фонетика и орфоэпия (10 ч) | Знать о звуковых изменениях, происходивших в родственных языках. Знать процесс падения редуцированных; последствия этого процесса в современном русском языке Отличать старославянизмы и исконно-русские слова; находить слова с историческим чередованием. Знать особенности московского произношения | Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок. |
Морфология (6 ч) | Знать происхождение названия русских падежей, уметь находить звательный падеж. Знать числовое значение букв Кириллицы, уметь читать тексты, используя числовое значение букв. Знать древнерусские формы глаголов, уметь находить исторические формы глаголов в современном языке | Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок. |
Словообразование (10 ч) | Уметь отличать современные корни слов от исторических. | Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. |
Синтаксис и пунктуация (4 ч) | Знать историческое возникновение знаков препинания, уметь интонационно правильно читать текст | Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок |
Развитие речи (4 ч ) | Уметь пересказывать лингвистический текст, объяснять основные понятия, создавать свой текст на основе начала | Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок |
-
Календарно-тематическое планирование «К истокам языка» на 2022-2023 уч.г., 68 часов
6 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||
Введение. Лингвистика (4 ч) | |||
1 | Введение. Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса | | |
2 | Что такое этимология? | | |
3 | От Ромула до наших дней. История развития этимологических знаний в древнем мире | | |
4 | От Ромула до наших дней. История развития этимологических знаний в древнем мире | | |
Лексика. Фразеология (26 ч) | |||
5 | Славянская азбука. О деятельности Кирилла и Мефодия; возникновение Кириллицы; о высоком предназначении церковно-славянского языка. | | |
6 | Славянская азбука. О деятельности Кирилла и Мефодия; возникновение Кириллицы; о высоком предназначении церковно-славянского языка. | | |
7 | О родстве языков. Языковые группы. Общность происхождения славянских языков | | |
8 | О родстве языков. Языковые группы. Общность происхождения славянских языков | | |
9 | Звуковые изменения и звуковые соответствия. | | |
10 | Звуковые изменения и звуковые соответствия. | | |
11 | История буквы | | |
12 | История буквы | | |
13 | Падение редуцированных | | |
14 | Падение редуцированных | | |
15 | Старославянизмы в русском языке. | | |
16 | Старославянизмы в русском языке. | | |
17 | Московская школа произношения | | |
18 | Московская школа произношения | | |
19 | Диалектика и этимология. Особенности диалектов, архаичность проявления диалектов во всех сторонах языка. | | |
20 | Диалектика и этимология. Особенности диалектов, архаичность проявления диалектов во всех сторонах языка. | | |
21 | Проект. «Как мы говорим?» | | |
22 | Проект. «Как мы говорим?» | | |
23 | В.И. Даль. О жизненном пути В.И. Даля. Знакомство с толковым словарём В.И. Даля. | | |
24 | В.И. Даль. О жизненном пути В.И. Даля. Знакомство с толковым словарём В.И. Даля. | | |
25 | Заимствованные слова. Разные пути заимствования. | | |
26 | Заимствованные слова. Разные пути заимствования. | | |
27 | Круглый стол «История заимствованных слов». | | |
28 | Круглый стол «История заимствованных слов». | | |
29 | Ты и твоё имя. | | |
30 | Ты и твоё имя. | | |
Графика и орфография (4 ч) | |||
31 | Имя дома твоего. Когда появилась фамилия? | | |
32 | Имя дома твоего. Когда появилась фамилия? | | |
33 | Практикум по созданию проекта | | |
34 | Практикум по созданию проекта | | |
Фонетика и орфоэпия (10 ч) | |||
35 | Этимология новых слов | | |
36 | Этимология новых слов | | |
37 | Этимология новых слов | | |
38 | Народная этимология. | | |
39 | Народная этимология. | | |
40 | Народная этимология. | | |
41 | Этимологические мифы | | |
42 | Этимологические мифы | | |
43 | Практикум по созданию проекта | | |
44 | Практикум по созданию проекта | | |
Морфология (6 ч) | |||
45 | Интересное о падеже имени существительного. | | |
46 | Интересное о падеже имени существительного. | | |
47 | История современных знаков препинания. | | |
48 | История современных знаков препинания. | | |
49 | Писатели о русском языке. | | |
50 | Писатели о русском языке. | | |
Словообразование (10 ч) | |||
51 | Из чего строятся слова? Загляни в корень! | | |
52 | Из чего строятся слова? Загляни в корень! | | |
53 | Из чего строятся слова? Загляни в корень! | | |
54 | Из чего строятся слова? Загляни в корень! | | |
55 | Происхождение фразеологизмов. | | |
56 | Происхождение фразеологизмов. | | |
57 | Словарь фразеологизмов. | | |
58 | Словарь фразеологизмов. | | |
59 | В мире «Имени числительного». О числовом значении букв Кириллицы, о числовой картине мира. | | |
60 | Глагол – это движение, жизнь. Роль глагола в русском языке, о глаголе как «самой живой» части речи. | | |
Синтаксис и пунктуация (4 ч) | |||
61 | Знаки препинания в простом предложении | | |
62 | Знаки препинания в простом предложении | | |
63 | Знаки препинания в сложном предложении | | |
64 | Знаки препинания в сложном предложении | | |
Развитие речи (4 ч) | |||
65 | Творческий практикум. Уметь писать сочинение на основе фразеологизма, пословицы, поговорки | | |
66 | Творческий практикум. Уметь писать сочинение на основе фразеологизма, пословицы, поговорки | | |
67 | Научно-практическая конференция «Великий, могучий русский язык». | | |
68 | Научно-практическая конференция «Великий, могучий русский язык». | | |
Методическое обеспечение
Основная литература для учителя
Программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. –
Дополнительная литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
2. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
6. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982
9. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
10. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.
11. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
5. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
6. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
7. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
8. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
9. Мир слова русского http://www.rusword.org
10. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru
11. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/
12. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
13. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
14. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
15. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
16. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/