Файл: Урок русская литература Учитель Тасеменова Г. С., Осшод 8, г. Уральск, зко класс 5 б Тема урока Нравственное превосходство Герасима над барыней. 19 января 2017 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочное планирование.

Урок русская литература

Учитель Тасеменова Г.С., ОСШОД №8, г.Уральск, ЗКО

Класс 5 б

Тема урока «Нравственное превосходство Герасима над барыней».


19 января 2017 г.




Тема урока.

Нравственное превосходство Герасима над барыней».

Тип урока

Урок- обобщение пройденного материала

Цель урока

формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

развивать речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Ожидаемые результаты

Учащиеся в течение урока

вспомнят текст художественного произведения И.С. Тургенева, ответят на вопросы по пройденному материалу, смогут выразить свои мысли, проведут исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнят практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделают выводы, оценят свою работу на уроке.

Приемы

фронтальный опрос, комментированное чтение, выразительное чтение, художественный пересказ.

Ресурсы

Рассказ И.С.Тургенева “Муму”, учебник “Русская словесность: фольклор и литература», 5 класс, Авторы: Т.П.Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова.

Презентация «Г», иллюстрации к тексту, мультипликационный фильм “Муму” режиссера Валентина Караева, творческие работы учащихся, аудиокнига.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, маркеры 3 цветов, скотч, ножницы; постеры 5 штук, цветные стикеры для рефлексии.

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой.

2. Организационный момент. Знакомство с темой, целью урока.

3. Актуализация знаний.

4. Проверка домашнего задания.

5. Переход к теме урока.

6. Беседа по содержанию текста.

7. Исследовательская работа.

8. Групповая работа. Презентация.

9. Подведение итогов.

План.



Этапы

Время

Действия учителя

Действия учеников

1

Эмоциональный настрой.

Деление на группы.

1 мин.

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! 
Пожелайте нам удачи и успешности впридачу! 

Дети стоят в круге, повторяют за действиями учителя.

Настраиваются на работу, делятся на 3 группы.


2


Организационный момент.

2 мин.

Приветствие учителя с пожеланиями хорошей, плодотворной работы. Проверка готовности к уроку. Разъяснение темы и цели урока.

Знакомятся с темой и целью урока.

Основная часть.

3.

Актуализация знаний.

10 мин.

1. «Блиц- ассоциации».

О чём вам говорят даты и словосочетания:

-жанры фольклора,

-1837 год,

-мораль басни,

-Кобладны- батыр,

-жестокая помещица,

Из какого произведения данные отрывки:

- «Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…»;

- «Князь тихо на череп коня наступил…»

- «Да, были люди в наше время…»

2.Какое из изученных произведений понравилось вам больше всего?

3. Перекрёстный опрос. Составьте в группе 2 вопроса соседней команде по изученным темам.

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики составляют 2 вопроса соседней команде по изученным темам.

4

Проверка домашнего задания.

5 мин.

На доске творческие работы учащихся «Какой вы представляете себе Муму»?

Представляют свою работу.

5

Переход к теме урока.

2 мин.

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей историей о загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню»?
Рассказ этот требует концентрации внимания на чувствах героя. Понимание перемен, произошедших с Герасимом, невозможно без медленного, вдумчивого чтения. Для этого сосредоточим усилия на начале и конце рассказа, сделав акцент на необычности героя, отмеченной писателем. Отрывок из мультфильма.

«Из … всей … челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим… Славный он был мужик… ». Эти фразы и будут отправным моментом беседы. Запишите тему урока в тетрадях. Слайд №1

Записывают в тетрадях тему урока.

6.

Беседа по содержанию текста.



10 мин.

Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какую тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Найдите эти сравнения в тексте.
Запишем в тетрадях в форме цепочки слов, что же мы узнали о герое: «Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий». Слайд №2.
В чём же источник его страданий? Эпиграф. Слайд №3.

Индивидуально находят в тексте и зачитывают сравнения (Комментированное чтение).
Записывают в тетрадях в форме цепочки слов, что узнали о герое (По мере работы над текстом рассказа будут дополнять цепочку).






Работа с иллюстрациями.



5 мин.

Работа с иллюстрациями:

- перескажите эпизод, изображенный на иллюстрации;

- найдите в тексте слова, соответствующие изображенному отрывку;

-как поза героя помогает понять его внутреннее состояние? 

- каково ваше отношение к финалу рассказа?

Выражают своё отношение, высказываются. Дополняют цепочку слов.

Практическая часть

7

Исследовательская работа по тексту.

5 мин.

Сопоставление экспозиции и эпилога. Слайд №5

На слайде проецируется

1 часть «Экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. (Стр. 159).
Какой вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?

Выразительное чтение. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.


8

Групповая работа «Образ литературного героя».






1 группа.

«Герасим и дворня».

2 группа. «Любовь и привязанность к Муму».

3 группа. «Протест Герасима- это…»

Заполняют Диаграмму Венна.
Пишут эссе.
Заканчивают предложение.

Рефлексия

9

Подведение итогов. Рефлексия.

5 мин.

Почему внутренний мир Герасима критики сравнивают с «чёрным ящиком»? Почему барыня не может понять народную душу?

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на вопрос, но без слов, только движениями.
–Если вам было скучно, неинтересно, то поднимите руки вверх. –Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. –Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. –Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделён Герасим.

Вот и познакомились мы с рассказом И.С. Тургенева «Муму». Закончите предложение

(стикер) «Сегодня я узнал, что…»

Отвечают на вопросы.


Выполняют движения.


Приклеивают стикеры.

Достигнутые результаты:

учащиеся в течение урока вспомнили содержание текста, ответили на вопросы по

пройденному материалу, смогли выразить свои мысли, мнения, провели исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнили практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделали выводы, оценили свою работу на уроке.



Краткосрочное планирование.

Урок русская литература

Учитель Тасеменова Г.С., ОСШОД №8, г.Уральск, ЗКО

Класс 5 б

Тема урока «Нравственное превосходство Герасима над барыней».


19 января 2017 г.




Тема урока.

Нравственное превосходство Герасима над барыней».

Тип урока

Урок- обобщение пройденного материала

Цель урока

формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

развивать речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Ожидаемые результаты

Учащиеся в течение урока

вспомнят текст художественного произведения И.С. Тургенева, ответят на вопросы по пройденному материалу, смогут выразить свои мысли, проведут исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнят практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделают выводы, оценят свою работу на уроке.

Приемы

фронтальный опрос, диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, художественный пересказ.

Ресурсы

Рассказ И.С.Тургенева “Муму”, учебник “Русская словесность: фольклор и литература», 5 класс, Авторы: Т.П.Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова.

Презентация «Г», иллюстрации к тексту, мультипликационный фильм “Муму” режиссера Валентина Караева, творческие работы учащихся, аудиокнига.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, маркеры 3 цветов, скотч, ножницы; постеры 5 штук, цветные стикеры для рефлексии.

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой.

2. Организационный момент. Знакомство с темой, целью урока.

3. Актуализация знаний.

4. Проверка домашнего задания.

5. Переход к теме урока.

6. Беседа по содержанию текста.

7. Исследовательская работа.

8. Групповая работа. Презентация.

9. Подведение итогов.

План.



Этапы

Время

Действия участников.

Действия учеников

1

Эмоциональный настрой.

Деление на группы.

1 мин.

Дети стоят в круге, повторяют за действиями учителя. «Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности впридачу»! Настраиваются на работу, делятся на 3 группы.

2


Организационный момент.

2 мин.

Приветствие учителя с пожеланиями хорошей, плодотворной работы. Проверка готовности к уроку. Разъяснение темы и цели урока. Ученики знакомятся с темой и целью урока.

Основная часть.

3.

Актуализация знаний.

10 ин.

Ученики отвечают на вопросы:

1. «Блиц- ассоциации».

О чём вам говорят даты и словосочетания:

-жанры фольклора,

-1837 год,

-мораль басни,

-Кобладны- батыр,

-жестокая помещица,

Из какого произведения данные отрывки:

- «Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…»;

- «Князь тихо на череп коня наступил…»

- «Да, были люди в наше время…»

2.Какое из изученных произведений понравилось вам больше всего?

3. Перекрёстный опрос. Составьте в группе 2 вопроса соседней команде по изученным темам.

4

Проверка домашнего задания.

5 мин.

На доске творческие работы учащихся «Какой вы представляете себе Муму»? Представляют свою работу.

5

Переход к теме урока.

2 мин.

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей историей о загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню»?
Рассказ этот требует концентрации внимания на чувствах героя. Понимание перемен, произошедших с Герасимом, невозможно без медленного, вдумчивого чтения. Для этого сосредоточим усилия на начале и конце рассказа, сделав акцент на необычности героя, отмеченной писателем. Отрывок из мультфильма.

«Из … всей … челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим… Славный он был мужик… ». Эти фразы и будут отправным моментом беседы. Запишите тему урока в тетрадях. Слайд №1. Записывают в тетрадях тему урока.

6.

Беседа по содержанию текста.



10 мин.

Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какую тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Найдите эти сравнения в тексте.

Индивидуально находят в тексте и зачитывают сравнения. (Метод самостоятельной работы с текстом).

Запишем в тетрадях в форме цепочки слов, что же мы узнали о герое: «Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий». Слайд №2.

(По мере работы над текстом рассказа дополняют цепочку слов).

В чём же источник его страданий? Эпиграф. Слайд №3. Записывают в тетрадях в форме цепочки слов, что узнали о герое




Работа с иллюстрациями.



5 мин.

Работа с иллюстрациями:

- перескажите эпизод, изображенный на иллюстрации;

- найдите в тексте слова, соответствующие изображенному отрывку;

-как поза героя помогает понять его внутреннее состояние? 

- каково ваше отношение к финалу рассказа? Выражают своё отношение. Дополняют в тетрадях цепочку слов.

Практическая часть

7

Исследовательская работа по тексту.

5 мин.

Сопоставление экспозиции и эпилога. Слайд №5

На слайде проецируется

1 часть «Экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. (Стр. 159).

Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.

Какой вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?

8

Групповая работа «Образ литературного героя».






1 группа.

«Герасим и дворня». Заполняют Диаграмму Венна.

2 группа. «Любовь и привязанность к Муму». Пишут эссе.

3 группа. Заканчивают предложение «Протест Герасима- это…»

Рефлексия

9

Подведение итогов. Рефлексия.

5 мин.

Почему внутренний мир Герасима критики сравнивают с «чёрным ящиком»? Почему барыня не может понять народную душу? Отвечают на вопросы.

Выполняют движения

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на вопрос, но без слов, только движениями.
–Если вам было скучно, неинтересно, то поднимите руки вверх. –Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. –Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. –Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделён Герасим.

Вот и познакомились мы с рассказом И.С. Тургенева «Муму». Закончите предложение

(стикер) «Сегодня я узнал, что…» Приклеивают стикеры.

Достигнутые результаты:

учащиеся в течение урока вспомнили содержание текста, ответили на вопросы по пройденному материалу, смогли выразить свои мысли, мнения, провели исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнили практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделали выводы, оценили свою работу на уроке.