Файл: Программа внеурочной деятельности К истокам языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:


• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД.

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

• выделять общую точку зрения в дискуссии;

• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;


• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Формы и виды контроля являются:

Основным средством контроля является портфолио.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

6 класс

Название темы, раздела, количество часов

Основное содержание

Формы организации, виды деятельности

Введение. Лингвистика (4 ч)

Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса. Знать общность происхождения славянских языков; уметь находить отличительные особенности.

Беседы, конкурсы. Разучивание скороговорок.

Лексика. Фразеология (26 ч)

Знать происхождение этимологии. Знать историю развития этимологии в древнем мире. Знакомство с толковым словарём В.И. Даля. Знать типы заимствования, знать, что такое «кальки», безошибочно писать слова с иноязычными элементами. Уметь выступать с докладом перед слушателями. Знать о происхождении имён. Знать историю своего имени.

Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок.

Графика и орфография (4 ч)

Знать историю буквы; уметь читать слова с буквой. Уметь объяснять возникновение Кириллицы; различать начертания букв Глаголицы и Кириллицы; уметь читать буквы Кириллицы

Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок.

Фонетика и орфоэпия (10 ч)

Знать о звуковых изменениях, происходивших в родственных языках. Знать процесс падения редуцированных; последствия этого процесса в современном русском языке

Отличать старославянизмы и исконно-русские слова; находить слова с историческим чередованием. Знать особенности московского произношения

Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок.

Морфология (6 ч)

Знать происхождение названия русских падежей, уметь находить звательный падеж.

Знать числовое значение букв Кириллицы, уметь читать тексты, используя числовое значение букв. Знать древнерусские формы глаголов, уметь находить исторические формы глаголов в современном языке

Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок. Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием. Отгадывание загадок, составление групп слов. Инсценировка сказок.

Словообразование (10 ч)

Уметь отличать современные корни слов от исторических.

Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок.

Синтаксис и пунктуация (4 ч)

Знать историческое возникновение знаков препинания, уметь интонационно правильно читать текст

Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок

Развитие речи (4 ч )

Уметь пересказывать лингвистический текст, объяснять основные понятия, создавать свой текст на основе начала

Беседы, ролевые игры. Разучивание скороговорок




  1. Календарно-тематическое планирование «К истокам языка» на 2022-2023 уч.г., 68 часов

6 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

План.

Факт.

Введение. Лингвистика (4 ч)

1

Введение. Тайны русского языка. Знакомство с целями и задачами курса







2

Что такое этимология?







3

От Ромула до наших дней. История развития этимологических знаний в древнем мире







4

От Ромула до наших дней. История развития этимологических знаний в древнем мире







Лексика. Фразеология (26 ч)

5

Славянская азбука. О деятельности Кирилла и Мефодия; возникновение Кириллицы; о высоком предназначении церковно-славянского языка.







6

Славянская азбука. О деятельности Кирилла и Мефодия; возникновение Кириллицы; о высоком предназначении церковно-славянского языка.







7

О родстве языков. Языковые группы. Общность происхождения славянских языков







8

О родстве языков. Языковые группы. Общность происхождения славянских языков







9

Звуковые изменения и звуковые соответствия.







10

Звуковые изменения и звуковые соответствия.







11

История буквы







12

История буквы







13

Падение редуцированных







14

Падение редуцированных







15

Старославянизмы в русском языке.







16

Старославянизмы в русском языке.







17

Московская школа произношения







18

Московская школа произношения







19

Диалектика и этимология. Особенности диалектов, архаичность проявления диалектов во всех сторонах языка.







20

Диалектика и этимология. Особенности диалектов, архаичность проявления диалектов во всех сторонах языка.







21

Проект. «Как мы говорим?»







22

Проект. «Как мы говорим?»







23

В.И. Даль. О жизненном пути В.И. Даля. Знакомство с толковым словарём В.И. Даля.







24

В.И. Даль. О жизненном пути В.И. Даля. Знакомство с толковым словарём В.И. Даля.







25

Заимствованные слова. Разные пути заимствования.







26

Заимствованные слова. Разные пути заимствования.







27

Круглый стол «История заимствованных слов».







28

Круглый стол «История заимствованных слов».







29

Ты и твоё имя.







30

Ты и твоё имя.







Графика и орфография (4 ч)

31

Имя дома твоего. Когда появилась фамилия?







32

Имя дома твоего. Когда появилась фамилия?







33

Практикум по созданию проекта







34

Практикум по созданию проекта







Фонетика и орфоэпия (10 ч)

35

Этимология новых слов







36

Этимология новых слов







37

Этимология новых слов







38

Народная этимология.







39

Народная этимология.







40

Народная этимология.







41

Этимологические мифы







42

Этимологические мифы







43

Практикум по созданию проекта







44

Практикум по созданию проекта







Морфология (6 ч)

45

Интересное о падеже имени существительного.







46

Интересное о падеже имени существительного.







47

История современных знаков препинания.







48

История современных знаков препинания.







49

Писатели о русском языке.







50

Писатели о русском языке.







Словообразование (10 ч)

51

Из чего строятся слова? Загляни в корень!







52

Из чего строятся слова? Загляни в корень!







53

Из чего строятся слова? Загляни в корень!







54

Из чего строятся слова? Загляни в корень!







55

Происхождение фразеологизмов.







56

Происхождение фразеологизмов.







57

Словарь фразеологизмов.







58

Словарь фразеологизмов.







59

В мире «Имени числительного». О числовом значении букв Кириллицы, о числовой картине мира.







60

Глагол – это движение, жизнь. Роль глагола в русском языке, о глаголе как «самой живой» части речи.







Синтаксис и пунктуация (4 ч)

61

Знаки препинания в простом предложении







62

Знаки препинания в простом предложении







63

Знаки препинания в сложном предложении







64

Знаки препинания в сложном предложении







Развитие речи (4 ч)

65

Творческий практикум. Уметь писать сочинение на основе фразеологизма, пословицы, поговорки







66

Творческий практикум. Уметь писать сочинение на основе фразеологизма, пословицы, поговорки







67

Научно-практическая конференция «Великий, могучий русский язык».







68

Научно-практическая конференция «Великий, могучий русский язык».









Методическое обеспечение

Основная литература для учителя

Программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. –

Дополнительная литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

2. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.

3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

6. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.

7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990

8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982

9. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

10. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.

11. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.

12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
Цифровые образовательные ресурсы

1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

5. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

6. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

7. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

8. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

9. Мир слова русского http://www.rusword.org

10. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

11. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

12. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

13. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

14. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

15. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

16. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/