Файл: Классный час, посвящённое памяти жертвам Холокоста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Да вспомнит Бог их души благосклонно…

( внеклассное мероприятие, посвящённое жертвам Холокоста)

2023 год
Классный час, посвящённое памяти жертвам Холокоста.

Цель: воспитание глубокого уважения к трагическим страницам истории своего народа; гражданской ответственности и чувства долга перед «лицом отеческих могил».

Оборудование:

Презентация, проектор, музыкальное сопровождение: реквием, колокол памяти.

Ведущие вечера или классного часа ( староста, учитель).Форма экскурсии в одно из самых трагических мест Холокоста – Освенцим.

Ход мероприятия:

Вступительное слово :

Дорогие ребята, сегодня очень трудно будет говорить о предстоящей теме. Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган…Но не говорить тоже нельзя! Мы начинаем.

Ученик:

Староста класса. Лагерь уничтожения.

А вокруг золотые сияли леса,

Поздней осени польской краса,

Там травы золотой сожжена полоса,

Не гуляют ни серп, ни коса.

Только шепчутся голоса, голоса,

Тихо шепчутся там голоса:

- Мы мертвы. Мы в обнимку друг с другом лежим,

Мы прижались к любимым своим,

Но сейчас обращаемся только к чужим,

От чужих ничего не таим.

Сосчитайте по выбоинам на земле,

По лохмотьям истлевших одежд,

По осколкам стекла, по игрушкам в золе,

Сколько было тут светлых надежд.

Сколько солнца и хлеба украли у нас,

Сколько детских засыпали глаз.

Сколько иссиня-чёрных остригли волос,

Сколько девичьих рук расплелось.

Сколько крохотных юбок, рубашек, чулок

Ветер по свету гнал и волок.

Сколько стоили фосфор, и кровь, и белок

В подземелье фашистских берлог…

Понимаете вы! Мы уже не мертвы,

Мы воскресли на веки веков!

Учащиеся по очереди сменяя друг друга могут комментировать слайды, дополняя их содержимое своим рассказом.

2 слайд:

Да вспомнит Бог их души благосклонно…

Сидел писец в Освенциме,


Считал не хуже робота–

От матерей с младенцами

Волос на сколько добыто.

И.Эренбург.

3 слайд:

Свою судьбу, как чашу пригубив,

Куда уйти Абраму и Ивану?

Что миражи земли обетованной

Перед лицом отеческих могил!

Нацисты до нитки грабили тех, кого отправляли в лагеря. Все личные вещи - одежда, обувь, кольца, детские коляски… Многое отправляли в Германию для раздачи немецкому населению. Они грабили трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до газовых камер, шли на изготовление тёплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Золотые зубы переплавляли. Золу от сожжённых тел применяли в качестве удобрения.

4 слайд:

Холокост – всесожжение.

Довольно трудно сосчитать всех жертв нацистского террора. По имеющимся сведениям число жертв Холокоста составило около 6 млн.человек.

5 - 7 слайды

Самые известные лагеря смерти: Бухенвальд, Собибор, Саласпилс, Заксенхаузен. Освенцим.

8 слайд:

Освенцим – самый известный лагерь времён Второй мировой войны, расположен на юге Польши. Немцы называли его Аушвиц – Биркенау, поляки – Освенцим – Бжезинка.

9 слайд:

Это памятник жертвам Освенцима.

На территории Биркенау гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и четыре временные газовые камеры в переделанных для этих целей крестьянских домах и сараях, а также ямы, траншеи, кострища.

10 слайд:

В наши дни на территории лагеря находится музей, посвящённый памяти его узников. В него попадаешь через открытые ворота с печально известной надписью на немецком: «Arbeit macht Frei» ( Труд освобождает – Труд делает свободным) Кого освободил из этого ада труд? Выжившие узники пишут в своих воспоминаниях, что им часто приходилось слышать: из Освенцима есть только один выход – через трубы крематория.

11 слайд:

Так выглядела зона смерти.

Жилые блоки, административные здания. лагерный госпиталь, крематорий…Если не знать, что здесь была зона смерти, всё выглядит аккуратно. Никто не знал в первые дни пребывания в лагере и представить не мог, какие ужасы его ожидают.

Голод.. Развлечения ради часовые частенько бросали через колючую проволоку в толпу заключённых брюкву. Потерявшие от голода разум тысячи людей набрасывались на овощ. Эсесовцам нравилось наблюдать, как заключённые метались, чтобы схватить эту брюкву. Обезумевшая толпа оставляла десятки задавленных и сотни покалеченных тел.



12 слайд: ( начинает звучать «Реквием» 12 – 16 слайды)

Большинство крематориев немцы успели уничтожить

( без всякого комментария, трудно смотреть и говорить что-то)

13 слайд:

Это лица тех, кто стал лагерной пылью, пеплом.

За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех заключённых его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства.

14 - 15 слайды:

Стена смерти. Это только часть стены, восстановленной для музея. С 1941 по 1943 здесь расстреливали заключённых. Сейчас это мемориал памяти, возле него свечи, венки, цветы.

В Освенцим каждый год приезжает около миллиона посетителей со всего мира. Многие из них – это те люди, история семей которых как-то связана с этим страшным местом. Они приезжают, чтобы почтить память своих предков, чтобы взглянуть на их портреты на стенах блоков, чтобы возложить цветы к Стене смерти.

16 слайд:

Массовые казни. Гитлеровцы любили делать снимки массовых казней, многие вели дневник. Вот запись одного из немецких инженеров:

« Для массовых казней использовались ямы, рвы, которые были близ каждого селения, города. Туда подъезжали грузовики, в которых находились мужчины, женщины, дети всех возрастов. По команде эсэсовца, державшего в руке хлыст, им пришлось раздеться. Их заставили отдельно сложить обувь, одежду и нижнее бельё.

Я собственными глазами видел груду ботинок, огромные кучи одежды. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсэсовца, стоявшего на краю ямы. Я пробыл там минут 15 и за всё это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде…»

17 – 18 слайды:

Йозеф Менгеле – немецкий врач, проводивший опыты на узниках Освенцима. Нарушая клятву Гиппократа, врачебную этику, он проводил эксперименты в области биологии и генетики.

« Он всё делал очень быстро. Не дожидаясь смерти своих подопечных, он живьём анатомировал их, с целью скорее определить причину неудачи. Боже! Как кричали эти люди. Я видела палаты с близнецами, над которыми он проводил чудовищные опыты». ( из воспоминаний Зинаиды Лишаковой, чудом оставшейся живой после таких экспериментов)


Все годы после войны Зинаида Лишакова собирала материалы по делу Менгеле. Но его не могли найти. Она не верила, что Менгеле невидимка. Она узнала бы его из тысячи. Да, он был «добрым». Перед началом эксперимента мог угостить ребёнка шоколадкой, пошутить, успокоить…Близнецы были его основным рабочим материалом. Менгеле охотился за ними. Не раз он повторял, что «надо приумножить арийскую расу господ. Немецкие женщины должны рожать гораздо больше близнецов. Задача германской науки – помочь им в этом».

(Дополнительно). Под именем Хельмут Грегор он спокойно умер в 1979 году в возрасте 66 лет в Бразилии. А в 2004 году в Бразилии были опубликованы записи Менгеле, хранившиеся в полиции. Из откровений нацистского преступника явствует, что «Ангел смерти» к концу жизни совершенно не раскаялся в содеянном.

19- 20 слайды:

С 1941 года в Освенциме испытывались средства, предназначенные для массового уничтожения людей. Газ «Циклон Б», который использовался для борьбы с крысами. Подопытным материалом служили советские военнопленные.

Это нельзя забыть!

21 слайд:

Это гранитная плита, на которой высечена надпись:

Да будет на века криком отчаяния

И предостережением для человечества это место,

Где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов

мужчин, женщин, детей из разных стран Европы.

22 слайд:

27 января 1945 года советские войска освободили Освенцим. К моменту прихода советских войск в лагере оставалось не более трёх тысяч заключённых, все трудоспособные были вывезены в Германию, остальные уничтожены.

23 слайд:

В 1947 году на месте лагеря был создан музей «Освенцим – Бжезинка».

В 1967 году здесь был открыт международный памятник жертвам фашизма.

24- 25 слайды: ( звучит колокол памяти)

Освенцим…фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место… Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение – это верный путь к повторению.

26 слайд:

Стихотворение Александра Городницкого. По Освенциму ветер гуляет.

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки цветут меж печей,

И экскурсия нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей.

Вам покажут сожжённые кости, -

Сколько хочешь на пепел глазей.

Приезжайте, пожалуйста, в гости


В тот музей, в тот музей, в тот музей.
Разбирайтесь по двое, по трое –

Каждый день, каждый час, каждый час.

Кто из вас лагеря эти строит,

Кто из вас, кто из вас, кто из вас?

Лучше мне докатиться до «вышки»,

В землю лечь, в землю лечь, в землю лечь,

Чем однажды подбросить дровишки

В эту печь, в эту печь, в эту печь.
Где музеи такие же встанут?

Ни намёка о том, ни слезы, -

На бескрайних степях Казахстана

Или в жёлтой долине Янцзы?

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки растут меж печей…

Кто нам скажет, что нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей?

Заключительное слово:

Обычно после посещения интересного музея в голове появляется много мыслей, чувство удовлетворения. После такой заочной экскурсии остаётся чувство глубокого опустошения и подавленности.

Вот воспоминание одного из тех, кто в наши дни посетил музей Освенцима: «Если ад существует, то я посетил это место. Я чувствовал гнев, боль, и всё моё человеческое восстало против того, что я там увидел, это трудно описать. Это был урок жизни для меня, такой урок должен стать обязательным для всех. Кожу холодил ужас, а сердце разрывалось от сострадания. Я плакал, и я видел, что люди тоже плакали».

Трудно себе представить, насколько масштабной может быть человеческая жестокость! Но это часть нашей истории, которую надо знать, какой бы трагичной она ни была.

Мы обязаны помнить все уроки Второй мировой войны, обязаны думать о том, почему такое произошло, и делать всё, чтобы этот ужас никогда не повторился.