Файл: Клименко Д. А. Задание 1 Классификация неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Клименко Д.А.

Задание 1

Классификация неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов

1. Неосознаваемые психические явления:

1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий, к ним относят:

А) Неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания.

  • Первичные автоматизмы: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, конвергенция глаз, ходьба, глотание.

  • Вторичные автоматизмы (навыки) – прошли через сознание и перестали осознаваться. Это привычки, навыки, стереотипы, ошибки мышления, все они формируются постепенно в процессе социализации индивида (например, почистить зубы, налить в стакан воды, курить , рукопожатие, поздороваться с другим человеком и т.д.)

Б) Неосознаваемая установка– готовность к совершению определенного действия или к реагированию определенным способом.

  • моторная установка (например, поймать мяч или ребенок, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму)

  • перцептивная установка (готовность увидеть, услышать)

  • умственная установка (решение математического примера при помощи определенной знакомой нам формулы, действовать определнным образом в уже знакомых ситуациях)

В) Неосознаваемые сопроводители сознательных действий не реализуют действие, как автоматизмы и не подготавливают его как установка, и именно сопровождают. К ним относят: непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика, пантомимика, вегетативные реакции, которые сопровождают действия и состояния человека.

2) Неосознаваемые побудители сознательных действий

Это содержание бессознательного, активно влияющее на поведение человека. Формы проявления: сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.), неврозы и психозы.

3) Надсознательные процессы

Надсознательные процессы - это процессы образования некоего интегрального
продукта большой бессознательной работы, который затем “вторгается” в жизнь и, как правило, радикально меняет ее течение: процессы творческого мышления, переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы.

Происходит это вне сознания, потому что субъект не знает того конечного итога, к которому приведет надсознательный процесс, неизвестен момент, когда он завершиться.

Эти процессы происходят над сознанием в том понимании, что их содержание и временные масштабы больше всего, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое пребывают за его границами.

2. Осознаваемые психические процессы

1) Познавательные процессы

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды и самого организма. В формировании образа принимает участие вся психика (опираясь на отдельные ощущения, строит целостный образ и располагает его вне себя).

А) Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Виды ощущений:

  • Зрительные порождаются электромагнитными волнами с длинами волн 380 (фиолетовый) – 780 (красный) нм. Характеризуются цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

  • Слуховые – реакция на механические воздействия, периодические появления областей высокого и низкого давления. Характеризуются высотой, тембром, громкостью (20 – 20000 герц по частоте; 16 – 120 децибелл по громкости).

  • Обоняние – вид чувствительности, порождающий ощущения запаха – наиболее древнее, простое и жизненно важное ощущение. Чем ниже живое существо на эволюционной лестнице, тем больше обонятельная часть головного мозга.

  • Вкусовые – имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

  • Осязание – кожная чувствительность – результат сложного комбинирования ощущений давления, боли, тепла и холода.

  • Другие (статические и кинестетические: ощущения равновесия, вибрации и пр.).

Эффекты, связанные с ощущениями :

  • Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Может происходить как полное исчезновение или притупление ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя или повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (например, изменение ширины зрачка при переходе от темноты к свету).

  • Взаимодействие ощущений– изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств (например, слабые звуковые и приятные обонятельные раздражители повышают чувствительность зрительного анализатора).

  • Сенсибилизация– повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. К сенсибилизации приводит: а) необходимость компенсации сенсорных дефектов (развитие обоняния и осязания у слепоглухих людей); б) постоянная специфическая деятельность.

  • Синестезия– возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например, цветной слух).


Б) Восприятие - осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Свойства восприятия:

  • предметность– восприятие мира не в форме набора ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов; отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира;

  • целостность– мысленное достраивание неполного образа до целостной формы;

  • константность– восприятие предметов относительно неизменными по форме, цвету, величине и пр. независимо от меняющихся физических условий восприятия;

  • структурность – восприятие внешних объектов как состоящих из определенных взаимосвязанных частей;

  • избирательность – выделение одних объектов по сравнению с другими;

  • категориальность (осмысленность)– понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу.

В) Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, углубленность в направленную на него познавательную деятельность. Критерии внимания :

  • внешние реакции, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала (поворот головы, фиксации глаз, мимика, поза и др.);

  • увеличение продуктивности когнитивного «внимательного» действия по сравнению с «невнимательным»;

  • избирательность (селективность) информации – возможность активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь некоторую часть поступающей информации;

  • ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания.

Свойства внимания:

  • Устойчивость– способность в течение длительного времени сох- ранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности.

  • Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов.

  • Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

  • Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий.

  • Объем внимания– характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (72 единиц информации).


Г) Память - способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Выделяют 4 процесса, составляющих единую мнемическую систему: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.

Д) Мышление – познавательный процесс, характеризующийся «обобщенным и опосредствованным отражением действительности».

Виды мышления:

  • наглядно-действенное мышление– отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами (характерно преимущественно высшим животным и человеку);

  • наглядно-образное– связи и отношения вскрываются путем соотнесения разных образов одного и того же предмета или различных предметов;

  • понятийное (словесно-логическое)– элементами, над которыми производятся различные операции, служат понятия.

Индивидуальные особенности мышления:

  • соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления;

  • преобладание интуитивного или рационального способа решения проблем

  • гибкость мышления (лабильность – ригидность) – умение изменять намеченный путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые не удалось учесть вначале;

  • быстрота мысли;

  • самостоятельность мышления – умение увидеть, поставить новую проблему, найти подход к ее решению и решить.

Особенности творческого мышления :

  • Необычное видение проблемы, выход мысли за пределы привычного способа рассуждения.

  • Оригинальность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне

  • Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.

  • Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, т.е. не содержащей ориентиров для этих идей.

Е) Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный уход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего,«оживляет» то, что было ранее.

Воображение присуще только человеку и тесно связано с мышлением, восприятием, памятью. Науке почти ничего не известно о механизме воображения, с работой каких органических структур оно связано.


Виды воображения:

  • Пассивное– образы возникают спонтанно (сновидения, грезы).

  • Активное– человек по собственному желанию, усилием воли вызывает в себе соответствующие образы. Его разделяют напродуктивное(творческое)– человеком конструируются новые образы ирепродуктивное (воссоздающее)– воспроизведение реальности по памяти или описанию, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Функции воображения:

  • Представление действительности в образах и предоставление возможности пользоваться ими, решая задачи.

  • Произвольная регуляция познавательных процессов и эмоциональных состояний человека.

  • Формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности.

2) Эмоциональные процессы

А) По знаку эмоции делятся на:

  • положительные

  • отрицательные

Б) По интенсивности и длительности:

  • Настроение — устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания

  • Эмоция (в узком смысле слова) — переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности

  • Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении

  • Страсть — чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета

  • Аффект — интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека.

В) По степени мобилизации организма:

  • стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг)

  • астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.

Г) По специфическому содержанию (модальности):

  • Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.

  • Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

  • Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

  • Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

  • Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

  • Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

  • Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

  • Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

  • Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.