Файл: Научная работа Игра как вид деятельности в младшем школьном возрасте Секция психология Научный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнила:
Баландюк Милана 4 класс, гимназия
Научная работа
Игра – как вид деятельности в младшем школьном возрасте
Секция: психология
Научный руководитель:
Шуляк Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
Содержание
АБСТРАКТ
ВВЕДЕНИЕ
-
Теоретический обзор исследования проблемы игровой деятельности-
Понятие об игре -
Виды игр -
Игра - каквид деятельности в младшем школьном возрасте
-
-
Экспериментальное исследование отношения детей и учителей к играм на уроках в школе-
Организация исследования -
Анализ результатов исследования
-
Заключение
Список литературы
АБСТРАКТ
Цель исследования:
-
Выявить роль влияния игры на лучшее освоение школьных предметов. -
Раскрыть стимулирующую роль игры в учёбе младших школьников.
Объект исследования: игра в учебном процессе младших школьников
Предмет исследования: процесс развития в игре познавательного интереса
Гипотеза: для улучшения развития познавательного и учебного интереса на уроке нужна игра.
Задачи исследования:
-
Узнать, что такое игра -
Узнать виды игр -
Научиться проводить опрос и анкетирование школьников и учителей -
Учиться наблюдать , обобщать и делать умозаключения и выводы
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, анализ.
Этапы исследования:
-
Выбор темы, определение цели, постановка задач. -
Сбор информации из различных источников. -
Опрос, беседа, анкетирование. -
Обработка собранного материала. Выводы
ВВЕДЕНИЕ
Ведущими видом деятельности взрослого человека является труд. Но на разных возрастных этапах ведущий вид деятельности разный. И чтобы прийти к трудовой деятельности, стоит пройти немало других видов. Когда я была в младенческом возрасте, моей ведущей деятельностью было эмоциональное общение с мамой. Она являлась моим поводырем в познании окружающего мира. Когда я подросла, ведущий вид деятельности сменился. Им стала игра. Играя, любой ребёнок не только развивает память мышление, воображение, двигательные навыки, но также проходит процесс познания мира. Именно через игру я примеряю на себя различные роли, узнаю принципы общения людей друг с другом, получаю новые знания, нахожу решение в различных ситуациях, которые потом помогут мне в настоящей взрослой жизни. Таким образом, игровая деятельность ребенка - это не просто времяпровождение, а естественный процесс социализации.Именно поэтому выбранная мною тема будет всегда актуальна. Исходя из актуальности проблемы, была определена цель работы: выявить роль влияния игры на лучшее усвоение школьных предметов, раскрыть стимулирующую роль игры в учёбе. Выбрав тему своего исследования, я поставила следующие задачи: узнать, что такое игра икакие бывают игры, какое значение имеет игра для детей, научиться проводить опрос и анкетирование школьников и учителей, учиться наблюдать, делать выводы. Знакомясь с литературой по данной теме, я получила новые, интересные знания в данной области. А ещё мне стало понятно, что роль игры в развитии и воспитании школьника просто огромная. Игра важна для психического развития ребёнка, является эффективным средством формирования личности, волевых качеств школьника. Проводя анкетирование и опрос учеников и учителей начальных классов, я сделала вывод: ребятам нравятся все уроки, они положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 60% использовали бы на своих уроках игры.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игры – это лишение его главного источника развития: творчества, коллективных отношений, процесса познания мира. Я задалась вопросом: что же такое игра? Игра – это тот или иной вид, способ проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. (толковый словарь современного русского языка; С.И. Ожегов) Детские игры – занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Манипуляции малыша с погремушкой, «воспитание» кукол, «строительство» песочных и снежных городов, путешествие в воображаемые страны, занятия с шахматами, шашками— всё это детские игры. Характерная черта детских игр— особое эмоциональное (игровое) состояние, на фоне и при участии которого они протекают. С точки зрения ребёнка, игра – это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения специалиста, игра – это ведущий вид деятельности, который даёт ребёнку возможность развиваться. С точки зрения родителей, игра – это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются различия. Иногда в школе переход от игры к серьезным занятиям бывает слишком резок. Тут нужны переходные формы. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Игра в этом возрасте занимает второе место после учебной деятельности. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, совершенствует мышление. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Известный педагог Л. С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Вывод Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IIЭкспериментальное исследование отношения детей и учителей к играм на уроках в школе
Своё исследование я начала с опроса школьников. В опросе принимали участие 25 детей гимназии из четырёх классов по произвольному выбору. Я задала им следующие вопросы:
Мною так же было проведено анкетирование учителей. В нём приняло участие 9 учителей. В анкете были представлены следующие вопросы с вариантами ответов: Вопрос №1 Какое место занимает игра в развитии ребёнка? (Главное, не самое главное, второстепенное, никакого места не занимает) Вопрос №2Вы в своей педагогической практике много времени отводите игре? (Много, не очень много, только на уроках математики, сегодня это никому не нужно) Вопрос №3С какими трудностями вы сталкиваетесь при проведении игры на уроке? (отсутствие в школе необходимых условий, равнодушие детей, не задумывались над этим, трудностей нет)
Проведя опрос школьников, я узнала, что:
Итоги опроса в диаграмме А изучив анкеты для учителей, я увидела такую картину:
Из всего этого я сделала вывод: учащимся нравятся все уроки, где используются игры. Если бы ребята были учителями, то более 60% использовали бы на своих уроках игры. И почти все дети считают, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют. Учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей деятельности, несмотря на некоторые трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени. Заключение Изучая дополнительную литературу, материалы Интернета, я узнала много нового и интересного об игре, её видах. Я поняла, что игра – это ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, так как именно в игре мы первоначально обретаем опыт для жизни в обществе и развиваем все те физические и духовные силы и способности, которые нам для этого необходимы. Для ребенка игра - это своеобразный театр, в котором он выступает одновременно и как «актер», как «режиссер», организующий действия своих сверстников и участвующих в игре вещей, и как «драматург», создающий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Игра теснейшим образом связана с развитием личности. Она является важнейшим средством умственного и нравственного воспитания детей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использованная литература 1. Эйфманн Р.К. Это детская игра. // Игра, ее роль в развитии. Нью-Йорк, 1976. 2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1975. 3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. 4. Материалы Интернета. |