Файл: Контрольная работа по дисциплине Деловой русский язык и культура речи. Риторика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Специальность: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

(уровень магистратуры)

Кафедра: философии и гуманитарных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деловой русский язык и культура речи. Риторика»

Вариант 8:

Выполнил:

Ставриниди Юрий Юрьевич, магистрант,

учебная группа мГМУз-831,

№ зачетной книжки 223038
Проверил:

Ферапонтова Ю.В., доцент кафедры философии и гуманитарных наук, кандидат педагогических наук.

Екатеринбург

2022

План работы:

1. Особое место языка рекламы среди функционально-стилевых образований, относящихся к массовой информации.

2. Цицерон об ораторском искусстве.

3. Торжественное красноречие.

4. Основные приёмы запоминания речи.

5. Стилистический анализ текста.

6.Написание текста публичного выступления убеждающего типа на тему «Можно ли прожить день без музыки?».

7.Список используемой литературы.

1. Особое место языка рекламы среди функционально-стилевых образований, относящихся к массовой информации

В настоящее время в России очень быстро развивается система средств массовой информации. Именно к ним в поисках необходимых новостей в настоящее время обращается большинство людей. Средства массовой информации являются источниками формирования моды, норм поведения, эстетических ценностей людей. А особое влияние на людей оказывает реклама. Под рекламой рассматривается направление в маркетинговых коммуникациях, с помощью которых происходит распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему. Реклама также занимает особое место в русском языке.


Профессор филологических наук Н. С. Валгина пишет, что «в настоящее время именно СМИ являются основой формирования новой литературной нормы» [3]. Данную функцию СМИ переняли у художественной литературы. Они чутко реагируют на малейшие лексические, грамматические и стилистические изменения в языке и являются источником их воспроизведения. Развитие современного русского языка в данное время во многом определяется развитием газетно-публицистического стиля речи как порождения языка современных СМИ. Н.С.Валгина утверждает, что большое влияние на данный стиль разговорных источников привело к тому, что «в стилистической системе языка к ряду «книжность — разговорность» прибавляется новое звено – «массмедийность» [3].

Среди всех функционально-стилевых образований, относящихся к массовой коммуникации, особое место занимает язык рекламы. Рекламные тексты преследуют одну цель: способствовать продаже товара или услуги. Реклама имеет более широкую сферу распространения. Это не только печать, радио и телевидение, но и плакаты, вывески, листовки, афиши, этикетки и многое другое. Указанные особенности не могут не отражаться на выборе языковых средств, используемых в своей деятельности копирайтерами (создателями вербальной части рекламных текстов).

Профессор кафедры лексикографии и теории перевода Ю. А. Бельчиков пишет о том, что «своеобразие языка рекламы, вербального текста (внутри текста рекламного) определяется тем, что он (язык рекламы, вербальный текст) всегда находится в соотношении, во взаимодействии: - со зрительным рядом (печатная реклама - в газетах, журналах; наружная реклама — рекламные щиты, «растяжки», плакаты, афиши и т. п.); - со звуковым рядом (на радио); - со звуковым и зрительным рядом (в составе телевизионного ролика, клипа)» , т. е. главным свойством рекламных текстов ученый считает их разнородный характер [2]. Как видно на примере рекламных текстов, вербальная часть может составлять разнородный текст не только в сочетании со статичным изображением, но и со звуковым и зрительным рядом. Данное взаимодействие требует пристального изучения со стороны лингвистов и психолингвистов.

Кандидат филологических наук А. Н. Полянский внёс огромный вклад в определение отличительных свойств рекламных текстов. В одной из своих статей учёный различает информативные и рекламные тексты. По мнению исследователя, информативные тексты «лишь констатируют события, фиксируя положение вещей. Рекламное же обращение должно представлять собой сочетание из информационной и убеждающей составляющих. Также, по мнению А. Н. Полянского, «информационное сообщение и рекламное обращение отличает друг от друга отношение отправителя информации к адресату»: безразличное к нуждам человека в первом случае и заинтересованное во втором. Таким образом, учёный в качестве особенности текстов рекламы выделяет наличие убеждающей функции и заинтересованную позицию автора.



В другой своей статье А.Н. Полянский выделил следующие отличия «коммерческого объявления» и «рекламного обращения»: 1) «функция воздействия на потенциального клиента»; 2) «оригинальность» рекламного текста и «полное отсутствие изобразительно-выразительных средств» в простом объявлении; 3) конкретность и информативность объявления и возможная опосредованность, эмоциональность рекламы. Действительно, реклама очень часто эмоциональна, ассоциативна, афористична, но это бывает не всегда. Сам автор также указывает, что «реклама может выделена нами опосредовано. Также он считает, что реклама действует на мотивы и желания потребительской аудитории»; 4) возможность выбора из ряда однотипных товаров в рекламе и «неизбежность» представляемой информации в объявлении. Для предлагаемого автором различения данная корреляция может быть в некоторых случаях применимой, но для наших целей данное различие неприменимо.

Таким образом, можно сказать, что изучение рекламных текстов приводит многих специалистов в области языковой культуры к печальным выводам: современные создатели рекламных текстов пропагандируют излишне утилитарный подход к языку. Рекламные коммуникации направлены на внушение потребителям определенных установок и ценностей, они упрощены и обезличены.

2.Цицерон об ораторском искусстве

Величайший римский политик и писатель, повлиявший на ораторское искусство – Марк Туллий Цицерон стал основоположником образцовой латинской прозы. Часть трактатов, работ и других сочинений сохранились до наших дней, по ним мы отследим развитие философии, литературы и истории того времени. Ораторы и политики, в разные исторические эпохи, изучали его стилистику и использовали мудрость для создания собственных речей.

М.Т.Цицерон является автором известного во всём мире трактата «Об ораторе» [1].

Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации.

Цицерон считал, что основой ораторского искусства, прежде всего является глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств [7].


Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования:

1.Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».

2.Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.

3.Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.

4.Дикция, речевой ритм, чистый выговор – основа, без которой невозможно стать оратором.

Цицерон разделял ораторов на три типа [7]:

  • Первые были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.

  • Вторые являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.

  • Последние были чем-то средним. Они не относились ни к первым, ни ко вторым.

Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи, что нам кажется привычнее. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает [1].

Основными идеями трактата «Об ораторе» являются [7]:

1.Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью

2.Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить

3.Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием

4.Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее

5.Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувств

Таким образом, можно сказать, что риторика Цицерона сыграла важную роль в становлении многих авторов. Вся античная эпоха была временем устной речи. С появлением пергамента и бумаги это искусство пошло на спад. Но писать европейцы учились по работам этого мастера слова. Соблюдая принципы, которые сохранились в его произведениях. Его талант очаровывал многих писателей всех последующих эпох. Они изучали тексты для того, чтобы использовать его приемы убеждения. Он до сих пор является триумфатором, чьё наследие подает пример авторам.


3. Торжественное красноречие

Русское торжественное красноречие возникло чрезвычайно рано, вместе с самой русской словесностью и русской письменностью, и достигло расцвета уже в 11-12 вв. Оригинальные, непереводные сочинения, созданные в области красноречия, появились на Руси едва ли не раньше, чем все другие отрасли литературы, наравне с летописанием и первыми житиями святых. Образцом для этих сочинений послужило византийское красноречие [4].

Древнегреческий философ Аристотель делил красноречие на 3 типа: 

  • судебное (касается обсуждения уже случившегося факта);

  • совещательное (касается того, что только должно произойти);

  • торжественное (касается простого слушателя, который после прослушивания делает для себя некоторые выводы, таковы воспитательные, патриотические, просветительные речи).

Красноречие Киевской Руси было исключительно торжественным и обладало рядом свойств [4]:

1. Обращение к единомышленникам.

2. Расчет на долговременное воздействие.

3. Учительность, обращение «сверху».

4. Сильный этический пафос, постоянные ссылки на Священное Писание.

5. Амплифицирующее построение речи (использование однородных элементов речи: синонимов, определений, сравнений).

6. Пристрастие к развернутым метафорам, притчам.

7. Ритмизованный, «нарочитый» характер речи.

Владимир Мономах – собиратель земель Русских – способствовал своей политикой временному прекращению княжеских усобиц. Центральная идея «Поучения» состоит в призыве строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не своекорыстными семейными интересами. На первый план в «Поучении» выдвигается забота государя о благе государства, другой не менее важной задачей князя является забота о благе церкви. Забота о слабых и т.д. Само произведение является иллюстрацией идеального правителя – такого правителя, каким правители должны быть. Вместе с тем Мономах в своём «Поучении» отвечает на множество социальных и нравственных вопросов, характерных для его времени. По ходу своего поучения автор постоянно напоминает о необходимости воздавать хвалу Богу молитвами: утром и вечером, но нем не менее уделяет очень много внимания практическим наставлениям.

Говоря о торжественном красноречии, нельзя не сказать о произведении «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона [4].

Оно было написано в 1037-1050 гг. священником княжеской церкви Иларионом. Созданное им произведение было произнесено в Софийском соборе и произвело впечатление на Ярослава Мудрого.