Нормативная база
| Основные положения об аудиторской деятельности и проведении аудита, содержащиеся в нормативном источнике
|
-
Федеральный Закон № 307 «Об аудиторской деятельности»
|
-
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
-
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.
-
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей
-
Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
-
Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности
|
-
Федеральный Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
| -
В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям - иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
-
В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
-
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.
-
При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
-
Центральный банк Российской Федерации обеспечивает передачу федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений в электронном виде, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Центральный банк Российской Федерации, а также аудиторские заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, по форматам, в порядке и сроки, которые определяются соглашением между Центральным банком Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.
-
Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
-
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
|
-
Международные стандарты аудита
| -
МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"
-
МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий"
-
МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"
-
МСА 230 "Аудиторская документация"
-
МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности
-
МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности" и Согласующиеся поправки к другим международным стандарта
-
МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"
-
МСА 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля"
-
МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"
-
МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"
-
МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"
-
МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"
-
МСА 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации"
-
МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"
-
МСА 500 "Аудиторские доказательства"
-
МСА 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях"
-
МСА 505 "Внешние подтверждения"
-
МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода
-
МСА 520 "Аналитические процедуры"
-
МСА 530 "Аудиторская выборка
-
МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации"
-
МСА 550 "Связанные стороны"
-
МСА 560 "События после отчетной даты"
-
МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"
-
МСА 580 "Письменные заявления"
-
МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"
-
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"
-
МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора"
-
МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности"
-
МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении"
-
МСА 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в
-
МСА 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении"
-
МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность"
-
МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации"
-
МСА 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"
-
МСА 805 (пересмотренный) "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"
-
МСА 810 (пересмотренный) "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"
|
-
ФСАД
| -
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности ФСАД 1/2010
-
Модифицированное мнение в аудиторском заключении ФСАД 2/2010
-
Дополнительная информация в аудиторском заключении ФСАД 3/2010
-
Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита ФСАД 5/2010
-
Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита ФСАД 6/2010
-
Аудиторские доказательства ФСАД 7/2011
-
Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам ФСАД 8/2011
-
Особенности аудита отдельной части отчетности ФСАД 9/2011
|
-
ФП(С)А
| -
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
-
Документирование аудита
-
Планирование аудита
-
Существенность в аудита
-
Контроль качества выполнения заданий по аудиту
-
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
-
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
-
Согласование условий проведения аудита
-
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
-
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
|
-
Кодекс профессиональной этики аудиторов
| -
аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики: честность; объективность;профессиональная компетентность и должная тщательность; конфиденциальность; профессиональное поведение.
-
Аудитор должен соблюдать принцип конфиденциальности информации и внутри аудиторской организации
-
Прежде чем установить отношения с новым клиентом, аудитору следует рассмотреть вопрос о том, может ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз нарушения основных принципов этики (честности, профессионального поведения и др.). В случае, если угрозы не могут быть сведены до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер, аудитор должен отказаться вступать в отношения с клиентом.
-
При выполнении задания у аудитора и клиента может возникнуть конфликт интересов. В случае, когда конфликт интересов создает угрозы нарушения одного или более основных принципов этики (например, объективности, профессионального поведения и др.), которые нельзя устранить или свести до приемлемого уровня с помощью мер предосторожности, аудитор должен вынести решение о невозможности принять такое задание.
|
-
Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов
| -
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
-
Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения таких принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями, аудиторами и обязательный для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг).
-
Кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.
-
Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
|