Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках географии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

учитель географии МКОУ «Тхоревская ООШ»

Савченко Юрий Иванович

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

- читательские способности;

- естественнонаучное;

- математическое.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:

1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность

2 направление: самодиагностика, оценивание.

3 направление: взаимообучение.

Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Учитель при этом видит, на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся.

4 направление - работа с дискретным текстом -

в географии, это прежде всего работа с картой. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение.

Например - Совершить путешествие по физической карте Австралии. Рассказать, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.


Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы

- работа с климатограммами

- работа со статистикой

При работе с текстом на уроках географии можно использовать различные приемы.

- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы

- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме

- создание схематичного рисунка по тексту

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

- составление кроссвордов

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту

- владеть приемом наложения карт

- развитого пространственного представления картографической информации.



К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:

- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта

- задание, требующее владения приемом наложения карт

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке.

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

-_расположи горы мира  с севера на юг: Гималаи, Кавказ, Анды, Атлас, Альпы, Тянь-Шань, Капские, Скандинавские

-расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена, Колыма.

«Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

«Немая карта» – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

«Узнай объект по описанию»

Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:

  1. Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)

  2. Самый большой материк. (Евразия)

  3. Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)

  4. Самый большой по площади океан. (Тихий)

  5. Самый холодный материк.(Антарктида)

«Путешествие по карте»

Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и т. д.)


Дополнительные вопросы к заданию:

- на каком материке расположена Бразилия?

- в какой его части?

- какое время года было там в июле?

- как называется столица государства?

- какие крупные города есть в стране? И т.д.

На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

Использование топографических карт:

Использование политических карт:

«Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

4. Использование контурных карт:

Пример 1 Перечислите все указанные цифрами географические объекты.

Пример 2 Географические диктанты. Во время диктанта учитель называет через определенные промежутки времени географические объекты, а учащиеся подписывают их на контурной карте.

Пример 3 По фрагменту контурной карты определить объекты и подписать их Для проведения работы с фрагментами контурной карты учитель подготавливает список географических объектов, нумерует каждый их них, а номера переносит на контурную карту, делит карту на части с примерно равным количеством объектов и разрезает её. Учащимся раздает по одному отрезку карты, а они на листочках пишут номер и название объекта.

Пример 4 Работа с составными контурными картами. Это карты, разделенные на части - пазлы. Задача учащихся заключается в составлении из частей целой карты. Чтобы её составить, нужно знать карту


Использование групповой форм работы с географическими картами:

«Географическая почта».

Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).


.

«Ранжированный ряд».

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то,  наоборот, от высоких к низким.

Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

Использование парной формы работы с географическими картами:

«Гонка за лидером»

К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.

Такая работа проводится со всем классом, требует внимания всех учеников, вызывает интерес и дает результаты.

Географический диктант с « ошибками»

Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Беренгова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.»

Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты

«Найди лишнее».

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:

Пример. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).

Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите  по карте эти рекорды.