Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 397
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами: положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов"
(Старчиков М.Ю.)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПАЦИЕНТАМИ: ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТИПОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
М.Ю. СТАРЧИКОВ
Старчиков Михаил Юрьевич - полковник юстиции запаса, бывший работник прокуратуры.
Занимается исследованием вопросов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг.
ВВЕДЕНИЕ
Любое правоотношение, в том числе и "пациент (заказчик) - медицинская организация", в динамике развития по целому ряду субъективных (объективных) причин может перейти в конфликтную стадию <1>.
--------------------------------
<1> Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы: нормативные положения, типовые формы и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2018. С. III.
Пациент, недовольный качеством лечения, вправе обжаловать действия представителей медицинской организации в контролирующие или правоохранительные органы, обратиться с соответствующим иском в суд общей юрисдикции или избрать иной предусмотренный законом способ разрешения спора.
Так, по некоторым данным, в 2017 году в Росздравнадзор поступило 24 056 обращений граждан (на 22,3% больше, чем в 2016 году, - 19 666) с жалобами на нарушение, по мнению заявителей, их прав на получение медицинской помощи <2>.
--------------------------------
<2> Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения: сайт. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/documents/50763 (дата обращения: 12.08.2018).
В ходе проведенных Росздравнадзором проверок нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья выявлены в 41,8% федеральных медицинских организаций и в 41,2% медицинских организаций частной формы собственности <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
Однако неизбежным ли является возникновение и дальнейшее развитие конфликтных правоотношений между учреждениями здравоохранения и гражданами?
По сути, конфликт как явление и особое состояние с древности всегда сопутствует человеческой деятельности.
Бесспорно утопическим следует считать утверждение о том, что конфликтов можно избежать; однако свести их к минимуму все-таки возможно, в том числе - и в здравоохранительной сфере.
В данной монографии даются практические рекомендации по организации и проведению в любой медицинской организации комплекса организационно-правовых мероприятий, реализация которых поможет уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций с пациентами в процессе оказания последним медицинской помощи (услуг).
Приводимые положения законодательства подкрепляются выдержками из судебных решений по делам о спорах между гражданами и учреждениями здравоохранения.
Так, автором даются конкретные рекомендации по применению таких организационно- правовых способов предупреждения конфликтов между пациентами и медицинскими организациями, как:
- системная организация работы по разрешению обращений граждан (пациентов);
- повышение уровня правовой грамотности медицинских работников и надлежащая разработка их должностных инструкций;
- юридически грамотное ведение карт амбулаторного (стационарного) больного;
- информирование пациента при оказании ему медицинской помощи (услуг);
- оформление надлежащим образом договора оказания медицинских услуг и др.
Помимо этого, в монографии излагается авторская концепция роли юрисконсультов
(юридических подразделений) медицинских организаций в предупреждении (разрешении) конфликтов с пациентами.
К монографии прилагаются некоторые образцы документов: примерный образец заявления пациента о выборе медицинской организации и врача (на основании частей 1, 2 и 7 статьи 21, пункта 1 статьи 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации"); примерная форма книги (журнала) личного приема граждан руководителем медицинской организации; примерный образец ответа руководителя медицинской организации на некорректное заявление пациента (в порядке части 3 статьи 11 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"); примерная форма протокола решения врачебной комиссии медицинской организации; примерная форма заявления врача об отказе от наблюдения за пациентом и его лечения и многих других.
Рассматриваемая монография предназначена как для юристов, практикующих в сфере здравоохранительного права, так и для медицинских работников (врачей), представителей руководящего звена медицинских организаций и экспертов - организаторов здравоохранения.
Кроме того, она может быть полезна для пациентов, граждан, проявляющих интерес к правовой регламентации деятельности по врачеванию, а также студентов и аспирантов юридических и медицинских средних и высших учебных заведений.
Глава 1. О ПОНЯТИИ КОНФЛИКТА В ПРАВООТНОШЕНИИ
ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (УСЛУГ)
Главными сторонами любого правоотношения по оказанию медицинской помощи (услуг) всегда являются пациент (заказчик) и медицинская организация.
Как следует из пункта 11 части 1 статьи 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" <1>, под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного
(уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Рассматриваемые положения распространяются и на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) и медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, ее касающейся.
В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (пункт 11 части
1 статьи 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Итак, несмотря на то что непосредственно медицинское вмешательство проводит медицинский работник (врач), пациент в правовой форме предъявляет свои претензии не к нему лично, а к учреждению здравоохранения, в котором тот работает (к юридическому лицу).
Само понятие "конфликт" неоднозначно трактуется различными исследователями.
По мнению А.Г. Бахтановой, "самой распространенной и, как представляется, наиболее объективной является точка зрения, согласно которой конфликтом является противоречие, которое из объективного, потенциально возможного превратилось в субъективное и реально, фактически существующее, достигшее сферы интересов" <2>.
--------------------------------
<2> Бахтанова А.В. К вопросу о понятии юридического конфликта // Вестник Тамбовского ун-та. Вып. N 6(98). 2011. С. 253.
Как отмечает С.Г. Стеценко, "под юридическим конфликтом в сфере медицинской
деятельности следует понимать открытое противостояние субъектов правовых отношений в сфере медицинской деятельности, связанное с реализацией ими интересов взаимоисключающего характера. В качестве субъектов юридического конфликта в медицине могут выступать
физические (пациент, частнопрактикующий врач) и юридические лица (лечебное
учреждение, орган управления здравоохранением)" <3>.
--------------------------------
<3> Стеценко С.Г. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России
[Электронный ресурс]: Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. С.-Петербург, 2002. 452 с. // Библиотека юридических наук Law Theses: сайт. URL: http://lawtheses.com (дата обращения: 05.06.2018).
Для пациента, например, главным основанием спора может стать причинение в той или иной
форме вреда его жизни или здоровью при оказании медицинской помощи (услуг), для учреждения здравоохранения - неоплата пациентом (заказчиком) стоимости проведенного медицинского вмешательства.
Как утверждает Е.В. Приз, в настоящее время, к сожалению, достаточно часто "пациенты не относятся к медицинским работникам как к субъектам защиты своих прав" <4>.
--------------------------------
<4> Приз Е.В. Социальная комплементарность прав пациентов и медицинских работников в отечественной медицине [Электронный ресурс]: Дис. ... докт. мед. наук: 14.02.05. Волгоград, 2011.
377 с. // Dissercat: электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 06.01.2018).
При этом неправильно считать, что подобная ситуация обусловлена только такими характеристиками социальной защищенности врачей и других медицинских работников, как "низкий уровень финансирования, неразработанность юридических норм профессиональной деятельности, негативное отношение СМИ" <5>.
--------------------------------
<5> Там же.
Однако ни один конфликт учреждения здравоохранения с пациентом не носит фатально-
неизбежного характера.
Не зря иногда говорят, что лучший способ разрешения конфликта - предупредить его.
Именно поэтому медицинским работникам важно обладать систематизированными
знаниями о правовом арсенале оптимального предупреждения (предотвращения)
конфликтов с пациентами как главными потребителями медицинских услуг.
Прежде всего они должны иметь четкое представление о правах пациента, предусмотренных законодательством.
Как отмечают некоторые авторы, "на практике пациент по отношению к медицинской организации является более слабой стороной, не владеющей медицинскими знаниями, плохо ориентирующейся в ситуации, связанной с организацией лечебного процесса, допущенными ошибками со стороны врачебного персонала, что ведет к смещению равного положения участников в случае возникновения возможного спора, создавая тем самым для лечебного учреждения явные преимущества" <6>.
--------------------------------
<6> Баринов С.А. Правовое обеспечение защиты прав пациента в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи [Электронный ресурс]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2012. 26 с. // Библиотека юридических наук Law Theses: сайт. URL: http://lawtheses.com/pravovoe-obespechenie-zaschity-prav-patsienta-v-sluchae-prichineniya-vreda- zdorovyu-pri-okazanii-meditsinskoy-uslugi (дата обращения: 03.07.2018).
В соответствии с положениями статьи 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" любой пациент, обратившийся за медицинской помощью (услугами) в
Как утверждает Е.В. Приз, в настоящее время, к сожалению, достаточно часто "пациенты не относятся к медицинским работникам как к субъектам защиты своих прав" <4>.
--------------------------------
<4> Приз Е.В. Социальная комплементарность прав пациентов и медицинских работников в отечественной медицине [Электронный ресурс]: Дис. ... докт. мед. наук: 14.02.05. Волгоград, 2011.
377 с. // Dissercat: электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 06.01.2018).
При этом неправильно считать, что подобная ситуация обусловлена только такими характеристиками социальной защищенности врачей и других медицинских работников, как "низкий уровень финансирования, неразработанность юридических норм профессиональной деятельности, негативное отношение СМИ" <5>.
--------------------------------
<5> Там же.
Однако ни один конфликт учреждения здравоохранения с пациентом не носит фатально-
неизбежного характера.
Не зря иногда говорят, что лучший способ разрешения конфликта - предупредить его.
Именно поэтому медицинским работникам важно обладать систематизированными
знаниями о правовом арсенале оптимального предупреждения (предотвращения)
конфликтов с пациентами как главными потребителями медицинских услуг.
Прежде всего они должны иметь четкое представление о правах пациента, предусмотренных законодательством.
Как отмечают некоторые авторы, "на практике пациент по отношению к медицинской организации является более слабой стороной, не владеющей медицинскими знаниями, плохо ориентирующейся в ситуации, связанной с организацией лечебного процесса, допущенными ошибками со стороны врачебного персонала, что ведет к смещению равного положения участников в случае возникновения возможного спора, создавая тем самым для лечебного учреждения явные преимущества" <6>.
--------------------------------
<6> Баринов С.А. Правовое обеспечение защиты прав пациента в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи [Электронный ресурс]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2012. 26 с. // Библиотека юридических наук Law Theses: сайт. URL: http://lawtheses.com/pravovoe-obespechenie-zaschity-prav-patsienta-v-sluchae-prichineniya-vreda- zdorovyu-pri-okazanii-meditsinskoy-uslugi (дата обращения: 03.07.2018).
В соответствии с положениями статьи 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" любой пациент, обратившийся за медицинской помощью (услугами) в
медицинскую организацию, обладает правами на:
1) выбор врача и медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом (образец заявления о выборе медицинской организации содержится в Приложении N 1 к данной монографии);
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Например, согласно пункту 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" <7> (далее - СанПиН
2.1.3.1375-03) территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена, площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка.
--------------------------------
<7> О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.1.3.1375-03 (вместе с СанПиН 2.1.3.1375-03.2.1.3 "Медицинские учреждения. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")
[Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
06.06.2003 N 124 (ред. от 04.03.2010, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ
06.06.2003; зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4709).
В соответствии с пунктом 3.10.3 этих же требований потоки в операционном блоке должны быть разделены: на "стерильный" - проход хирургов, операционных сестер; "чистый" - для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов; "грязный" - удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.
Согласно пункту 11.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 при поступлении в лечебное учреждение выдается мыло и полотенце, после специальной санитарной обработки больному выдается комплект чистого нательного белья, пижама, тапочки.
Кроме вышеизложенных, пациенты обладают правами на:
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
Так, согласно пункту 12.7 уже называвшихся СанПиН 2.1.3.1375-03 питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания;
1) выбор врача и медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом (образец заявления о выборе медицинской организации содержится в Приложении N 1 к данной монографии);
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Например, согласно пункту 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" <7> (далее - СанПиН
2.1.3.1375-03) территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена, площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка.
--------------------------------
<7> О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.1.3.1375-03 (вместе с СанПиН 2.1.3.1375-03.2.1.3 "Медицинские учреждения. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")
[Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
06.06.2003 N 124 (ред. от 04.03.2010, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ
06.06.2003; зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4709).
В соответствии с пунктом 3.10.3 этих же требований потоки в операционном блоке должны быть разделены: на "стерильный" - проход хирургов, операционных сестер; "чистый" - для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов; "грязный" - удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.
Согласно пункту 11.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 при поступлении в лечебное учреждение выдается мыло и полотенце, после специальной санитарной обработки больному выдается комплект чистого нательного белья, пижама, тапочки.
Кроме вышеизложенных, пациенты обладают правами на:
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
Так, согласно пункту 12.7 уже называвшихся СанПиН 2.1.3.1375-03 питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания;