Файл: Исследование поведения человека в трудовом процессе дает общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Теории мотивации подразделяют на две категории содержательные и процессуальные.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти мотивы служат ориентиром человека в поведении и действиях.
Мотивы делятся на эгоистические и альтруистические. Альтруистические мотивы проявляются в желании помочь другим без какой-либо выгоды для самого себя. Эгоистические мотивы направлены на улучшение состояния индивидуума. По своей ориентации на процесс труда они подразделяются на две группы. Первая группа обусловлена содержанием работы, условиями труда, характером взаимоотношений между сотрудниками, возможностями проявления и развития способностей. Вторая группа обуславливается значимостью работы, материальными вознаграждениями, свободным временем [3, c. 87].
Деятельность человека обуславливается одновременно несколькими мотивами. Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, получила название мотивационного ядра поведения работника. Его структура зависит от конкретной трудовой ситуации: ситуация выбора специальности или места работы, ситуация повседневной работы на предприятии, ситуация конфликта, перемены места работы или профессии, инновационную ситуацию, связанную с изменением характеристик трудовой сферы.
Повседневное трудовое поведение, характеризуется такими элементами мотивационного ядра, как мотивы обеспеченности, заключающиеся в материальной заинтересованности работника, мотивы признания, состоящие в стремлении работника реализовать в труде свой потенциал, мотивы престижа, выражающие стремление реализовать свою социальную роль, в общественной оценке трудовой деятельности.
Исходя из названных элементов процесса мотивации, он может быть представлен в виде зависимости: сначала происходит возникновение потребности, затем, когда потребности приобретают форму интересов, происходит разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребности. После определения тактики деятельности, происходит её осуществление. Если деятельность по удовлетворению потребности привела к положительному результату, то работник будет стремится повторить эту ситуацию с по отношению к другой потребности. Если к отрицательному, то работнику необходимо снова попытаться удовлетворить её, прилагая большие усилия, выполняя работу лучше.
Формирование мотивации происходит у человека ещё до начала его профессиональной трудовой деятельности путём освоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, также посредством личного участия в семейной и школьной трудовой деятельности. В это время закладываются основы отношения к труду, развиваются трудовые качества, приобретаются первоначальные трудовые навыки. Характер усвоенных индивидуумом норм и ценностей придаёт смысл всей его дальнейшей трудовой деятельности. В профессиональную трудовую деятельность человек вступает с уже сформированным ценностным сознанием и знает, какие потребности, и интересы он хотел бы удовлетворить в результате труда. Реальная производственная среда трансформирует ценностные ориентации работника. Практические требования обуславливают конкретную мотивацию, которая определяет смысл и цели трудовой деятельности, предполагает выбор путей и способов достижения этих целей [3, c. 88].
Изучение структуры потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов трудового поведения отдельных групп работников позволяет определить: во имя чего трудится человек, и разработать систему стимулов на основе внутренних побудителей трудовой активности. Но здесь следует учитывать, что потребности и интересы личности, ценности могут видоизменяться: одни из них могут выступать на первый план, другие отступать в зависимости от ситуации, развития человека, его возраста, темперамента, социокультурной среды. Поэтому мотивация труда не может носить какого-то завершенного характера, это процесс непрерывный.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Мотивация (мотивирование) — как функция управления это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия, это компенсация за действия человека в виде предметов, действий, обещаний, возможностей.
Процесс использования стимулов для мотивирования называется стимулированием.
Задача менеджера, который должен мотивировать подчиненных, заключается в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Удовлетворение потребностей, выполнение желаний вызывает чувство удовольствия, позитивные чувства облегчения и благополучия. Получив продвижение по службе, завершив выполнение какого-либо проекта, получив благодарность от коллег и прибавку к зарплате, люди обычно ощущают чувство удовлетворения. Существует два вида поведения работников:
-
Удовлетворительное поведение, когда рабочие выполняют тот минимум, который будет приемлем для руководства. Они стремятся минимизировать свои усилия, лишь бы избежать неприятностей, работают только ради обмена своих усилий на деньги. Это говорит о том, что процесс мотивации построен не совсем удачно и менеджеру не удалось связать цели организации с целями работников. В этом случае они не удовлетворены своей работой, менеджерами и организацией в целом. -
Отличное поведение возникает тогда, когда работники считают свою работу желанной, она приносит награду и удовлетворение. Обычно служащие не работают в полную силу и экономят 20% своих усилий, а выкладываются на все 100% лишь в том случае, если их дополнительные усилия будут должным образом вознаграждены не только материально, но и морально. Для менеджера важно в этом случае создать для работников все условия для удовлетворения полного спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и навыки.
Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910). Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека.
В настоящее время мотивация как психическое явление имеет разную трактовку. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (Ж.Годфруа, К.Мадсен,), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К.Платонов), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш.Магомет-Эминов). Поэтому все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает ее как совокупность мотивов или факторов, второе, как динамическое образование, процесс, механизм.
Таблица 1
Теории мотивации
Содержательные теории основываются на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации | Процессуальные теории рассматривают механизм, процесс мотивации |
• Иерархия потребностей А. Маслоу (40-е гг) | • Теория ожидания В. Врума (60-е гг) |
• Теория потребностей Д. МакКлелланда (50-е гг) | • Теория справедливости Стейси Адамса |
• Двухфакторная теория Ф. Герцберга (50-е гг) | • Модель Портера -Лоулера |
Понимание мотивации и мотива в психологии противоречиво и неоднозначно, то по этой причине дадим сначала свое толкование сущности мотива и мотивации. Оно основывается на ведущих положениях учения об этих важных психических явлениях.
Проблемами мотивации занимались: Б.Г.Ананьев, Дж.Аткинсон, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, М.А.Данилов, В.С.Ильина, К.Левин, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомет-Эминов, А.Маслоу, Н.Г.Морозова, Ж.Нюттен, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Славина, З.Фрейд, П.Фресс, В.Э.Чудновский, Г.И.Щукина, П.М.Якобсон, и др.
Понятие мотивации обычно употребляется в двух значениях. В первом, более узком значении оно включает в себя совокупность побуждений, мотивов, психологически разнородных факторов, направляющие поведение и деятельность человека. От понятия мотива в этом значении понятие мотивации отличается тем, что включает цели, ведущие к достижению мотива (мотивов), если они с ним не совпадают. В последнем случае в совокупности побуждений данной деятельности участвуют и волевые процессы, т.е. сфера произвольности [12, с. 11].
Второе, широкое значение понятия мотивации объединяет все устойчивые мотивы человека, которые имеют определенную иерархию и выражаются направленностью личности, а так же аффективную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности, определяющие его совокупную деятельность, т.е. жизнь в целом. Для широкого значения понятия мотивация часто применяется термин «мотивационная или мотивационно-потребностная сфера» [12, с. 12].
Так, нами было принято понимание мотивации как системы побудителей и как побудительного свойства потребности, мотива, других инициаторов человеческой активности, как целесообразное побуждение, возникающее из потребности, влечения, инстинкта, мотива, которые, в свою очередь, рассматриваются в качестве форм мотивации различного уровня и модальности. Наиболее зрелой, человеческой формой мотивации является мотив. Он отражает состояние целостной личности, "учитывает интересы" всех систем человека и является регулятором самих первичных побудителей. Являясь интегральным и системным регулятором и побудителем активности, он может задерживать и санкционировать удовлетворение актуальной потребности, согласуя это с настоящим и будущим личности, с сохранением ее устойчивости и постоянства в меняющихся условиях жизнедеятельности.
Мотив - это личностное образование, возникающее на основе аффективной и сознательной переработки имеющихся потребностей, влечения. При этом согласуются и взвешиваются условия удовлетворения этих потребностей, последствия от удовлетворения, что делает мотив высшей формой побуждения и регуляции поведения, деятельности человека [1, с. 18].
Мотив, следовательно, выступает такой мотивационной формой, в которой воплощены личностная значимость, смысл, эмоциональное переживание смысла, осознание ценности принятого решения и т.д.
Именно такой подход к пониманию сути мотивации и мотива, связи мотива с волевым актом и наполнением его смыслом и эмоциональными переживаниями мы считаем наиболее продуктивным и рациональным.
Но, естественно, возникает вопрос, за счет каких психических ресурсов происходит наполнение смыслом и переживаниями выбранного поведения, что в мотиве придает решению эмоциональность и личностную значимость? Д.Н. Узнадзе, на наш взгляд, нашел достаточно точный и истинный ответ на этот вопрос. По его мнению, человек "каждую свою потребность, возникающую у него в определенный момент времени и в определенных условиях, связывает с постоянными, высшими, неизбежными потребностями своего "Я" и, исходя из этого, заботится об их удовлетворении" (Узнадзе Д.Н., 1966). Эти высшие потребности, которым посредством мотива человек подчиняет все низшие (витальные), образуются под влиянием прошлого людей, их жизненных ситуаций, в которых они воспитывались и получали впечатления, особенно импритинговые впечатления, закладывающие будущую программу развития личности, под влиянием социальных ситуаций, формирующих культуру человека, а также под влиянием индивидуальных и типологических свойств личности, образующих определенный стиль поведения и деятельности человека.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, так как все психические явления и процессы, как неотъемлемая часть структуры деятельности обусловлены именно мотивацией. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный, многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем которой является сознательно-волевой. Мотивацию рассматривают как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. [8, с. 102].