ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка 9 класс.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточной
частью цели.
Учитель: Кралина Елена Евгеньевна
Цели:
-
определять признаки СПП с придаточной частью цели; -
Ррзвивать умение находить придаточные предложения цели и отграничивать их от других видов придаточных; -
совершенствовать речевые, синтаксические, пунктуационные, орфографические, фонетические и морфемные умения .
Раздаточный материал:
1) карточка №1:
Карточка №1
|
2) карточка №2:
Карточка №2
|
3) Эталон выполнения задания на карточке №2:
Эталон выполнения задания. какой? х
х как?
при каком условии?
зачем? х
х чем?
х при каком условии?
х зачем?
х что?
х для чего?
|
4) критерии оценки задания на карточке №2:
-
Критерии оценки:
«5» - 9(+)
«4» - 8-7(+)
«3» - 6-5(+)
5 баллов - материал доработать дома
5) эталон выполнения упражнения №141:
Эталон выполнения упражнения №141. I. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели: зачем? 1. [Сонный старик хотел перешагнуть через постель, (чтобы достать хлеб из сумки), споткнулся и наступил огромной ступней на яичницу]. _ =, (чтобы =), = и =. для чего? 3 . [Я и после успеховх, /достаточных для того/, (чтобы вскружить голову молодому человеку), продолжал учиться]. х сущ для того ___ , , (чтобы =), =. зачем? 4. [Я должен был нанять быков], (чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору). __ = , (чтоб =). 5. (Для того чтобы они поняли нашу правду скорее), [мы должны идти вперед]. (Для того чтобы __ =), ___ = . 7. (Чтобы пройти от двери к роялю), [надо было переступить через пять шатких половиц]. (Чтобы = ), = . II. Сложноподчиненные предложения с другими видами придаточных. что? 2. [Я хочу], (чтобы все меня услышали). (придаточное изъяснительное) что? __ =, (чтобы __ =). чего? гл. 6 . [ Пожела ем ], (чтоб немеркнул правды луч в краю родном). (придаточное изъяснительное) чего? = , (чтоб = _ ). |
Демонстрационный материал: схема «Виды придаточных предложений»
СПП изъяснительное определительное обстоятельственное в опросы косвенных падежей вопросы определения вопросы обстоятельства , что , который , где чтобы какой когда как чей как или где если |
Оформление доски:
звонит, ходатайство, щавель, включить, принял, каталог, красивее, искра |
санаторий, здание, навсегда, смешливая, ярче, унес, смеюсь, сжег, подбежав, убери |
1. Всякий человек выр…жающий в и…ку…стве жизнь народа есть явление великое потому что он своею жизнью выр…жает жизнь ми…ионов. 2. Язык которым говорит человек это ключ(?) к его х…рактеру . 3. Я рассказал всю эту историю что(бы) дать хотя бы отдале…ое понятие о мещерских болотах-мшарах. |
Я отдыхаю , … |
потеплеть – лёд |
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны
учебной деятельности («надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических
рамок («могу»).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней
потребности в учебную деятельность («хочу»).
- Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть у себя на уроке, надеюсь, что все у нас с вами сегодня получится.
- Над какой большой темой мы работаем? (Сложноподчиненные предложения.)
- В чем значимость этой темы? Зачем мы должны учиться различать виды сложноподчиненных предложений? (Чтобы обогащать свою речь различными синтаксическими конструкциями, уметь правильно использовать их в речи, не допускать речевых и грамматических ошибок.)
Лингвистическая разминка. На доске записаны слова.
- В начале урока я предлагаю вам повторить материал по морфологии и фонетике. В словах под цифрой 1 расставьте правильно ударение.
На доске:
1) звонит, ходатайство, щавель, включить, принял, каталог, красивее, искра |
У доски работает 1 человек, класс выполняет задание самостоятельно в тетрадях, затем сверяет работу. В результате на доске и в тетрадях появляется следующая запись:
1) звонит, ходатайство, щаве ль, включить, принял, каталог, красивее, искра |
- В словах под цифрой 2 найдите те, у которых нулевое окончание. Выпишите эти слова.
У доски работает 1 человек, он подчеркивает такие слова и выделяет в них окончания. По окончанию работы производится проверка и объяснение ошибок.
2) санаторий, здание, навсегда, смешливая, ярче, унес, смеюсь, сжег, подбежав, убери |
(Слово санаторий мужского рода именительного падежа, следовательно, в слове нулевое окончание. Слово здание среднего рода именительного падежа, следовательно, окончание в слове –е. Слово навсегда – наречие, это неизменяемая часть речи, поэтому окончание отсутствует. Слово смешливая – прилагательное женского рода именительного падежа, следовательно, окончание –ая. Слово ярче является сравнительной степенью прилагательного, такие прилагательные не изменяются, поэтому окончание в слове отсутствует. Слово унес является глаголом прошедшего времени мужского рода, следовательно, имеет нулевое окончание. Слово
смеюсь является глаголом первого лица единственного числа настоящего времени, следовательно, имеет окончание –ю. Слово сжег является глаголом прошедшего времени мужского рода единственного числа, следовательно, имеет нулевое окончание. Слово подбежав - деепричастие, неизменяемая часть речи, поэтому окончания не имеет. Слово убери - глагол повелительного наклонения второго лица единственного числа, поэтому имеет нулевое окончание.)
В результате на доске появляется запись:
2) санаторий, здание, навсегда, смешливая, ярче, унес, смеюсь, сжег, подбежав, убери |