Файл: Самостоятельная работа 5 учителя Чижиковой О. Н. Мбоу " Инжавинская сош".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа 1.5 учителя Чижиковой О.Н. МБОУ " Инжавинская СОШ" Землянского ф-ла
МОДУЛЬ «ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ» _______________________________________________________________________________ ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА – КАКАЯ, ДЛЯ КОГО И ЗАЧЕМ?
ЭТАП 4. ПАРАДОКСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НАУЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
Сериков В.В. «Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества» / В.В. Сериков // Образование и наука. – 2015. – № 7(126). – С. 4-23. – DOI 10.17853/1994-5639- 2015-7-4-23. – EDN UGVBFL.
Таблица для самостоятельной работы.
Парадокс педагогической науки | Суть | Отражение в педагогической практике |
Первый парадокс. Какое именно знание, знание о чем является педагогическим? | Любое знание, помогающее педагогу решать его задачи, может считаться педагогическим | Трудно оценивать результаты педагогического исследования, когда мы не имеем однозначного представления о том, что именно должно быть таким результатом. |
Второй парадокс. Парадокс избыточной субъективности педагогического знания. | Одни и те же суждения, понятия, термины, даже выраженные в одинаковой вербальной форме, в сознании различных носителей имеют разные субъективные смыслы и интерпретации. | Понятия «формирование личности», «качество знаний учащихся», «эффективность урока» понимаются и применяются по-разному. Большинство так называемых «понятий» в профессиональном общении специалистов-педагогов являются скорее не понятиями, а формами субъективного опыта, своего рода концептами, из которых нельзя построить теоретические положения. |
Третий парадокс – парадокс неполноты знания. | Чтобы достичь поставленной цели, нужны и мотивы, и условия, и события, и опыт, и поддержка, и удача (благоприятное стечение обстоятельств)… | У В. А. Сухомлинского встречается такая мысль: «в педагогике ни одна закономерность не выполняется, если не выполняются сотни других закономерностей…» |
Четвертый парадокс – парадокс ситуационности, «одноразовости» педагогического знания. | Педагогическое предписание, срабатывающее в одной ситуации, не работает в другой, т. е. знание, несмотря на внешнее сходство ситуаций, оказывается незнанием. | Сомнительными являются попытки распространения «успешного опыта» одного образовательного учреждения на другое. |
Пятый парадокс – опережающая нормативность. | В педагогике часто предписание идет впереди описания. Сначала действуем, описываем, потом объясняем и понимаем. | Нормативы разрабатываются методом проб и ошибок. А часто – просто ошибок без всяких проб. |
Шестой – парадокс неограниченности вариантов решения педагогической задачи. | Решения педагогической задачи, у которой не существует безусловно правильного подхода – каждый правилен только в определенных условиях. | Создание определенных условий. |
Седьмой – парадокс зависимости результативности педагогической идеи (положения, метода) от его носителя. | Педагогическое знание в руках различных субъектов обладает различной эффективностью. | Результат педагогической идеи (положения, метода) зависит от его носителя. |
Восьмой парадокс связан с дефицитом фактуальности. | При огромной широте представленности педагогических явлений в жизни человека, общества и собственно системы образования имеет место недостаток проверенных фактов, позволяющих устанавливать закономерности. | Практическая невоспроизводимость фактов (педагогических событий). |
Девятый парадокс - ограниченная функциональность педагогической теории. | Педагогическая теория, как и всякая социально-гуманитарная модель, не обладает функцией точного предсказания фактов, событий. Из нее нельзя извлечь некое «выводное» знание, не проведя заново всю процедуру его концептуального и эмпирического обоснования. | Ограниченная функциональность педагогической теории. |