Файл: Отчетсамоанализ по педагогической практике студентка 4 курса Игнатова Анна Проверила к п. н., доцент.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Отчет-самоанализ по педагогической практике
Выполнила:
студентка 4 курса
Игнатова Анна
Проверила:
к.п.н., доцент,
Алехина Е.В.
Воронеж, 2015
Свою первую педагогическою практику я проходила в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 1 (МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Воронежа), с 9 февраля 2015 г по 21 марта 2015 г.
На период прохождения практики я поставила перед собой следующие задачи:
-
Определить стратегию и тактику коммуникативного поведения. -
Установить взаимодействия с классом на уроке и вне его. -
Проанализировать свои личностные и профессиональные способности и возможности.
Школа была создана 15. 01. 96г., она имеет много положительных отзывов и является довольно престижной. В старших классах можно выбрать один из профилей – математика или физика. Обучение проходит в две смены, так как по численности школа большая, нумерация классов от а до ж.
Моя практика проходила в 5 «Ж» классе, я попробовала себя в роли учителя математики и информатики, а также исполняла роль классного руководителя. Мною были проведены 10 уроков по математике, 6 уроков по информатике, внеклассные мероприятия и классные часы.
Знакомство с классом.
Началом моей педагогической практики стало знакомство с образовательным учреждением и с завучем школы Маловой Мариной Эдуардовной.
По классам нас распределили еще в университете, меня прикрепили к 5-му «Ж» классу. В классе 26 человек: 10 девочек и 16 мальчиков. Средний возраст учащихся 11 лет.
В данном классе собраны самые разнообразные дети, так как сода попадают в основном новенькие или те, кому не нашли места в других классах, были тут и очень активные ребята, и те, кто всячески пытался отстраниться от какой-либо деятельности. А также в моем классе был мальчик, который отставал в развитии от других детей. Поговорив с психологами школы, я выяснила, что он с самого начала психологически не был готов к обучению в школе. Семья у него неблагополучная, мама отказывается вести его на обследование в больницу, или принимать иные меры. Мальчик на уроках занимается совершенно иными делами, в основном рисует, и постоянно говорит сам с собой, за что на него часто ругаются одноклассники. Так же от него плохо пахнет, он неопрятен и одноклассники не желают с ним проводить время, и всячески от него сторонятся, он – изгой.
Во время работы с классом я пыталась сплотить коллектив, готовясь вместе к классным мероприятиям, давала ответственные задания тем, кто так отстранялся от общей деятельности, пыталась помочь детям советом, а также в итоге совместной деятельности выясняла их увлечения. Мои наблюдения показали, что ребята, стремились к контакту со мной. Моя инициатива в налаживании контакта состоит, прежде всего, в установлении психологически хорошего микроклимата.
По итогам подготовительной педагогической деятельности с целью более продуктивного взаимодействия можно сделать вывод, что необходимо проводить совместные занятия с учащимися на интересующие их темы, где ученик будет занимать роль не пассивного слушателя, а активного творца.
Изучение индивидуального стиля деятельности педагога.
Учитель информатики: Погорелова Светлана Владимировна. Общая характеристика стиля общения: демократический. В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особенности характера и поведения отдельного ребенка. Учащихся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое время и внимание отстающим учащимся. Постоянно употребляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Такой стиль общения положительно влияет на учебные результаты школьников, поэтому его можно считать продуктивным.
Темперамент учителя – флегматический. Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокойным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Энергичен, работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движений и речи.
Черты характера: общительность, доброта, трудолюбие, инициативность, настойчивость, самообладание, терпение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм.
Педагогический этикет и такт учителя: Приветствие – «здравствуйте!»; прощание – «всего доброго, до завтра!»; формулы просьбы – «пожалуйста», «будь добр»; благодарности – «спасибо», извинение – «извините, это я виноват». Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки.
Способы воздействия на учащихся. В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя). Затем при объяснении новой темы делаются записи в тетрадях (учащиеся очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учителя). Такой способ организации дисциплины на уроке эффективен в данном классе. На уроках используются разные виды групповой и фронтальной работы. Отметки выставляются объективно. На оценку не влияет успеваемость учащихся по другим предметам.
По моим наблюдениям, у учителя нет в классе любимчиков. Она ко всем ученикам относится одинаково, с должным вниманием и уважением. Вывод: я считаю, что при таком учителе обучение в этом классе будет продуктивным.
Анализ внеклассного мероприятия.
Подготовила и провела внеклассное мероприятие, на тему: «Веселый день 8 марта».
Цель: создать атмосферу праздника в виде конкурсов и совместного времяпровождения; развить творческие способности школьников, создать условия для самореализации учащихся.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с возникновением праздника.
Развивающая: развитие самостоятельности, внимания, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.
Воспитывающая: формирование коллектива, исключение разобщенности мальчиков и девочек.
Форма воспитательного мероприятия: классный час.
1. На мероприятии проявились:
Дети проявили повышенный интерес к данному мероприятию. Мое общение с классом было дружелюбным, простым и ясным.
На мероприятии у учащихся проявились такие личностные качества как интерес к делу, творческий подход: нашли интересный материал по теме, рассказывали, как они отмечают этот праздник в семье, помогли подготовить класс к проведению мероприятия.
2. Воспитательный материал
Материал подобран в соответствии с возрастом, особенностями контингента и интересно представлен. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как дисциплинированность, сплоченность, активность, энергичность, умение работать в коллективе, также высказывать свое мнение, проявление лидерских качеств.
3. В организации воспитательной деятельности
Использовался опыт учащихся следующим образом: давались задания, которые ученики выполняли, основываясь на свои знания и опыт, также они участвовали в беседе.
Применялись разнообразные методы и средства воспитания: беседа, участие в обсуждении проблемы. Я считаю, что цель мероприятия была достигнута.
Самоанализ урока.
У каждого педагога свой стиль общения с детьми, в каждом стиле есть достоинства и недостатки, поэтому каждый выбирает то, что ему по душе. Мне ближе демократический стиль общения, где учитывается и мнение учащихся, но и сохраняется главная роль учителя с сопутствующими ему требованиями на уроке. С учениками я старалась общаться с позиции «взрослого», но иногда мне не очень это удается, так как разница в возрасте не очень большая.
Готовясь к урокам, я старалась продумывать все возможные ситуации, которые могут произойти на уроке, продумывала каждый этап урока, особенно начало, потому что от него зависит, заинтересуются ли учащиеся новой темой, и как они будут работать на протяжении всего урока. Я пыталась подбирать материал таким образом, чтобы заинтересовать детей и самое главное понятно объяснить. Ребятам очень нравились уроки с презентациями, а также соревнования по рядам, они очень активно включались в урок и с энтузиазмом решали поставленные задачи.
В ходе практики я применяла такие приемы и методы, как – активизация познавательной деятельности учащихся с помощью дополнительных материалов: презентации, наглядно – иллюстративного материала, дополнительных творческих заданий на дом (составление таблицы, рассказа). Применяла игровые приемы на уроках и при проведении воспитательного мероприятия.
Взаимодействие с классом удалось, так как в своей работе я направляла ребят в нужную сторону и давала возможность проявить себя в деле каждому из ребят, общалась с ними «на равных», предлагала материал, ребята дополняли, и мы приходили к определенному положительному результату.
Профильная и пред профильная подготовка учащихся
В школе уже с пятых классов начинается пред профильная подготовка. В-седьмых, классах начинается профильная подготовка. Предоставляется информация о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда. Помимо этого, в школе проводятся элективные курсы по различным предметам. Учебно-методический комплекс соответствует поставленным целям в профильной и пред профильной подготовке.
Подводя итог, хочу сказать, что мне нравиться работать в школе и в течение учебной четверти я успела полюбить своих учеников. Оценивая себя объективно, скажу, что я не идеальный учитель. Мне удалось сформулировать несколько рекомендаций для последующего саморазвития в области педагогической деятельности, осознание которых пришло ко мне именно во время практики.
Во время прохождения практики, в качестве помощника классного руководителя я участвовала в подготовке и проведении совместно с учениками различных творческих мероприятий, классных часов. Основной трудностью, конечно, является недостаток опыта. В то же время мне удалось наладить контакт с классом, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, удачно распределять материал по времени. В ходе педагогической практики у меня начали формироваться следующие профессиональные качества: педагогическая справедливость, педагогический такт и интерес к профессии.
В целом я довольна педагогической практикой и считаю, что она прошла хорошо, хотя и были некоторые сложности в основном в начале.