Файл: Профессиональная деформация педагога и пути решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Долгокычинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края

Профессиональная деформация педагога

и пути решения.

Дмитриева Ольга Владимировна

(учитель географии – биологии, I категория)

с. Долгокыча, 2021.

Профессиональная деформация педагога

и пути решения.

Педагогическая профессия педагога

 предъявляет серьезные требования к эмоциональной 

стороне личности. Это «работа сердца и нервов», 

где требуется буквально ежедневное и еже­часное

 расходование огромных душевных сил.  

В.А. Сухомлинский.

Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности приводит к деформации личности, снижающее продуктивность выполнения трудовых функций, что особенно проявляется в профессиях типа «человек – человек», и в первую очередь в сфере образования.

В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности. Самая крайняя форма таких изменений называется профессиональной деформацией.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Если сравнить жизнь педагога с костром, то каждый костёр будет разным. Один костёр будет гореть долго и ровно, другой вспыхнет и погаснет, третий – будет просто тлеть, а может быть такое, что он вообще не загорит, это значит, человек не прижился в школе. Чтобы костёр в учительской душе горел долго и ровно
, давая окружающим тепло и свет в него нужно вовремя «подбрасывать дрова», т.е. подпитывать положительными эмоциями, корректировать сложившиеся обстоятельства. Что же может затушить это костёр или довести до состояния тления?

Причины профессиональной деформации:

  1. Синдром «разоренного гнезда» (в 50 лет). Вина перед своей семьёй (мало уделяет им время)

  2. Много времени уделяется не на развитие, обучение и воспитание обучающихся, а на заполнение отчетов.

  3. Стойкость психологических стереотипов. Боязнь поменять коллектив.

  4. Необходимость общения старшего поколения с младшей возрастной группой.

  5. Отсутствие видимых результатов своего труда.

  6. Психологическая незащищенность.

  7. Ненормированный рабочий (2 ставки, работа допоздна, работа в выходные)

  8. Отсутствие культуры отдыха

  9. Низкая заработная плата

  10. Женские коллективы, что приводит к потере женской идентичности.

Симптомы профессиональной деформации:

Психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• Ощущение эмоционального и физического истощения;

• Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• Резкая потеря или резкое увеличение веса;

• Полная или частичная бессонница;

• Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• Повышенная раздражительность на незначительные

, мелкие события;

• Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

• Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• Дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;

• Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Для профилактики эмоционального выгорания можно использовать советы психологов:

- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;

- Не зацикливайся на бедах и неудачах;

- Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;

- Старайтесь от любой работы получать удовольствие;

- Избавляйтесь от боязни ошибаться;

- Регулярно отдыхайте;

- Используйте возможность выступить с речью;

- Следите за фигурой;

- Больше занимайтесь физической нагрузкой (работой, спортом, ходьбой);

- Не срывай злость на людях.

Каждое утро начинай с девиза «Я самая счастливая!»

Тест « Деформация личности»

1. Вы были за последний год в музее?


2. Вы когда нибудь плавали на парусной лодке?

3. За последний год катались на велосипеде?

4. За последний месяц прочитали книгу?

5. Знаете ли вы хорошо иностранный язык?

6. Был ли у вас романтический ужин за последний месяц?

7. Были ли вы в ресторане за последний год?

8. Были ли вы когда нибудь на приёме у психолога?

9. Вы можете потратить 100000 рублей на свой отдых?

10. Вы были на природе в этом месяце?

11. Вы уезжаете на уик – энды ?

12.Вы были в другой стране?

Каждый ответ «да» - 1 балл.

11-12 баллов – у вас всё хорошо.

6 -10 баллов – стоит призадуматься

3- 5 баллов – ваша жизнь – мрак!

0 -2 балла – а вы разве живы?