Файл: Объект исследования учебновоспитательный процесс по физической культуре в доу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Актуальность. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.

  2. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре в ДОУ.

Предмет исследования: Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста.

Цель работы: рассмотреть влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по проблеме исследования;

- рассмотреть уровень физической подготовленности детей из подгрупп «Радуга» и «Солнышко»;

- разработать методику проведения занятий по гимнастике;

- экспериментально доказать ее эффективность.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

  1. Обзор литературы:

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

Гимнастика развивает двигательную мускулатуру и тем самым улучшают обмен газов между вдыхаемым воздухом и кислородом.

В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д.

  1. Гимнастика (от греч. "гимнос" - обнаженный) - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы' научить каждого ребенка:

- сознательно управлять своими движениями;

- самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации
, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

- понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

- навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

Основные движения делятся на циклические и ациклические.

Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.

  1. В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.

Гимнастические упражнения могут быть:

а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);

б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого- либо положения тела и его позы).

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

  1. Занятия по гимнастике в старшей группе детского сада проводятся продолжительностью в 30 мин. Структура занятий по гимнастике общепринятая с вводной частью (4-6 мин), основной (18-20 мин) и заключительной (3-4 мин). В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). Во второй части занятия обучают упражнениям общеразвивающего характера, основным видам движений, проводится подвижная игра. В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.

  2. Основные методы исследования в области физической культуры и спорта. Область физического воспитания и спорта, в том числе и гимнастика, относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимых по физическому воспитанию и спорту, находят широкое применение различные методы научного познания из других областей науки и техники.

  3. В детском саду №2 г. Павлодара с сентября 2022 по март 2023 годов проводился эксперимент. Эксперимент состоял в том, что в группе «Радуга» велись занятия по гимнастике, а в группе «Солнышко» преподавалась просто физическая культура. Возраст детей 5 лет.


По окончанию эксперимента видно, что физические показатели детей, занимающихся гимнастикой в группе «Радуга» выше, чем у детей, в группе «Солнышко», где велись просто физкультурные занятия, то есть показатели физических качеств у детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Результаты исследования показали, что занятия гимнастикой способствуют развитию координационных способностей. Это видно из показателей физических качеств детей в экспериментальной и контрольной группах, так как в экспериментальной группе показатели не только изменились, они увеличились с 2,01 до 3,6, а в контрольной группе показатели мало изменились. Результат тестирования в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 0,9. Это говорит о том, что дети могут выполнять упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны, комбинируя двигательные навыки. Например, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов, выполняя упражнение по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

  1. Анализ литературных источников, позволил изучить психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста и сделать вывод, что занятия по гимнастике влияют на физические способности детей;

В начале эксперимента были взяты группы, у которых физические показатели были одинаковы, об этом свидетельствует первое тестирование, которое было проведено в начале эксперимента.

Сравнивая динамику показателей уровня физической подготовленности детей из подгрупп «Радуга» и «Солнышко». По показателям видно, что у группы «Радуга», занимающейся гимнастикой наряду с физкультурой средние физические показатели превышают показатели группы «Солнышко», занимающейся просто физкультурой. Это свидетельствует о том, что дети, занимающиеся гимнастикой, лучше подготовлены физически к школе.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности занятий гимнастикой, которую целесообразно применять для повышения уровня физического здоровья и двигательной активности, а также формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста.