Файл: Конспект 1 Автор Громова Наталья Ивановна, учитель начальных классов оу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект №1
Автор | Громова Наталья Ивановна, учитель начальных классов |
ОУ | МОУ «Павловская школа» |
Курс | Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» |
Класс | 4 |
Тема занятия | Россия – наша Родина |
Форма занятия | Урочная |
Оборудование | РМУ, презентация, видеоролик «Моя Россия», фрагмент видеофильма «Мой мир – Россия», бумажная ромашка. |
Цели деятельности учителя | Обучающие: организовать деятельность, направленную на знакомство с главной ценностью человека - Родиной, ее просторами, с народными традициями людей, их религией и культурой, государственными символами страны. Развивающие: развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России. Воспитательные: формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, гражданско-патриотических чувств, любовь к Родине, уважение к государственным символам страны. |
Планируемые результаты | Личностные: проявление познавательного интереса, активности, инициативности в познании истории своей страны; проявление любви к Родине, доброжелательного отношения к окружающим. Метапредметные: −проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей); −строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации; −участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения; −соблюдать правила ведения диалога. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Исполь зуемые методы, приемы, формы | Формируе мые универсальные учебные действия | ||
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой II. Мотивация к деятельности | Слайд 1. - Наш урок мы начнем с просмотра видеоролика. Просмотр видеоролика. (Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеоролика на данном слайде меняются картины природы нашей Родины) - О какой стране пелось в услышанной вами песне? - Какие чувства вы испытали при просмотре? Одним милее осень, Другим милей весна. А родина Россия. У нас у всех…! | Учащиеся настраиваются на работу О России Гордость, одухотворенность и т.д. Одна | Просмотр видео- ролика | Личностные: управление своим настроением и эмоциями Познаватель ные: адекватное во сприятие му зыкального произведения | ||
| III. Постановка учебной проблемы и определение темы урока IV. Работа по теме урока. 1) Народы России и их традиции 2) Религиозный состав населения 3) Культура и искусство 4) Виртуальное путешествие по просторам России Физминутка 5) Сведения о России 6) Государственные символы России 7) Ромашка – символ России V. Итог. Рефлексия. VI. Домашнее задание | - Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд 2. «Россия – наша Родина» - Правильно, о России – нашей Родине. Сегодня мы с вами поговорим о её просторах, о народе, традициях. Вспомним государственные символы нашей страны. - Ребята, как мы по-другому можем назвать Родину? - А почему мы ее так называем? - Что такое Родина? - Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия» - Так что же такое Родина? -Мы с вами живем в Рязанском крае, в одном из уникальных регионов. Это наша малая Родина. Без ресурсов Рязанской области практически невозможно представить развитие экономики России. Но главным достоянием нашего края остаются его жители: то многонациональное население, которое проживает на территории Рязанской области. - А всего в нашей необъятной стране проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции. Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви. Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Слайд 3. Масленица Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов. Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников. Слайд 4. Пасха Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу. В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь. Слайд 5. Акатуй Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы. Слайд 6. Сабантуй А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались. Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол. Слайд 7. Кодекс чести горцев Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев. Слайд 8. Байдара На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача. Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов. - Так как наша страна является одной из самых многонациональных стран мира, этим объясняется уникальность страны по религиозному составу населения. В России проживают не только представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. Все граждане Российской Федерации, вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции. Значение религии очень велико. Она влияет на формирование мировоззрения человека, регулирует поведение людей, способствует их общению. В нашей стране представлены все основные религиозные концессии. Попытайтесь определить, о какой из них идет речь в стихотворении? (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают стихотворения) Слайд 9. Религия. Христианство Слайд 10. Религия. Иудаизм Слайд 11. Религия. Ислам. Слайд 12. Религия. Буддизм. - Несмотря на то, что жители нашего Отечества исповедуют разные религии, их ценности и идеалы схожи. Мы все вместе стремимся к миру, благополучию, взаимопониманию, общему светлому будущему. (Заранее подготовленный учащийся рассказывает стихотворение) - Особая гордость страны – это наши культура и искусство. Я прочитаю вам небольшие отрывки, а ваша задача – узнать, что это за произведение и кто его автор? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Вот что чудом - то зовут… - Совершенно верно. Книги замечательного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина переведены на все языки мира. Его произведения любят и читают люди в разных странах. Мы гордимся тем, что в России есть такой поэт. И сколько бы ни прошло времени с тех пор, когда жил Пушкин, его произведения никогда и никто не забудет, настолько они прекрасны. Слайд 13. А.С. Пушкин Слайд 14. Живопись - Достижение и завоевания живописи в 19 веке, в котором себя проявили отечественные художники, имеют огромное значение и уникальную ценность в изобразительном искусстве, живописные произведения, созданные русскими художниками, навсегда обогатили русскую культуру. Это Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Карл Брюлов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Василий Суриков и многие другие художники. - В нашей стране уникальны не только люди, но и сама природа. Россия – самая большая по территории страна в мире, расположенная в двух частях света: Европе и Азии. Когда в Москве, столице нашей Родины, заканчивается рабочий день, в городе Петропавловске-Камчатском начинается уже новый день, и ребята спешат в школу, а взрослые на работу. Давайте совершим путешествие по нашей стране. Отправимся мы в наше виртуальное путешествие из Петропавловска-Камчатского, где увидим знаменитые вулканы. Затем с Камчатки на самолёте перелетим во Владивосток, а потом на поезде из Владивостока отправимся по железной дороге в Москву. Путь от Владивостока до Москвы занимает не менее 6 суток, и это одна из самых протяжённых железных дорог в мире. (Подготовленные учащиеся рассказывают о путешествии по нашей стране) Слайд 15. Слайд 16. Вулканы Камчатки: Слайд 17. Озеро Байкал: Слайд 18. Ленские столбы: Слайд 19. Москва: Слайд 20. Санкт-Петербург: Слайд 21. Казань: Слайд 22. - Кто мне скажет, а какое официальное название у нашей страны? - Верно, Россия и Российская Федерация равнозначные названия. - Какой город является столицей нашей страны? - Площадь нашего государства 17 мл. 75 тысяч кв. км. - Россия – самое крупное государство на земном шаре. - Население 147 мл. человек, русские составляют 82% - Всего на территории России проживает свыше 100 наций и народностей. - Официальный (государственный) язык на всей территории РФ – русский. - Учёные – лингвисты насчитывают в России около 150 языков. - Кто является главой нашего государства? - Глава государства –Президент РФ, избирается на 6 лет путём тайного голосования. Сейчас президентом РФ является В.В. Путин. Чем же наше государство отличается от других? - Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Назовите их. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад. Слайд 23. Слайд 24. Гимн РФ Гимн – символ нашего государства. Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков. Мы с вами каждую учебную неделю начинаем с пения нашего гимна и поднятия флага. Слайд 25. Флаг Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами. Что же символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? По одной версии, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь. Какие символы России вы еще знаете? Слайды 26-27 «Ромашка - символ России» Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и, конечно же, ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда. Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья. - Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!! (На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова, подходящие для данной темы. (Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество, культурные традиции, народные традиции, многонациональная Родина, зло и ненависть; вражда, необъятные просторы, уникальные люди, государственные символы). Затем все лепестки собираются в один общий цветок. Найдите и запишите пословицы и поговорки о Родине. | Мы сегодня будем говорить о своей Родине -России Отечество Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Это страна, в которой мы родились и живем. Дети смотрят фрагмент видеофильма. Это и русские леса, поля, реки и моря. Это земля, на которой трудились наши предки. Это и земля, которую наши предки защищали от врагов. Это наш край, город, поселок. Это место, где стоит наша школа. Это место, где живут наши мама, папа. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне. С верой Иисус уходил на распятье, В то, что искупит пороки людей. Он им сказал: « Мои сестры и братья, Веру даю вам, живите же с ней. (Христианство) Религия еврейского народа, Изложенная в Ветхом Завете, Вера в единого Бога, Одна из первых на свете. (Иудаизм) К пути Аллаха с мудростью зови! Таков Его приказ, другого не ищи. Добром увещевать Аллах велит, Поистине, Он знает, что творит. (Ислам) Ко мне этой ночью Будда спустился, Сказал: «На страданья твои я смотреть утомился, И в небе твоём зажигаю огни, Лишь только на звёзды ты чаще смотри» (Буддизм) Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Самое большое количество вулкановигейзеров расположенонаполуострове Камчатка. Здесь расположено300 потухших вулканови 29 действующих, среди которых самыйбольшой в Евразии —Ключевская сопка(высота4750 м). Байкалотноситсякчислусамыхдревнихводоёмов нашейпланеты.Возрастэтогоозеранасчитывает 25миллионовлет.Оносамоеглубокоенапланетеи отличаетсяуникальнымрастительнымиживотным миром.Байкальскаянерпа—этотакойвидтюленя, которыйвстречается тольконаБайкале. Природныйпарк «Ленские столбы»–этоуникальные покрасоте скальные образования.Самые высокие из скалвозвышаютсяна 200 м. Столбы отделены другот друга глубокими икрутыми оврагами, заполненными обломкамигорной породы. Кремль, расположенный наБоровицком холме,—это древнейшая частьМосквы.КремльпостроенвXVвеке, авнутри стенрасположены уникальные памятники разныхэпох,дворцыи соборы. К стенам Кремля примыкаетКраснаяплощадь, на которойнаходятся Лобное место, памятникМининуиПожарскому,СоборВасилияБлаженного. Город, основанныйв 1703 г. ПетромI.Самые известныестроенияи памятникиСанкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Зимнийдворец, Исаакиевский иКазанскийсоборы, Александровская колонна, Медный всадник. КазанскийКремль ведётсвою историю сXIII–XVвеков.Наогороженнойбелокаменнымистенами территорииКремлянаходятся«падающая» башня, главнаямечеть ТатарстанаКул-Шариф, Благовещенский соборидругие уникальные памятники. Дети выполняют упражнения Россия, Российская Федерация Москва Ответы детей Учащиеся называют особенности Березка, матрешка. Дети записывают домашнее задание в дневник | Фронтальная работа Просмотр фрагмен-та видео-фильма Индиви- дуальная работа Фронтальная работа Беседа Фронтальная работа Наглядный метод | Регулятивные: определять тему урока Познаватель ные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение извлекать нужную информацию из видеофильма Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его Познавательные: умение определять название и автора произведения Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его Познавательные: умение подробно пересказывать текст Познавательные: осознание полученной информации Познавательные: умение отвечать на вопросы учителя Регулятивные: выявление осознания содержания пройденного |
Конспект урока №2
Автор | Громова Наталья Ивановна, учитель начальных классов |
ОУ | МОУ «Павловская школа» |
Курс | Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» |
Класс | 4 |
Тема занятия | Человек – венец творения. |
Форма занятия | Урочная |
Оборудование | РМУ, картинки с изображением самолета, бабочки, птицы; солнце с отдельными лучиками из бумаги, детские рисунки, карточка со схемой «Дух-Душа-Тело»; книга Библия |
Цели деятельности учителя | Обучающие: подвести учащихся к пониманию понятия «Человек – венец Творения», познакомить учащихся с понятиями «образ Божий», «подобие Божье», помочь понять сущность происхождения человека, гармонии его духа, души и тела. Развивающие: развивать интерес к чтению Слова Божьего, содействовать формированию чувства любви к ближнему. Воспитательные: формировать осознание ребёнком своего места и роли в мире, ценности человеческой жизни, неповторимости человека – венца Божьего творения. |
Планируемые результаты | Личностные: управление своим настроением и эмоциями, проявление познавательного интереса, активности, доброжелательного отношения к окружающим. Метапредметные: регулятивные: определять тему урока, выявление осознания содержания пройденного; познавательные: умение выделять «лишний» предмет, умение извлекать информацию из текста, умение строить речевое высказывание в устной форме, умение классифицировать предметы, умение отгадывать загадки; коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения, соблюдать правила ведения диалога. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Исполь зуемые методы, приемы, формы | Формируе мые универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой | - Доброе утро, солнце! - Доброе утро, небо! - Доброе утро, всем нам! | Все поднимают руки, затем опускают. Все разводят руки в стороны, затем опускают. | | Личностные: управление своим настроением и эмоциями |
II. Актуализация знаний учащихся | - А в небе что мы можем увидеть? -Ребята, найдите лишнюю картинку, представленную на доске (самолёт, птица, бабочка) -Почему самолёт лишний? - А кто же тогда создал бабочек и птиц? Задумывались ли вы, как появился этот огромный прекрасный мир и люди в нём? -Об этом задумывались все люди во все времена. Ещё в далекой древности люди пытались по-разному объяснить, представить себе, как возник мир и появился человек. Современные учёные также изучают этот вопрос и выдвигают свои научные гипотезы. Однако ни одно из этих предположений нельзя считать в настоящее время полностью доказанным. -Как вы думаете, кто является создателем всего? - Назовите самое важное творение Бога. | Ответы детей Потому что он создан руками человека Ответы детей Бог Человек | Наглядный метод | Познавательные: умение выделять «лишний» предмет |
III. Постановка цели и темы занятия. | -А теперь попробуйте предположить, какая тема нашего занятия? «Человек – венец творения» После сегодняшнего занятия вы сможете узнать, почему главное творение Бога – это Человек. Для этого нам необходимо познакомиться с такими понятиями как «образ Божий», «подобие Божье», душа, дух, духовный мир. | Ответы детей | | Регулятивные: определять тему урока |
IV. Работа по теме занятия. | - По учению Православной Церкви, мир и человек были созданы, сотворены Богом. О сотворении Богом мира и человека рассказывает Библия. Слово «Библия» на греческом языке означает «книги». Библия – Священная книга, величайший памятник истории и культуры на земле. В Библии собраны тексты, написанные благочестивыми людьми, праведниками, жившими в разные времена. Библию называют Книгой книг, словом Божиим, Богодухновенной книгой. Потому что, согласно учению Церкви, она была написана людьми по внушению Святого Духа. Верующие люди обращаются с Библией бережно и с благоговением читают её. Согласно Библии, Бог – Творец всего, что нас окружает. Среди всех творений Божиих человек оказывается существом особым. Он имеет наиболее сложную физическую природу и духовные особенности, которые отличают его от других живых существ. -Но откуда же всё взялось? Весь мир? Сможете предположить? -Вначале вообще ничего не было, абсолютно ничего. Был только Бог. Вначале на земле было темно. - И сказал Бог: «Да будет свет!» И в тот же миг яркие лучи света пронзили глухую тьму. Бог увидел, как хорошо, что на Земле появилось светлое и темное время, и назвал их «день» и «ночь». То был день первый. - И сказал Бог: «Да будет небесная твердь!» И как огромный купол поднялось над водами небо с облаками. То был день второй. - Сотворив это, собрал Бог все воды в моря, и показалась суша. Бог назвал её «Земля». Взглянул он на свое творение и остался доволен. И сказал тогда Бог: «Пусть Земля родит растения и деревья, несущие семена и плоды». И стали расти на Земле травы, кустарники и деревья, приносящие семена и плоды, прораставшие снова и снова. И увидел Бог, что это хорошо. То был день третий. И поставил Бог на тверди небесной солнце, луну и звезды, и определил им, когда светить. Солнцу с его теплыми лучами — днем, а луне и звездам — ночью. Теперь стало можно делить время на дни, месяцы и годы. И решил Бог, что это хорошо. И произошло это на четвертый день. Тогда он сказал: «Да будут в морях звери морские и да полетят над Землей птицы». И появились в водах огромные киты и шустрые небольшие рыбки. Поднялись в воздух горделивые орлы и несметное число юрких, весело щебечущих пташек. Очень понравилось это Богу. И благословил он птиц и морскую живность словами: «Плодитесь и размножайтесь, растите своих потомков и наполняйте воды в морях и воздух над Землей». И был то день пятый. И сказал Бог: «А теперь пусть населят сушу звери земные — скот и насекомые, змеи и другие животные». И стало так. Повсюду в лесах и на лугах земных стали пастись звери и ползать всякая мелкая зверушка. И это тоже понравилось Богу. Людей тогда еще не было. И поэтому сказал Бог: «Сотворю человека по образу и подобию моему, чтобы можно было с ним поговорить. Пусть будет у него разум, чтобы он все понимал. Пусть будут у него чувства, и пусть сможет он любить. И пусть даны ему будут уста, чтобы мог сказать он, что думает». И благословил Бог человека — мужчину и женщину — так же, как благословил он всех прочих живых существ: «Рожайте детей и заботьтесь о них до тех пор, пока они не вырастут». И еще он сказал: «Хочу, чтобы господствовали вы над Землей, над рыбами морскими, над птицами небесными, над всяким животным, населяющим сушу. И пусть будут вашими все травы и все деревья, а плоды их пусть будут вам в пищу». Сказав все это, «осмотрел Бог на творения свои и остался доволен, потому что все это получилось очень хорошо. И был то шестой день. Человек имеет образ Божий – бессмертную душу, разум и свободную волю. Человек стал венцом Божественного творения. Шесть раз становилось светло на Земле и шесть раз опускалась на Землю тьма, пока не создал Бог мир и все живое в нем. Наконец, все было готово: Вселенная с ее бесчисленными звездами, Земля с ее многочисленными животными и растениями. И решил Бог на седьмой день отдохнуть от великих дел своих. Он благословил этот день и освятил его, сделав днем, когда люди должны молиться Богу и отдыхать от трудов своих. | | Наглядный метод | Коммуникативые: умение слушать |
VI. Физминутка | В храме мы – в гостях у Бога. Всюду свечи – много-много. Мы на цыпочки привстанем, Чтоб самим свечу поставить. | Руки, сведённые вместе, выносят вперёд-вверх, через стороны опускают вниз. Правую руку отводят в сторону и делают поворот тела вправо, не отрывая ног от пола /то же – влево. Привстают на цыпочки с поднятой вверх правой рукой/, опускаются. | | |
VII. Усвоение нового материала. | - Как вы думаете, ребята, с какой целью был создан Богом человек? Человек был поставлен Творцом хранить и возделывать Божий сад. В помощь ему Бог создал жену, имя которой было Ева (жизнь). Живя в Раю, Адам и Ева были счастливы, они не знали нужды, болезней. Адам и Ева благодарили Бога. Но змей смог искусить Еву, после этого жизнь первых людей превратилась в непрерывную борьбу света и тьмы, добра и зла, греха и благодати. Но всё равно в нашем мире проглядывает замысел сотворения всего по любви. Мы с вами должны поддерживать Божье творенье, по возможности противостоять злу. Очень важно соответствовать своему высшему назначению – быть на Земле Человеком. Будь бдителен, чтобы не стать человеком-скотом, человеком-растением. Может, кто-то так духовно возрастёт, что станет человеком-ангелом. Господь различал живущих людей на «мёртвых» и «живых», т.е. причастных Святому Духу. Помните всегда о том, что мы созданы по образу и подобию Божьему, не угашайте в себе свет | Он создан для творчества | Фронтальная работа | |
| - А что же такое душа? Это слово мы часто встречаем в нашей речи. Везде мы слышим слова «душа болит», «душа поет», «душа радуется», «душа скорбит», «тайна души», «радость души», «светлая душа» - Когда душа бывает светлой? - А когда темной? - Рассмотрите рисунки и определите, на каких рисунках поступки светлой души, а на каких – темной души. | Ответы детей Дети рассматривают рисунки и определяют поступки светлой души, потом пытаются привести собственные примеры. | Фронтальная работа Наглядный метод | Познаватель ные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение классифицировать предметы |
Определение понятия «душа» | Человек получил от Бога тело, душу и дух. Он, по Библии, имеет в себе частицу Божьего Духа и является образом и подобием Божьим. - Что же такое душа, дух, духовный мир? Душа – созданная Богом бессмертная нематериальная (нельзя увидеть глазами, взять в руки и тому подобное) сущность человека, носитель разума, воли, чувств, высшей составляющей которой является дух. Дух - высшая составляющая человеческой души, благодаря которой человек познает Бога. Духовный мир – это мир разумных ангельских существ, сознательное духовная жизнь человека и все разнообразие духовных явлений. - Что же такое образ Божий? Образ Божий – определенные особенности, данные Богом человеку от рождения (способность мыслить, говорить, творить, чувствовать, проявлять волю и тому подобное). - Что же такое образ Божий? Подобие Божье – степень приближения человека к Богу, то есть степень совершенства и безгрешности человека. При этом каждый человек на пути совершенствования остается неповторимым. Справка для учителя: Индивидуальность – совокупность определенных свойств и характерных черт человека, отличающих ее от других людей. Личность – человек как носитель определенного характера, поведения, культуры) | | | |
VIII. Закрепление нового материала | - Отгадайте загадку: Бог сказал: Мы сотворим Человека словом сим, Из обычной красной глины, И дадим мужское имя. И Господь, по слову, дал Имя первенцу... (Адам) Кто такой Адам? – (Первый человек - венец творения) Кто сотворил первых людей? – (Бог) Как звали первых людей? (Адам и Ева) Где они жили? (В Раю) Как им там жилось? (Хорошо, они были счастливы) Какими были правила жизни первых людей в раю? а) возделывать и хранить рай; б) быть послушными Богу; в) любить и беречь друг друга. - Отгадайте загадку : Змей успел шепнуть жене, Что познать они вполне Могут и добро, и зло. Вот уж вправду повезло, Что растет в Эдеме древо! Плод с него и съела ... (Ева) - Почему люди потеряли рай? - Изменилась ли их жизнь после этого? - Когда люди ослушались Бога, согрешили, Бог их из рая изгнал. Адаму и Еве стало жить трудно и плохо. Бог пожалел Адама и Еву, Он любит Свое творение, и сказал им, что Он Сам придет на землю как человек, чтобы спасти людей от греха, от зла. | Адам Первый человек Бог Адам и Ева В Раю Хорошо Ответы детей Ева Они ослушались Бога. Ответы детей | Фронтальная работа | Познавательные: умение отгадывать загадки |
Упражнение «Солнышко добродетелей» | - Эти слова - «добродетели» развивают в человеке духовность и помогают сохранить образ и подобие Божье. На доске мы видим солнышко, но чего не хватает в нем? - Давайте поможем солнышку и зажжем эти лучики, назвав те качества, которые присущи духовно-развитому человеку. Человек создан по образу и подобию Божьему (написать внутри солнца). - Тело является также составляющей человека. Тело – это храм души. Заботясь о душе, духовном развитии, человек не должен забывать о своем теле. Много есть людей, которые ведут нездоровый образ жизни (употребляют алкоголь, наркотики, курят, ведут аморальный образ жизни) и этим они наносят вред своему организму. Все это приводит не только к потере образа Божия, но и до физического уничтожения тела. Поэтому к телу, как к храму духа надо относиться ответственно, сохраняя его крепким и здоровым. Идеальным можно считать такое физическое тело, которое находится под контролем и послушанием умственных сил души, что помогает человеку на пути к спасению. - Мы говорили о трех составляющих человека: тело, душа и дух. - Какое из этих составляющих по вашему мнению, в жизни человека должно главенствовать? Учитель подводит детей к выводу, что все составляющие являются важными в жизни человека, однако управлять жизнью человека должен дух. Потому что любой человек будет находиться в гармонии с окружающим миром только тогда, когда соединит в себе добродетельную жизнь с верой и любовью к Богу и ближнему, душевный мир и согласие, и будет вести здоровый образ жизни. Все это можно изобразить в виде такой схемы: Дух Душа Тело Дух – высшая составляющая человеческой души, благодаря которой человек познает Бога. Душа – созданная Богом бессмертная нематериальная сущность человека, носитель ума, воли, чувств, высшей составляющей которой является дух. Тело – физическая составляющая человека, храм души.) - Как вы понимаете выражение «человек создан по образу и подобию Божьему»? (Человек получил от Бога тело, душу и дух. Поэтому она, по Библии, имеет в себе частицу Божьего Духа и является образом и подобием Божьим). | Лучиков Дети берут лучики с качествами, читают их и прикрепляют на солнце. Ответы детей Ответы детей | Наглядный метод | Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его |
IX. Рефлексия. Итог урока | - О чем мы сегодня говорили на уроке? -Почему человек считается венцом творения? - Что больше всего запомнилось? Только помогая друг другу, заботясь друг о друге, мы становимся человечными. Каждому человеку присущи добродетели, но он может иметь и определенные недостатки: застенчивость и высокомерие, сдержанность и жадность, добродетель и терпимость, милосердие и зависть, щедрость и скупость, усердие и лень, терпеливость и гневливость. Он имеет одинаковую способность стать тираном и рабом, преступником и святым. Все зависит только от него. | Ответы детей | | Регулятивные: выявление осознания содержания пройденного |
X. Домашнее задание | 1.Прочитать страницы из Библии и Детской Библии о сотворении человека. 2. Нарисовать рисунок к Библейской истории «О создании первого человека Богом». | Дети записывают домашнее задание | | |
Конспект урока №3
Автор | Громова Наталья Ивановна, учитель начальных классов |
ОУ | МОУ «Павловская школа» |
Курс | Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» |
Класс | 4 |
Тема занятия | Справедливость |
Форма занятия | Урочная |
Оборудование | РМУ, учебник «Основы светской этики», М. «Просвещение», 2010; кадры из мультфильма «Лунтик» («Справедливость»), словарь С.И. Ожегова, этимологический словарь, карточки с буквами, карточки с пословицами, карточки с ситуациями, текст притчи, рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» |
Цели деятельности учителя | Обучающие: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке. Развивающие: развивать способность понимать, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком Воспитательные: способствовать формированию великодушия, терпимости в общении с другими людьми. |
Планируемые результаты | Личностные: управление своим настроением и эмоциями, мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Метапредметные: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, - самостоятельное выделение и формулирование темы урока, - умение работать в группе, - умение работать с текстом, извлекать нужную информацию, -умение найти объяснение, выяснить отдельные события, оценивать поступки мультипликационных героев. |