Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
В большинстве случаев пациент выдвигает требования о возмещении причиненного ему вреда вследствие дефектов оказания медицинской помощи.
Например, как отмечается в Апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 декабря 2016 года по делу N 33-9252/2016,
"согласно специальной медицинской литературе под дефектом оказания медицинской помощи понимают ненадлежащее осуществление диагностики, лечения больного, организации процесса оказания медицинской помощи, которое привело или могло привести к неблагоприятному исходу медицинского вмешательства. Близким и, по сути, идентичным понятием по отношению к дефектам оказания медицинской помощи является ятрогения.
Ятрогения (ятрогенная патология) - это дефект оказания медицинской помощи, выраженный в виде нового заболевания или патологического процесса, возникшего в результате как правомерного, так и неправомерного осуществления профилактических, диагностических, реанимационных, лечебных и реабилитационных медицинских мероприятий (манипуляций)" <8>.
--------------------------------
<8> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 06.12.2016 по делу N 33-9252/2016 // СудебныеРешения.рф: специализированный информационный ресурс для публикации решений судов общей юрисдикции. URL: http://судебныерешения.рф/bsr/case/7984404 (дата обращения: 17.12.2017).
Пациент также имеет право на:
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Кроме того, на пациента при оказании ему медицинских услуг распространяются положения
Закона РФ "О защите прав потребителей" <9>, регламентирующие права потребителей (граждан, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
--------------------------------
<9> О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
В соответствии с нормами этого Закона пациент (потребитель медицинских услуг)
имеет право на:
- оказание медицинской организацией услуги (выполнения работы), качество которой


соответствует договору (пункт 1 статьи 4 Закона РФ "О защите прав потребителей").
При отсутствии в договоре условий о качестве работы (услуги) исполнитель (медицинская организация) обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых работа (услуга) такого рода обычно используется;
- безопасность работы (услуги) при обычных условиях ее использования для жизни,
здоровья потребителя (пациента), окружающей среды.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя (пациента), окружающей среды, а также предотвращать причинение вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (пункт 1 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей");
-
предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе
(медицинской организации), реализуемых им услугах (пункт 1 статьи 8 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Если потребителю (пациенту) не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о работе, услуге, он вправе потребовать от исполнителя
(медицинской организации) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (пункт 1 статьи
12 Закона РФ "О защите прав потребителей");
- доведение информации о виде деятельности исполнителя (медицинской организации),
номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках
действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информации об органе,
выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство (пункт 2 статьи 9 Закона РФ "О защите прав потребителей");
- возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги),
независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем (медицинской
организацией) или нет (пункт 2 статьи 14 Закона РФ "О защите прав потребителей");
- возмещение морального вреда.
Моральный вред, причиненный потребителю (пациенту) вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской
Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем (пациентом) убытков (статья 15 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Например, по одному из судебных дел "истец обратилась с иском о возмещении ущерба, компенсации морального вреда. Свои требования она мотивировала тем, что... между сторонами заключен договор, по которому ответчик оказал ей услуги по изготовлению двух металлокерамических мостовидных протезов на зубы верхней челюсти, протезированию...


В период гарантийного срока... один из установленных мостов стал шататься, в десне на верхней челюсти слева появилась боль, о чем она сообщила врачу, который пояснил, что все так и должно быть, лечение проводить не стал.
Через несколько дней у нее сломались опорные зубы под тем самым мостовидным протезом, на который поступали жалобы...
Учитывая, что в судебном заседании установлена вина ответчика в оказании медицинской услуги ненадлежащего качества, в результате которых повреждены два опорных зуба... что в действиях П. не установлены умысел на причинение вреда и грубая неосторожность... суд, принимая во внимание характер ее физических и нравственных страданий, предположительную длительность восстановительного периода (около шести месяцев)... считает возможным взыскать в ее пользу с ООО "Ваш стоматолог" 50 000 руб. компенсации морального вреда, полагая эту сумму разумной, справедливой и соразмерной причиненным П. нравственным страданиям" <10>;
--------------------------------
<10> Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 13.06.2017 по делу N 2-
3/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
18.01.2018).
- защиту своих прав судом.
Иски о защите прав потребителей (в т.ч. пациентов) могут быть предъявлены по выбору
истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к медицинской организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или
представительства (пункты 1 - 2 статьи 17 Закона РФ "О защите прав потребителей");
- при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) пациент по
своему выбору вправе потребовать (пункт 1 статьи 29 Закона РФ "О защите прав потребителей"):
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи (например, зубного протеза) из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы
(оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя (пациента) о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя (медицинскую организацию) от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель (пациент) вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы
(оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем
(медицинской организацией).
Потребитель (пациент) может отказаться от исполнения договора о выполнении работы
(оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы
(оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель (пациент) вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя;
- пациент также имеет право на отказ от исполнения договора о выполнении работ
(оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю (медицинской
организации) фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств
по данному договору (статья 32 Закона РФ "О защите прав потребителей");
- при удовлетворении судом требований потребителя (пациента), установленных законом, суд взыскивает с исполнителя (медицинской организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от
суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя (пациента) выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления,
пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам (пункт 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Например, по одному из решений суда, обязавшему взыскать с ответчика (медицинской организации) моральный вред в сумме 50 тыс. руб., "в силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В связи с этим подлежит взысканию с ООО "...стоматолог" в пользу истца штраф в размере 25 000 (50 000 x 50%) руб."
<11>;
--------------------------------
<11> Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 13.06.2017 по делу N 2-
3/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
18.01.2018).
- иные права.


Нельзя не отметить, что с формальной точки зрения в круг обязанностей медицинских работников, определенных положениями статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации", не входит ознакомление пациента с его правами и обязанностями.
Как отмечается в одном из судебных решений, "с предусмотренным законом правом пациента на получение информации о своих правах и обязанностях не корреспондирует обязанность врача или иного медицинского работника по разъяснению пациенту, в том числе под роспись, его прав и обязанностей" <12>.
--------------------------------
<12> Определение Красноярского краевого суда от 02.02.2017 по делу N 2-1525/2016 //
Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 19.07.2018).
Однако резонно ли медицинскому работнику не разъяснять пациенту его права и обязанности, особенно при первичном приеме?
По мнению автора монографии, именно незнание пациентом своих прав и обязанностей является причиной многих конфликтов в здравоохранительной сфере.
Поэтому перед проведением медицинского вмешательства всегда желательно в доступной форме ознакомить врачуемого с его правомочиями.
При этом совершенно неважно, каким именно образом это произойдет - будет ли предложено пациенту ознакомиться с информационным стендом, будет ли ему вручена специальная памятка
(которая, кстати, может включать и правила поведения пациента в конкретной медицинской организации) или указанные сведения станут его достоянием каким-либо иным образом.
По виду используемой правовой процедуры можно выделить следующие юридические
формы (способы) предупреждения спора (конфликта) между медицинской организацией и пациентом (заказчиком медицинского вмешательства):
1) надлежащая организация работы по рассмотрению обращений пациентов (граждан) в медицинские организации (в порядке норм Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации");
2) поддержание правовой грамотности медицинских работников в объеме, достаточном для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
3) своевременная, полная и качественная разработка должностных инструкций сотрудников медицинского учреждения;
4) надлежащее информирование пациента при оказании ему медицинской помощи (услуг), в том числе о его праве на выбор врача и медицинской организации; о планируемом медицинском вмешательстве и т.д.;
5) знание и строгое соблюдение требований законодательства при реализации лечащим врачом права отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения;
6) заключение договора оказания медицинских услуг как действенного способа предотвращения возможных конфликтов между пациентом и медицинской организацией;


7) соблюдение правовых норм, регламентирующих порядок ознакомления пациента с медицинской документацией;
8) иные формы предупреждения конфликтов.
12>12>11>11>10>10>9>9>8>8>7>7>6>6>5>5>4>4>3>3>2>2>1>1>3>3>2>2>1>1>