Файл: Конспект 1 Автор Громова Наталья Ивановна, учитель начальных классов оу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой | - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение. Слайд 1. | Учащиеся приветствуют учителя, улыбаются друг другу. Мы друг другу улыбнемся, Пожелаем не зевать. Все к уроку мы готовы – Будем думать, отвечать! | Игровая форма | Личностные: управление своим настроением и эмоциями |
II. Вводно -мотивационный этап | Наш урок я хотела бы начать словами замечательного русского писателя К. Паустовского: «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек» Слайд 2. - Как вы понимаете это высказывание К. Паустовского? - Так какими же качествами должен обладать человек? | Человек - это не просто биологическое существо. Человек - существо еще и социальное. И для того, чтобы быть человеком необходимо обладать перечисленными качествами. Только тогда он может свободно общаться с другими людьми. Быть добрым, смелым, умным, справедливым. | Фронтальная работа | Личностные: мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной фоме |
III. Постановка учебной проблемы и определение темы урока | - Сегодня на уроке мы поговорим об одном из этих моральных качеств человека. А вот что это за качество, вы должны отгадать. - У вас на партах лежат карточки с буквами. Составьте из них слово. - Какое получилось слово? Итак, какая тема нашего урока? На какие вопросы мы должны ответить по ходу нашего урока?
| СПРАВЕДЛИВОСТЬ Мы сегодня поговорим о справедливости Ответы детей | Парная работа | Регулятив ные: самостоятельное выделение и формулирование темы урока |
IV. Работа по теме урока.
| – Что вы представляете, когда слышите слово «Справедливость»? - Сформулируйте понятие, что такое справедливость. Запишите: «Справедливость –это……» - А теперь давайте попробуем найти значения этого слова в разных источниках. - Первая группа поработает со словарем Ожегова. - Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова. -Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы. 1. Всяк правды ищет, да не всяк её творит. 2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. 3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет. 4. Говоришь правду-правду и делай. 5. В ком добра нет- в том и правды мало. ВЫВОД: Справедливость -моральное правило, регулирующее отношения между людьми, совершение действия в соответствии с истиной, законом. | Честность, правда, добродетель, понимание, долг, доброта и т.д. Дети записывают ассоциации и понятия. 1. Справедливый – действующий беспристрастно; 2. Справедливый – Истинный, правильный. 3. Справедливый – Осуществляемый на законных и честных основаниях. Справедливость: - от старо - славянского слова праведный, правда; -правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон Справедливость – это правда | Индивидуальная работа Групповая работа | Познавательные: работа с понятием, умение работать со словарем Коммуникативные: умение работать в группе |
3)Работа по определению признаков справедливости | - Прочитайте внимательно текст в учебнике на стр. 28-29 и найдите в тексте основные признаки, по которым можно судить о справедливости. «Ученики тоже часто задумываются о справедливости. Справедливо ли мне поставили отметку? Справедливо ли родители наказали за провинность? Вот основные признаки, по которым можно судить о справедливости. Признак соразмерности, который означает, что поступок должен быть оценён по заслугам. За хороший, добродетельный поступок человек заслуживает награду, похвалу, почёт и уважение. За плохой поступок он должен быть справедливо наказан. Человек должен знать, за что он получил награду или наказание. Признак уравнивания, или «равное за равное», требует равенства труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения. Несправедливо, если за одинаковые знания одинаково успевающие ученики получат разные оценки. Но несправедливо и другое, когда за разные знания поставлены одинаковые оценки» - Итак, каковы же основные признаки, по которым можно судить о справедливости? | Дети читают текст Признак соразмерности (поступок должен оцениваться по заслугам). Признак уравнивания (равенства труда и оплаты, ценности вещи, вреда и его возмещения) | Индивидуальная работа | Познавательные: умение работать с текстом, извлекать нужную информацию |
2) Просмотр мультфильма | - А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультипликационный фильм «Лунтик». - Скажите, какого признака справедливости не хватило героям из м/ф «Лунтик», чтобы избежать драки? - Сделайте вывод, как можно избежать драк, ссор? Вывод: Где есть согласие – там всегда присутствуют и справедливость. | Согласие и взаимность Ответы детей | Просмотр видео | Познавательные: умение найти объяснение, выяснить отдельные события, оценить поступки мультипликационных героев. |
4)Моральные правила справедливости 5) Работа с притчей | - У вас на партах лежит текст. Внимательно прочитайте его и запишите в тетрадь после прочтения «Правила справедливости». «Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим? Избегать в своих действиях зла (унижения достоинства, обмана и насилия). Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте. Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. Справедливость требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой. В противоположность ей несправедливость наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто её творит. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить» - А кто же в нашем государстве определяет степень справедливости? - Чем они руководствуются? Слайд 3. - Кто из вас знает, кто это? - Что означает каждый элемент, расскажут ребята. - О чём вы думаете, глядя на эту богиню? - А знаете ли вы, что справедливость бывает разной? - Об этом вам расскажет притча. ПРИТЧА О ТОМ, КАКАЯ БЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил: — Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость. — А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его. Тогда старец приводил такой пример. — Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо? Нет, — дружно ответили все, это несправедливо! Отец Паисий продолжал: — Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо? — Да, справедливо! — сказали все. Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: — Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну. — Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец. - Какой же бывает справедливость? - А чем божественная справедливость отличается от человеческой? | Дети внимательно читают текст, затем делают записи в тетради: 1.Избегать в своих действиях зла. 2.Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. 3.Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте. 4.Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. 5.Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. Суд, судьи Конституцией, законами, правосудием Богиня правосудия Фемида (Рассказывают подготовленные учащиеся) Фемида – богиня правосудия, дочь Зевса. Повязка на глазах Фемиды - символ беспристрастия, показывает, что закон для всех людей один. Весы в руках- древний символ веры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, совершенные поступки. Решение зависит от того, какая чаша перевесит. Меч - символ возмездия, он обоюдоострый, что означает, что закон не только карает, но и предупреждает. Ответы детей Читает хорошо читающий ученик Человеческая и божественная. Отдать другому то, что он хочет, а не половину, отдать ему хорошее, а себе оставить плохое. | Парная работа Фронтальная работа | Коммуникативные: умение работать в паре Познавательные: умение работать с текстом, извлекать нужную информацию Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Познавательные: проявлять активность при восприятии и оценке текстовой информации |
6.Работа с текстом Е. Пермяк « Самое страшное» | - Послушайте рассказ Е.Пермяка «Самое страшное». Слайд 4. «Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!» - Как относился мальчик Вова к окружающим его людям и домашним животным? - Справедливо ли окружающие поступили с Вовой? - Почему самое страшное на свете остаться од ному? - Как нужно себя вести, чтобы не быть похожим на этого мальчика? | Слушают учителя Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Ответы детей Одиночество – это переживания, плохое настроение и самочувствие Ответы детей | Индивидуальная работа | Познавательные: умение слушать текст Коммуникативные: изложение своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7) Мини-сценка | - Скажите, а всегда ли мы бываем справедливы к своим самым близким людям? - Сейчас вы попробуете разыграть мини-сценки, а затем обсудите ситуации. Ситуация для группы №1(Действующие лица: мама, дочка, автор) От автора: Марина так ждала свой день рождения. Она пыталась отгадать, что ей подарит мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к куртке, что подарили бабушка с дедушкой. Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку). Дочка: Мама, а что, шапочка вязанная? Ты её сама, что ли, вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная! Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке! Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку. 1. Между кем произошла ссора? 2. Кто прав, кто виноват? 3.Какой выход из данной ситуации предлагаете вы? Ситуация для группы №2(Действующие лица: мама, брат, сестра Лена) Брат: Лена, помоги мне решить задачу по математике! Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе. Брат: Мне не надо вместе. Реши сама - и всё, а я в это время другие уроки делать буду! Лена: А почему, Дима, я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно! Брат: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты! Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно! Брат: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты! 1. Между кем произошла ссора? 2. Кто прав, кто виноват? 3.Какой выход из данной ситуации предлагаете вы? - Что же дает справедливость, какие преимущества? | Учащиеся делятся на группы и выполняют задание Справедливость дает силы для борьбы со злом, дает надежду, свободу, обеспечивает уверенность в собственных силах. | Групповая работа | Коммуникативные: умение зрительно увидеть содержание литературного произведения |
V.Рефлексия. Итог урока | - Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним с вами тему нашего урока. -Что такое справедливость? - Какие моральные правила надо соблюдать, чтобы справедливо относиться к другим? - Так какими качествами должен обладать справедливый человек? - Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Легко ли быть справедливым человеком?» - Что для вас было трудным сегодня на уроке? - Как вы можете оценить свою работу на уроке? | Ответы детей | | Регулятивные: выявление осознания содержания пройденного |
VI. Домашнее задание | Вспомните русские сказки, расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. | Дети записывают в дневник домашнее задание | | |