Файл: Урок русская литература Учитель Тасеменова Г. С., Осшод 8, г. Уральск, зко класс 5 б Тема урока Нравственное превосходство Герасима над барыней. 19 января 2017 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткосрочное планирование.
Урок русская литература
Учитель Тасеменова Г.С., ОСШОД №8, г.Уральск, ЗКО
Класс 5 б
Тема урока «Нравственное превосходство Герасима над барыней».
19 января 2017 г. | | |||
Тема урока. | Нравственное превосходство Герасима над барыней». | |||
Тип урока | Урок- обобщение пройденного материала | |||
Цель урока | формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; развивать речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; воспитывать чуткое отношение к художественному слову. | |||
Ожидаемые результаты | Учащиеся в течение урока вспомнят текст художественного произведения И.С. Тургенева, ответят на вопросы по пройденному материалу, смогут выразить свои мысли, проведут исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнят практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделают выводы, оценят свою работу на уроке. | |||
Приемы | фронтальный опрос, комментированное чтение, выразительное чтение, художественный пересказ. | |||
Ресурсы | Рассказ И.С.Тургенева “Муму”, учебник “Русская словесность: фольклор и литература», 5 класс, Авторы: Т.П.Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова. Презентация «Г», иллюстрации к тексту, мультипликационный фильм “Муму” режиссера Валентина Караева, творческие работы учащихся, аудиокнига. | |||
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, маркеры 3 цветов, скотч, ножницы; постеры 5 штук, цветные стикеры для рефлексии. | |||
Ход урока. | 1. Эмоциональный настрой. 2. Организационный момент. Знакомство с темой, целью урока. 3. Актуализация знаний. 4. Проверка домашнего задания. 5. Переход к теме урока. 6. Беседа по содержанию текста. 7. Исследовательская работа. 8. Групповая работа. Презентация. 9. Подведение итогов. | |||
План. | ||||
№ | Этапы | Время | Действия учителя | Действия учеников |
1 | Эмоциональный настрой. Деление на группы. | 1 мин. | Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности впридачу! | Дети стоят в круге, повторяют за действиями учителя. Настраиваются на работу, делятся на 3 группы. |
2 | Организационный момент. | 2 мин. | Приветствие учителя с пожеланиями хорошей, плодотворной работы. Проверка готовности к уроку. Разъяснение темы и цели урока. | Знакомятся с темой и целью урока. |
Основная часть. | ||||
3. | Актуализация знаний. | 10 мин. | 1. «Блиц- ассоциации». О чём вам говорят даты и словосочетания: -жанры фольклора, -1837 год, -мораль басни, -Кобладны- батыр, -жестокая помещица, Из какого произведения данные отрывки: - «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…»; - «Князь тихо на череп коня наступил…» - «Да, были люди в наше время…» 2.Какое из изученных произведений понравилось вам больше всего? 3. Перекрёстный опрос. Составьте в группе 2 вопроса соседней команде по изученным темам. | Ученики отвечают на вопросы. Ученики составляют 2 вопроса соседней команде по изученным темам. |
4 | Проверка домашнего задания. | 5 мин. | На доске творческие работы учащихся «Какой вы представляете себе Муму»? | Представляют свою работу. |
5 | Переход к теме урока. | 2 мин. | Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей историей о загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню»? Рассказ этот требует концентрации внимания на чувствах героя. Понимание перемен, произошедших с Герасимом, невозможно без медленного, вдумчивого чтения. Для этого сосредоточим усилия на начале и конце рассказа, сделав акцент на необычности героя, отмеченной писателем. Отрывок из мультфильма. «Из … всей … челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим… Славный он был мужик… ». Эти фразы и будут отправным моментом беседы. Запишите тему урока в тетрадях. Слайд №1 | Записывают в тетрадях тему урока. |
6. | Беседа по содержанию текста. | 10 мин. | Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какую тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Найдите эти сравнения в тексте. Запишем в тетрадях в форме цепочки слов, что же мы узнали о герое: «Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий». Слайд №2. В чём же источник его страданий? Эпиграф. Слайд №3. | Индивидуально находят в тексте и зачитывают сравнения (Комментированное чтение). Записывают в тетрадях в форме цепочки слов, что узнали о герое (По мере работы над текстом рассказа будут дополнять цепочку). |
| Работа с иллюстрациями. | 5 мин. | Работа с иллюстрациями: - перескажите эпизод, изображенный на иллюстрации; - найдите в тексте слова, соответствующие изображенному отрывку; -как поза героя помогает понять его внутреннее состояние? - каково ваше отношение к финалу рассказа? | Выражают своё отношение, высказываются. Дополняют цепочку слов. |
Практическая часть | ||||
7 | Исследовательская работа по тексту. | 5 мин. | Сопоставление экспозиции и эпилога. Слайд №5 На слайде проецируется 1 часть «Экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. (Стр. 159). Какой вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования? | Выразительное чтение. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы. |
8 | Групповая работа «Образ литературного героя». | | 1 группа. «Герасим и дворня». 2 группа. «Любовь и привязанность к Муму». 3 группа. «Протест Герасима- это…» | Заполняют Диаграмму Венна. Пишут эссе. Заканчивают предложение. |
Рефлексия | ||||
9 | Подведение итогов. Рефлексия. | 5 мин. | Почему внутренний мир Герасима критики сравнивают с «чёрным ящиком»? Почему барыня не может понять народную душу? Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на вопрос, но без слов, только движениями. –Если вам было скучно, неинтересно, то поднимите руки вверх. –Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. –Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. –Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделён Герасим. Вот и познакомились мы с рассказом И.С. Тургенева «Муму». Закончите предложение (стикер) «Сегодня я узнал, что…» | Отвечают на вопросы. Выполняют движения. Приклеивают стикеры. |
Достигнутые результаты: учащиеся в течение урока вспомнили содержание текста, ответили на вопросы по пройденному материалу, смогли выразить свои мысли, мнения, провели исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнили практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделали выводы, оценили свою работу на уроке. |
Краткосрочное планирование.
Урок русская литература
Учитель Тасеменова Г.С., ОСШОД №8, г.Уральск, ЗКО
Класс 5 б
Тема урока «Нравственное превосходство Герасима над барыней».
19 января 2017 г. | | |||
Тема урока. | Нравственное превосходство Герасима над барыней». | |||
Тип урока | Урок- обобщение пройденного материала | |||
Цель урока | формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; развивать речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. | |||
Ожидаемые результаты | Учащиеся в течение урока вспомнят текст художественного произведения И.С. Тургенева, ответят на вопросы по пройденному материалу, смогут выразить свои мысли, проведут исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнят практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделают выводы, оценят свою работу на уроке. | |||
Приемы | фронтальный опрос, диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, художественный пересказ. | |||
Ресурсы | Рассказ И.С.Тургенева “Муму”, учебник “Русская словесность: фольклор и литература», 5 класс, Авторы: Т.П.Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова. Презентация «Г», иллюстрации к тексту, мультипликационный фильм “Муму” режиссера Валентина Караева, творческие работы учащихся, аудиокнига. | |||
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, маркеры 3 цветов, скотч, ножницы; постеры 5 штук, цветные стикеры для рефлексии. | |||
Ход урока. | 1. Эмоциональный настрой. 2. Организационный момент. Знакомство с темой, целью урока. 3. Актуализация знаний. 4. Проверка домашнего задания. 5. Переход к теме урока. 6. Беседа по содержанию текста. 7. Исследовательская работа. 8. Групповая работа. Презентация. 9. Подведение итогов. | |||
План. | ||||
№ | Этапы | Время | Действия участников. | Действия учеников |
1 | Эмоциональный настрой. Деление на группы. | 1 мин. | Дети стоят в круге, повторяют за действиями учителя. «Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности впридачу»! Настраиваются на работу, делятся на 3 группы. | |
2 | Организационный момент. | 2 мин. | Приветствие учителя с пожеланиями хорошей, плодотворной работы. Проверка готовности к уроку. Разъяснение темы и цели урока. Ученики знакомятся с темой и целью урока. | |
Основная часть. | ||||
3. | Актуализация знаний. | 10 ин. | Ученики отвечают на вопросы: 1. «Блиц- ассоциации». О чём вам говорят даты и словосочетания: -жанры фольклора, -1837 год, -мораль басни, -Кобладны- батыр, -жестокая помещица, Из какого произведения данные отрывки: - «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…»; - «Князь тихо на череп коня наступил…» - «Да, были люди в наше время…» 2.Какое из изученных произведений понравилось вам больше всего? 3. Перекрёстный опрос. Составьте в группе 2 вопроса соседней команде по изученным темам. | |
4 | Проверка домашнего задания. | 5 мин. | На доске творческие работы учащихся «Какой вы представляете себе Муму»? Представляют свою работу. | |
5 | Переход к теме урока. | 2 мин. | Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей историей о загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню»? Рассказ этот требует концентрации внимания на чувствах героя. Понимание перемен, произошедших с Герасимом, невозможно без медленного, вдумчивого чтения. Для этого сосредоточим усилия на начале и конце рассказа, сделав акцент на необычности героя, отмеченной писателем. Отрывок из мультфильма. «Из … всей … челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим… Славный он был мужик… ». Эти фразы и будут отправным моментом беседы. Запишите тему урока в тетрадях. Слайд №1. Записывают в тетрадях тему урока. | |
6. | Беседа по содержанию текста. | 10 мин. | Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какую тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Найдите эти сравнения в тексте. Индивидуально находят в тексте и зачитывают сравнения. (Метод самостоятельной работы с текстом). Запишем в тетрадях в форме цепочки слов, что же мы узнали о герое: «Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий». Слайд №2. (По мере работы над текстом рассказа дополняют цепочку слов). В чём же источник его страданий? Эпиграф. Слайд №3. Записывают в тетрадях в форме цепочки слов, что узнали о герое | |
| Работа с иллюстрациями. | 5 мин. | Работа с иллюстрациями: - перескажите эпизод, изображенный на иллюстрации; - найдите в тексте слова, соответствующие изображенному отрывку; -как поза героя помогает понять его внутреннее состояние? - каково ваше отношение к финалу рассказа? Выражают своё отношение. Дополняют в тетрадях цепочку слов. | |
Практическая часть | ||||
7 | Исследовательская работа по тексту. | 5 мин. | Сопоставление экспозиции и эпилога. Слайд №5 На слайде проецируется 1 часть «Экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. (Стр. 159). Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы. Какой вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования? | |
8 | Групповая работа «Образ литературного героя». | | 1 группа. «Герасим и дворня». Заполняют Диаграмму Венна. 2 группа. «Любовь и привязанность к Муму». Пишут эссе. 3 группа. Заканчивают предложение «Протест Герасима- это…» | |
Рефлексия | ||||
9 | Подведение итогов. Рефлексия. | 5 мин. | Почему внутренний мир Герасима критики сравнивают с «чёрным ящиком»? Почему барыня не может понять народную душу? Отвечают на вопросы. Выполняют движения Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на вопрос, но без слов, только движениями. –Если вам было скучно, неинтересно, то поднимите руки вверх. –Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. –Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. –Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделён Герасим. Вот и познакомились мы с рассказом И.С. Тургенева «Муму». Закончите предложение (стикер) «Сегодня я узнал, что…» Приклеивают стикеры. | |
Достигнутые результаты: учащиеся в течение урока вспомнили содержание текста, ответили на вопросы по пройденному материалу, смогли выразить свои мысли, мнения, провели исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнили практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделали выводы, оценили свою работу на уроке. |