Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные инспекторы дорожного движения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 6 Камышловского городского округа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для учащихся 1-4 классов Автор: Завьялова З.Я. Учитель начальных классов Камышлов, 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость данного курса вызвана тем, что причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. У младших школьников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. Рабочая программа по курсу «Юные инспекторы дорожного движения» для учащихся начальных классов составлена на основе программы «Юные инспекторы дорожного движения» автора Н.Ф.Виноградовой (2010 года), реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта. Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения»- вовлечь учащихся 6-10 лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить с правилами дорожного движения ,воспитывать в них навыки безопасного поведения на улице. Задачи: ● обучить правилам поведения на улице; ● освоить правила движения по дороге; ● научить понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; ● научить пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; ● познакомить со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: ● общие правила перехода дорог и улиц ● дорожные знаки ● мы - пассажиры ● виды транспортных средств Формы проведения занятий для младших школьников разнообразны: тематические занятия; игровые уроки; практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины. В процессе обучения школьников правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Некоторые занятия проводятся на улице, перекрёстке с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования, в общественном транспорте. Курс рассчитан на четыре года обучения (135 часов). Режим работы – 1 час в неделю. Формы контроля Мониторинг уровня овладения программой учащимися предполагает: - тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль); - индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции); - самостоятельное выполнение учащимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль); - участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах школы и города (итоговый контроль); - участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль); - презентации мини-проектов учащихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль). Формирование универсальных учебных действий Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
правила перехода улиц и дорог. Безопасность на дорогах. Где можно играть? Тротуар - дорога пешеходов. Учимся быть пешеходами. Перекрёстки. Раздел 2. Дорожные знаки. Дорожные знаки. Сигналы (жесты) регулировщика. Что такое Цвет- сигнал. Дорожная разметка. Пешеходный переход. Раздел 3. Мы - пассажиры. Мы - пассажиры. Обязанности пассажиров. Безопасность в общественном транспорте. Раздел 4. Виды транспортных средств. Что колесо может и умеет. Из чего сделана машина. Автомобиль. Какой он? Какой бывает транспорт. Что такое Автозавод. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ В результате изучения курса учащиеся должны знать: предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход её; значение красного, жёлтого и зелёного сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира. Уметь: найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути от дома до школы. 2 КЛАСС Раздел 1. Общие правила перехода дорог и улиц. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Элементы улиц и дорог. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода улиц и дорог. Правила поведения учащихся на улицах и дорогах. Роль общественности и учащихся в обеспечении безопасности движения, участие учащихся в предупреждении нарушений правил дорожного движения. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Безопасность пешеходов. Ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения. Раздел 2. Дорожные знаки. Все сигналы светофора и их значение. Регулирование дорожного движения. Дорожные знаки. Предупредительные сигналы. Виды перекрёстков. Перекрёстки и регулирование движения. Ответственность за правонарушения. Раздел 3. Мы - пассажиры. Труд водителя. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из автобуса. Виды общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай. Пользование общественным транспортом. Раздел 4. Виды транспортных средств. Автомобиль - ваш друг и помощник. Краткая история автомобиля. Виды транспортных средств. История колеса. Велосипед. Виды велосипедов. Правила движения для велосипедистов. Е. А. Яковлев - основоположник отечественного авто. Проезд специальных т ранспортных средств. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ В результате прохождения программного материала учащиеся должны знать: все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге. Все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса. Уметь: применять на практике основные правила перехода проезжей части; перейти улицу, дорогу с односторонним движением; выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку. 3 КЛАСС Раздел 1. Общие правила перехода дорог и улиц. Из истории развития дорожного движения. Экскурсия. Железная дорога. Ответственность за нарушение правил. Причины дорожно- транспортных происшествий. Наблюдение за дорожным движением. Обеспечение безопасности пешеходов. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в разных погодных условиях. Обязанности пешеходов. Раздел 2. Дорожные знаки. Светофорное регулирование. Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Раздел 3. Мы - пассажиры. Обязанности пассажиров. Разнообразие транспортных средств, соответствующие правила. Правила пользования общественным транспортом. Раздел 4. Виды транспортных средств. Виды транспортных средств. Правила и места пользования велосипедами. Тормозной путь транспортных средств. Краткая история автомобиля. История колеса. Проезд специальных транспортных средств. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание дорожного движения. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИНИЯМ И УМЕНИЯМ В результате прохождения программного материала учащиеся должны знать: все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге. Все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса; а также правила перехода железной дороги, значение и названия дорожных знаков и разметки; правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в разных погодных условиях. Уметь: найти безопасное место перехода железной дороги; уметь пользоваться общественным транспортом, переходить проезжую часть городской и загородной дороги после выхода из автобуса. 4 КЛАСС Раздел 1. Общие правила перехода дорог и улиц. История правил дорожного движения. Отряды юных инспекторов движения. Их роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов Отряда юных инспекторов движения. Устная пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников детских садов. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Законы улиц и дорог. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах. Раздел 2. Дорожные знаки. Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. Дорожная разметка и её предназначение. ГИБДД и ДПС. Раздел 3. Мы - пассажиры. Зона остановки. Правила посадки и высадки из общественного транспорта. Раздел 4. Виды транспортных средств. История развития автотранспорта и проблемы безопасного движения. Предупредительные сигналы транспортных средств. Проверка знаний велотехники. Общие требования к водителям велосипедов. Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса обучающиеся должны знать: основные термины и понятия. Общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозки их на грузовых автомобилях, в салоне легкового автомобиля. Уметь: правильно ввести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности. Учебно-тематический план
|
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Месяц | Неделя | Раздел курса | № урока | Тема урока | Форма/место проведения занятия |
сентябрь | 1 | Общие правила перехода дорог и улиц 14 ч. | 1 | Вводное занятие. Город, в котором мы живём | Беседа |
2 | 2 | Мы идём в школу | Экскурсия | ||
3 | 3 | Наша улица | Экскурсия | ||
4 | 4 | Виды перекрёстков | Беседа, презентация | ||
октябрь | 5 | 5 | Дороги и перекрёстки | Экскурсия | |
6 | 6 | Пешеходы и водители | Практическое занятие | ||
7 | 7 | Водители на дорогах | Практическое занятие | ||
8 | 8 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Тротуар. | Практическое занятие | ||
9 | 9 | Первая медицинская помощь. | Практическое занятие | ||
ноябрь | 10 | 10 | Первая медицинская помощь. | Практическое занятие | |
11 | 11 | Правильно переходим улицу | Экскурсия | ||
12 | 12 | Безопасность на дорогах | Практическое занятие | ||
декабрь | 13 | 13 | Где можно играть | Беседа | |
14 | 14 | Учимся быть пешеходами | Практическое занятие | ||
15 | Дорожные знаки 7 ч. | 1 | Сигнал. Сигналы светофора. | Презентация | |
16 | 2 | Регулировщик. Сигналы светофора и регулировщика | Практическое занятие. | ||
январь | 17 | 3 | Дорожная азбука. | Игра-путешествие | |
18 | 4 | Виды дорожных знаков. | Презентация. | ||
19 | 5 | Запрещающие знаки | Практическое занятие | ||
февраль | 20 | 6 | Предупреждающие знаки | Практическое занятие | |
21 | 7 | Дорожные знаки. | Экскурсия по улице | ||
22 | Мы -пассажиры 6 ч. | 1 | Кто такие пассажиры? | Игра-беседа | |
март | 23 | 2 | Поиграем в пассажиров | Игра | |
24 | 3 | Правила пассажиров | Создание книжки -памятки | ||
25 | 4 | Безопасность в общественном транспорте. | Беседа-презентация | ||
апрель | 26 | 5 | Правила поведения в автобусе | Практическое занятия | |
27 | 6 | Мы - пассажиры | Автобусная экскурсия | ||
28 | Виды транспортных средств 6 ч. | 1 | Что может и умеет колесо. | Беседа | |
29 | 2 | Из чего сделана машина? | Презентация | ||
май | 30 | 3 | Автомобиль. Какой он? | Беседа-презентация | |
31 | 4 | Какой бывает транспорт? | Беседа-презентация | ||
32 | 5 | Транспорт нашего города | Экскурсия | ||
33 | 6 | Что такое Автозавод | Презентация |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Месяц | Неделя | Раздел курса | № урока | Тема урока | Форма/место проведения занятия |
сентябрь | 1 | Общие правила перехода дорог и улиц 11 ч. | 1 | Правила поведения учащихся на улице и дорогах. | Презентация |
2 | 2 | Мы шагаем осторожно | Практическое занятие | ||
3 | 3 | Заглянем в прошлое (история развития дорожного движения) | Презентация | ||
4 | 4 | Откуда появились правила движения? | Презентация | ||
октябрь | 5 | 5 | Опасности на железной дороге | Беседа | |
6 | 6 | Железнодорожные переезды | Презентация | ||
7 | 7 | Причины дорожно-транспортных происшествий | Разбор ситуаций | ||
8 | 8 | Вот так бывает … | Разбор ситуаций | ||
9 | 9 | Шагаем по загородной дороге | Заочное путешествие | ||
ноябрь | 10 | 10 | Такая разная дорога (влияние погодных условий) | Презентация | |
11 | 11 | Обязанности пешеходов | Составление памятки | ||
12 | Дорожные знаки 9 ч. | 1 | Светофоры на дорогах. | Практическое занятие | |
декабрь | 13 | 2 | Правила перехода дороги | Практическое занятие | |
14 | 3 | Влиятельная палочка (регулировщик на дороге). | Презентация | ||
15 | 4 | Дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса) | Викторина | ||
16 | 5 | Дорожная азбука | Конкурс рисунков | ||
январь | 17 | 6 | Дорожные знаки – наши помощники | Практическое занятие | |
18 | 7 | Знаки приоритета. | Презентация | ||
19 | 8 | Перекрёстки | Беседа-презентация | ||
февраль | 20 | 9 | Перекрёстки на дорогах | Практическое занятие | |
21 | Мы -пассажиры 5 ч. | 1 | Обязанности пассажиров. | Беседа инспектора | |
22 | 2 | Если ты - пассажир | Практическое занятие | ||
23 | 3 | Общественный транспорт города | Презентация, выставка фотографий | ||
март | 24 | 4 | Правила пользования общественным транспортом | Практическое занятие | |
25 | 5 | Общественный транспорт моего города | Конкурс рисунков | ||
26 | Виды транспортных средств 9 ч | 1 | Виды транспортных средств | Беседа | |
апрель | 27 | 2 | Правила пользования велосипедом. | Презентация | |
28 | 3 | Велосипед и дорога | Презентация | ||
29 | 4 | Простая арифметика (тормозной путь). | Практическое занятие | ||
30 | 5 | История автомобиля | Сообщение-презентация | ||
май | 31 | 6 | История возникновения колеса. | Презентация | |
32 | 7 | Проезд специальных транспортных средств. | Экскурсия | ||
33 | 8 | Подготовка к конкурсу. | Практическое занятие | ||
34 | 9 | Конкурс «Мы на дороге города» | Конкурс |