Файл: Практическая работа 7 Организация деятельности на уроках физики по изучению достижений российской науки и техники Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 7
«Организация деятельности на уроках физики по изучению достижений российской науки и техники»
Задание 1
Прочитайте статью Марины Тебеньковой «Пётр Капица. Принцип «конструктивного творчества», пройдя по ссылке:
Журнал «За науку»: Пётр Капица. Принцип «конструктивного творчества» (mipt.ru)
Составьте на основании материалов статьи сообщение/текст и вопрос к нему для организации на уроке взаимодействия «ученик– ученый».
Требования к тексту:объем текста не должен превышать 200 слов.
Требования к вопросу/заданию: вопрос должен быть направлен на привлечение внимания учащихся к изучаемой теме с помощью рассмотрения исторических ситуаций, необычных событий, цитат из жизни П. Капицы.
Текст:
Петр Леонидович Капица — советский физик, инженер один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей, является одним из основателей МФТИ.
Родился 8 июля 1894 г. в Кронштадте в семье военного инженера. Окончил гимназию, затем реальное училище. Увлекался физикой и электротехникой, особое пристрастие проявлял к устройству часов. В 1912 г. поступил в Петербургский политехнический институт, но в 1914 г., с началом Первой мировой войны, попал на фронт. После демобилизации вернулся в институт и работал в лаборатории А. Ф. Иоффе.
После окончания института Капица стал преподавателем физико-механического факультета, затем сотрудником созданного в Петрограде физического института, который возглавил Иоффе. В 1921 г. Капицу командировали в Англию — он работал в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, руководимой Э. Резерфордом.
Его работы 20-х гг. XX в. посвящены ядерной физике, физике и технике сверхсильных магнитных полей, физике и технике низких температур, электронике больших мощностей, физике высокотемпературной плазмы. В 1934 г. Капица вернулся в Россию. В Москве им был основан Институт физических проблем АН СССР, пост директора которого он занял в 1935 г. В 1939 г. учёного избрали академиком АН СССР, с 1957 г. был членом президиума АН СССР.
Наряду с организацией научного процесса Капица постоянно занимался исследовательской работой. Вместе с Н. Н. Семёновым он предложил метод определения магнитного момента атома. Пётр Леонидович Капица, (1894–1984), инженер, физик, академик Академии наук СССР, лауреат Нобелевской премии по физике...
Капица первым в истории науки поместил камеру Вильсона в сильное магнитное поле и наблюдал искривление траектории движения альфа-частиц.
Он установил закон линейного возрастания электрического сопротивления ряда металлов в зависимости от напряжённости магнитного поля (закон Капицы). Им созданы новые методы сжижения водорода и гелия; разработан способ сжижения воздуха с помощью турбодетандера, получил генераторы непрерывного действия — планотрон и ниготрон.
В 1959 г. экспериментально обнаружил образование высокотемпературной плазмы в высокочастотном разряде, предложил схему термоядерного реактора.
Капица дважды стал Героем Социалистического Труда (1945,1974 гг.) и дважды — лауреатом Государственной премии СССР (1941,1943 гг.).
В 1978 г. ему была вручена Нобелевская премия по физике.
Умер 8 апреля 1984 г. в Москве.
Вопрос:
Он говорил «большое видится на расстоянье», оно неизбежно складывается из мелочей. Их необходимо замечать, о них необходимо говорить без недомолвок. Когда биография великих творцов опускает подробности их жизни — становится чертовски обидно; так редко люди создают что-то действительно стоящее, а о них говорят в формате ведомости: «был», «решил», «сделал» - говорил Пётр Леонидович. На церемонии вручения Нобелевской премии, в своей речи он упомянул, что все исследования, за которые он получает награду лишь в 1978 году, были проделаны десятилетиями ранее. Вначале тридцатых Капица стоял у самых истоков своей работы в области низких температур, имел собственную лабораторию, а значит, практически неограниченную свободу.
Но почему он назовет этот период своей жизни «потерянным раем», который будет всеми силами пытаться воссоздать на родине для своих учеников.
Что же помогло ему столь безошибочно сформулировать принципы, которые живы до сих пор?
Задание 2
Разработайте к предлагаемому контексту задание и опишите характеристики задания (заполните таблицу).
Контекст
Практически все исследования на Международной космической станции (МКС) связаны с невесомостью. В конце июля 2021 г. к МКС присоединился новый 20-тонный российский модуль «Наука», предназначенный для множества экспериментов: от производства полупроводников до отработки технологий, важных для будущих пилотируемых полетов к дальним планетам. Например, в эксперименте «Перепел» россияне попытаются вывести птенцов японского перепела. Если все удастся – птенцы родятся, выживут и сумеют приспособиться к невесомости – это снимет острый вопрос пополнения рациона экипажа свежими продуктами в потенциальных дальних пилотируемых экспедициях.
С растениями все получилось еще в 2015 г. Тогда космонавты впервые съели урожай, выращенный в невесомости. Им стал красный салат ромэн. Поскольку понятий верха и низа в космосе нет, корни растут во всех направлениях. Чтобы вода, субстрат и удобрения не разлетались повсюду, их упаковывают в специальные пакеты, которые удерживают корни и «выталкивают» побеги. Свет для фотосинтеза дают светодиоды, они же указывают стеблям, в какую сторону расти.
Задание на основании контекста
Какое практическое значения имеют эти исследования на МКС, какие перспективы открывают эти исследования людям в дальнейшем при освоении космоса.
Таблица для описания характеристик задания (на освоение каких личностных, метапредметных, предметных результатов направлено задание, для какого класса и при изучении какой темы планируется использование текста с заданиями, тип задания, балльность, критерии оценивания)
Личностные результаты | Развивать интерес к открытиям и достижениям Российской науки при изучении темы развития космонавтики, готовности узнать много нового и интересного. | ||
Метапредметные результаты | Познавательные действия | Формировать, расширять познавательный интерес у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике; формирование чувства гордости за свою Родину | |
Коммуникативные действия | Познакомить учащихся с историей освоения космоса и исследованиями проводимые космонавтами на МКС, с учеными работающими в данной сфере, их открытиями , практическим применением в космосе | ||
Регулятивные действия | включают в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении исследовательского метода познания физических явлений. | ||
Предметные результаты | В ходе изучения материала предлагается подумать о необходимости полученных знаний, их преобразований и применения. | ||
Класс(-ы), тема | 9класс: при изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить ребят с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями России в освоение космоса. | ||
Тип задания (выбор ответа, соответствие, краткий ответ, развернутый ответ…) | На поставленный вопрос дать развёрнутый ответ, который должен быть соизмерим со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания. | ||
| | | |
Максимальный балл | 5-рассмотрены все приведенные примеры важных научных открытий и их значение. 4-нет аргументации приведенных примеров. 3- нет аргументации примеров, не все примеры приведены. | ||
Ответ, критерии оценивания | Отметка, выставляемая ученику в конце урока, аргументируется по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. |