Файл: Самостоятельная работа 5 учителя Чижиковой О. Н. Мбоу " Инжавинская сош".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа 1.5 учителя Чижиковой О.Н. МБОУ " Инжавинская СОШ" Землянского ф-ла

МОДУЛЬ «ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ» _______________________________________________________________________________ ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА – КАКАЯ, ДЛЯ КОГО И ЗАЧЕМ?

ЭТАП 4. ПАРАДОКСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НАУЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Сериков В.В. «Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества» / В.В. Сериков // Образование и наука. – 2015. – № 7(126). – С. 4-23. – DOI 10.17853/1994-5639- 2015-7-4-23. – EDN UGVBFL.

Таблица для самостоятельной работы.

Парадокс педагогической науки

Суть

Отражение в педагогической практике

Первый парадокс. Какое именно знание, знание о чем является педагогическим?

Любое знание, помогающее педагогу решать его задачи, может считаться педагогическим

Трудно оценивать результаты педагогического исследования, когда мы не имеем однозначного представления о том, что именно должно быть таким результатом.

Второй парадокс. Парадокс избыточной субъективности педагогического знания.

Одни и те же суждения, понятия, термины, даже выраженные в одинаковой вербальной форме, в сознании различных носителей имеют разные субъективные смыслы и интерпретации.

Понятия «формирование личности», «качество знаний учащихся», «эффективность урока» понимаются и применяются по-разному. Большинство так называемых «понятий» в профессиональном общении специалистов-педагогов являются скорее не понятиями, а формами субъективного опыта, своего рода концептами, из которых нельзя построить теоретические положения.


Третий парадокс – парадокс неполноты знания.

Чтобы достичь поставленной цели, нужны и мотивы, и условия, и события, и опыт, и поддержка, и удача (благоприятное стечение обстоятельств)…

У В. А. Сухомлинского встречается такая мысль: «в педагогике ни одна закономерность не выполняется, если не выполняются сотни других закономерностей…»

Четвертый парадокс – парадокс ситуационности, «одноразовости» педагогического знания.

Педагогическое предписание, срабатывающее в одной ситуации, не работает в другой, т. е. знание, несмотря на внешнее сходство ситуаций, оказывается незнанием.

Сомнительными являются попытки распространения «успешного опыта» одного образовательного учреждения на другое.

Пятый парадокс – опережающая нормативность.

В педагогике часто предписание идет впереди описания. Сначала действуем, описываем, потом объясняем и понимаем.

Нормативы разрабатываются методом проб и ошибок. А часто – просто ошибок без всяких проб.


Шестой – парадокс неограниченности вариантов решения педагогической задачи.

Решения педагогической задачи, у которой не существует безусловно правильного подхода – каждый правилен только в определенных условиях.

Создание определенных условий.

Седьмой – парадокс зависимости результативности педагогической идеи (положения, метода) от его носителя.

Педагогическое знание

в руках различных субъектов обладает различной эффективностью.

Результат педагогической идеи (положения, метода) зависит от его носителя.

Восьмой парадокс связан с дефицитом фактуальности.

При огромной широте представленности педагогических явлений в жизни человека, общества и собственно системы образования имеет место недостаток проверенных фактов, позволяющих устанавливать закономерности.

Практическая невоспроизводимость фактов (педагогических событий).

Девятый парадокс - ограниченная функциональность педагогической теории.

Педагогическая теория, как и всякая социально-гуманитарная модель, не обладает функцией точного предсказания фактов, событий. Из нее нельзя извлечь некое «выводное» знание, не проведя заново всю процедуру его концептуального и эмпирического обоснования.

Ограниченная функциональность педагогической теории.