Файл: 138удк 373системнодеятельностный подход методологическая основа федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наука Красноярья, №2 (02), 2012
138
УДК 373
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Скрипова НЕ, Ивлева Л. Р.
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия В основу федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход в обучении, который исходит из положения о том, что формирование новых способностей человека есть результат перевода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Ключевые слова федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования системно-деятельностный подход зона актуального развития зона ближайшего развития деятельность обучение 373
IT IS SYSTEM-DEJATELNOSTNYJ THE APPROACH —
THE METHODOLOGICAL BASIS OF THE FEDERAL
STATE EDUCATIONAL STANDARD OF
THE INITIAL GENERAL EDUCATION
Skripova N.E, Ivleva L. R.
Chelyabinsk institute of retraining and improvement of professional skill
of educators, Chelyabinsk, Russia
E-mail: nscripova@mail.ru
In a basis of the federal state educational standard it is put it is system- dejatelnostnyj the approach in training which starts with position that formation of new abilities of the person is result of transfer of external subject activity in internal mental activity by consecutive transformations.
Keywords: the federal state educational standard of the initial general
education; it is system-dejatelnostnyj the approach; a zone of actual
development; a zone of the nearest development; activity; training.
Наука Красноярья, №2 (02), 2012
139
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования
– представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности
– на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — стандарт) лежит си- стемно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поли- культурного и поликонфессионального состава российского общества переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования
Наука Красноярья, №2 (02), 2012
140
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности Можно сделать вывод системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата — развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся, при котором основной педагогической задачей является создание и организация условий, инициирующих детское действие. В образовательном процессе должно быть организовано овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач.
Новейшие отечественные разработки и проекты базируются на идеях развивающего обучения. Концепция развивающего обучения была разработана в XX веке в трудах советских и российских ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, АН. Леонтьева, П. Я. Галь- перина, ДБ. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, ЭВ. Ильенкова, В. В. Репкина и других При первом упоминании о развивающем обучении вполне уместны сомнения — разве может быть обучение не развивающим Если рассматривать обучение не вскрывая и не разделяя как систему на части, эти сомнения окажутся вряд ли преодолимы. Действительно, если я обучаю школьников, то, разумеется, и развиваю их. При та
Наука Красноярья, №2 (02), ком рассуждении любое обучение выступает как развивающее. Подобные представления сохраняются участи учителей и методистов в настоящее время, что является заблуждением. В основе наиболее распространенного традиционного обучения, предшественника развивающего, лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории В. П. Сухов представляет следующим образом обучение  естественное развитие зона актуального развития Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те познавательные возможности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития.
Принцип доступности реализуется через обучение от простого к сложному и от близкого к далекому. Согласно этому принципу, на каждой ступени образования школьникам дается то, что им посильно в данном возрасте. Остается неясным — кто и когда смог определить меру этой посильности. Ясно, что эта мера складывалась стихийно.
В х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие. Соотношение их можно представить следующим образом развитие  обучение = зона ближайшего развития Согласно этой теории обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. По Л. С. Выготскому, процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Она включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном образовании.
Важный этап разработки теории развивающего обучения и внедрения ее на уроках связан с исследованиями ДБ. Эльконина и В. В. Давыдова. Их система развивающего обучения разрабатывалась с концах годов
Наука Красноярья, №2 (02), прошлого столетия [2]. Система ДБ. Эльконина — В. В. Давыдова апробировалась в начальном звене наших советских школ. Основой технологии развивающего обучения, по В. В. Давыдову, является теория учебной деятельности. Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л. С. Выготского (развитие

обучение) дополнилась третьим звеном — деятельность и приобрела следующую структуру развитие  деятельность  обучение Развивающая система ДБ. Эльконина — В. В. Давыдова успешно применяется и сейчас в начальном звене общеобразовательных школ России. Она позволила нашим исследователям разработать деятельностный подход (принцип, который применяется в развивающем обучении. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой, до предела сжатой формуле как «деятельность-личность», те. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».
Если в начальной школе программы ориентированы преимущественно на усвоение элементарных практических умений и навыков, тов средней школе — на изучение основ наук, представляемых учащимися как комплекс учебных предметов. В среднем и старшем звене школы изменяется соотношение предметной и умственной деятельности ученика В свернутой форме новая методическая система развивающего обучения выстраивается в триединой формуле системы  системный подход  деятельность Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. Он определяет новую методическую систему как интегральную, поскольку в ней сконцентрированы те фрагменты, который уже применяются в школе как самостоятельные и инновационные без ссылок на развивающее об- учение.
Важным этапом в истории становления развивающего обучения является стандарт. Данным обстоятельством, как отмечает доктор педагогических наук В. П. Сухов «… совершен настоящий прорыв в котором деятельностная парадигма подкреплена системно-деятель- ностным подходом. Безусловно, включение системно-деятельност- ного подхода определило данный документ как инновационный В трактовке системно-деятельностного подхода, обозначенного в нормативном документе, напрашиваются некоторые уточнения
Наука Красноярья, №2 (02), и дополнения. Прежде всего, необходимо отметить, что систем- но-деятельностный подход реализуется в развивающем обучении в начальной общеобразовательной школе. Без такого уточнения, на наш взгляд, учитель может предположить, что этот подход является компонентом традиционного обучения. Требуют уточнения и упоминаемые в нормативном документе и универсальные способы деятельности. Фактически речь идет о метапредметных способах умственных действий. Желательно также указать, что содержание универсальных учебных действий выходит за рамки традиционно выполняемых работ, поскольку включает кроме практической реализации — действие целеполагания, выбор средств и методов, планирование решения, которые выполняются обучающимися враз- вивающем обучении.
Далее рассмотрим Концепцию системно-деятельностного подхода, которая базируется наследующих основополагающих тезисах Окружающий мир — объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.
Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию её субъекта. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу я учусь. В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-субъектной ситуации, а возникает субъект- объектная ситуация, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу меня учат. Изучение систем неизбежно потребует и системной органи-
Наука Красноярья, №2 (02), 2012
144
зации учебной деятельности школьников. В ней следует выделять пять основных компонентов — учебно-познавательные мотивы, те. осознание для чего мне необходимо изучить этот объект, действие целеполагания (что я должен сделать выбор средств и методов, планирование решения (как ив какой последовательности я должен решить задачу решение задачи рефлексивно-оценочные действия (все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.
В учебной деятельности указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме вправила познания общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило — изучи предмет в целом, дай его общую характеристику второе — раздели предмет на части, изучи каждую отдельно третье — соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют. В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания — единство анализа и синтеза. Указанные правила дополняются еще тремя — принципами историзма, детерминизма и раздвоения единого на противоположности.
Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним переноси самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их, верхних этажей — общего, абстрактного, к нижним — конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. При изучении их в опорные планы вносится свернутая в тезисной буквенной и кодовой форме информация об изучаемом объекте. Она заимствуется из любых доступных для учащихся источников, в том числе и из традиционных учебников, используемых как книги для чтения. Таким образом, планы преобразуются в опорные схемы, по которым учащиеся закрепляют знания, отвечают у классной доски, развертывая опорную схему в форме полного последовательного рассказа. Действует правило не закрой тетрадь и не подглядывай, а раскрой тетрадь, пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ
Наука Красноярья, №2 (02), Движение в познании, когда умственная деятельность субъекта во внутреннем плане предшествует его практической (внешней, предметной, позволяет учащимся прежде всего решать задачи в умете- оретически до практической реализации и на этой основе формировать теоретические понятия и теоретическое (научное) мышление.
При системно-деятельностном подходе, разработанном АН. Ле- онтьевым, вся система психологического знания строится на одном основании — деятельности, которая является в психологической теории учёного системообразующим основанием [7].
Системно-деятельностный подходи теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания — учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как лич- ностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», те. какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Системно-деятельностный подход выполняет важную интегрирующую функцию. Концепция системно-деятельностного подхода позволяет сформулировать краткое определение развивающего обучения развивающим можно назвать обучение, в которому учащегося субъекта учебной деятельности в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Развивающее обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует традиционное в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении ориентировано на усвоение определенной суммы знаний развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы в результате формируется индивид — человек, способный к исполнительской деятельности.
Традиционное обучение базируется на принципе доступности учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности
Наука Красноярья, №2 (02), ориентировано на усвоение определенной суммы знаний развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания решая кон- кретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы в результате формируется индивид — человек, способный к исполнительской деятельности.
Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, в основу федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход в обучении, который исходит из положения о том, что формирование новых способностей человека есть результат перевода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Соответственно, развитие учащихся в процессе обучения определяется характером его организации, превращения учения в учебную деятельность. Это значит, что при изучении содержания учебного предмета важно не формулировать готовые факты, не навешивать новые знания и умения, а создавать условия, при которых ученики с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, упорядочивали его, прогнозировали направление его развития, формулировали ту учебную задачу, которую им нужно решить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Федеральный государственный образовательный стандартна- чального общего образования [Текст]/приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
№ 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г, регистрационный № 15785) Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.minobr
2. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст]/В. В. Да- выдов. — Мс Наука Красноярья, №2 (02), 2012
147
3. Сухов, В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. — СПб.: РГПУ им. АИ. Герцена,
200
4.
— 198 с. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст]/Л. С. Вы- готский. Собр.соч. т. 2, — Мс. Ленкова, А. А, Ильясов, Д. Ф, Сагандыкова, С. А. Стремление младших школьников к успеху в учебной деятельности как ме- тапредметный результат [Текст]//Научно-теоретический журнал. Научно-теоретический журнал. Вып. 1 (6). 201
1.
— с. 91–9
7.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проект/Рос. Акад. образования
[Текст]/под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М Просвещение с. — (Стандарты второго поколения. Леонтьев, АН. Деятельность. Сознание. Личность./А. Н. Ле- онтьев [Текст]//Избранные психологические произведения в 2 т. Т.

2.
— М Педагогика, 198
3.
— С. 94–23
1.