Файл: Сложноподчиненные предложения с придаточной.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок русского языка 9 класс.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточной

частью цели.

Учитель: Кралина Елена Евгеньевна

Цели:

  • определять признаки СПП с придаточной частью цели;

  • Ррзвивать умение находить придаточные предложения цели и отграничивать их от других видов придаточных;

  • совершенствовать речевые, синтаксические, пунктуационные, орфографические, фонетические и морфемные умения .

Раздаточный материал:

1) карточка №1:

Карточка №1

  1. Через четверть часа я подошел так близко к огню, что мог рассмотреть всех около него.

  2. Там, где прозаик может позволить себе целую страницу, поэт в иных случаях должен довольствоваться одной строфой.

  3. Для того, чтобы сыграть правдиво любую роль, прежде всего надо найти зерно художественного образа.

  4. Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется.

  5. Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

  6. Город есть книга, где каждая улица является страницей.

  7. Когда человек чувствует, что ему не хочется работать, тогда он должен беспокоиться.

  8. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.





2) карточка №2:

Карточка №2

  1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

  2. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с плеч.

  3. Когда человек живет не для себя, когда он растворяется в обществе, тогда его трудно убить.

  4. Для того, чтобы выучиться говорить правду, надо учиться говорить её самому себе.

  5. Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

  6. Всегда отыщешь новизну вокруг, если меняешься сам.

  7. Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать.

  8. Не всё сбывается, что желается.

  9. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.





3) Эталон выполнения задания на карточке №2:

Эталон выполнения задания.

какой?

х

  1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (придаточное определительное)

х как?

  1. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с плеч. (придаточное образа действия)

при каком условии?

  1. Когда человек живет не для себя, когда он растворяется в обществе, тогда его трудно убить. (придаточное условия)

зачем? х

  1. Для того, чтобы выучиться говорить правду, надо учиться говорить её самому себе. (придаточное цели)

х чем?

  1. Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве. (придаточное изъяснительное)

х при каком условии?

  1. Всегда отыщешь новизну вокруг, если меняешься сам. (придаточное условия)

х зачем?

  1. Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать. (придаточное цели)



х что?

  1. Не всё сбывается, что желается. (придаточное изъяснительное)

х для чего?

  1. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. (придаточное цели)






4) критерии оценки задания на карточке №2:

Критерии оценки:

«5» - 9(+)

«4» - 8-7(+)

«3» - 6-5(+)

 5 баллов - материал доработать дома


5) эталон выполнения упражнения №141:

Эталон выполнения упражнения №141.

I. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели:


зачем?


1. [Сонный старик хотел перешагнуть через постель, (чтобы достать хлеб из сумки), споткнулся и наступил огромной ступней на яичницу].

 _ =, (чтобы =), = и =. для чего?

3 . [Я и после успеховх, /достаточных для того/, (чтобы вскружить голову молодому человеку), продолжал учиться].

х сущ для того

 ___ , , (чтобы =), =. зачем?

4. [Я должен был нанять быков], (чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору).

 __ = , (чтоб =).

5. (Для того чтобы они поняли нашу правду скорее), [мы должны идти вперед].

(Для того чтобы __ =),  ___ = .

7. (Чтобы пройти от двери к роялю), [надо было переступить через пять шатких половиц].

(Чтобы = ),  = .
II. Сложноподчиненные предложения с другими видами придаточных.
что?

2. [Я хочу], (чтобы все меня услышали).

(придаточное изъяснительное)

что?



 __ =, (чтобы __ =).
чего? гл.

6 . [ Пожела ем ], (чтоб немеркнул правды луч в краю родном). (придаточное изъяснительное)

чего?



 = , (чтоб = _ ).




Демонстрационный материал: схема «Виды придаточных предложений»

СПП


изъяснительное определительное обстоятельственное

в опросы косвенных падежей вопросы определения вопросы обстоятельства

, что , который , где

чтобы какой когда

как чей как

или где если



Оформление доски:

звонит, ходатайство, щавель, включить, принял, каталог,

красивее, искра




санаторий, здание, навсегда, смешливая, ярче, унес, смеюсь, сжег,

подбежав, убери




1. Всякий человек выр…жающий в и…ку…стве жизнь народа есть явление

великое потому что он своею жизнью выр…жает жизнь ми…ионов.

2. Язык которым говорит человек это ключ(?) к его х…рактеру .

3. Я рассказал всю эту историю что(бы) дать хотя бы отдале…ое понятие

о мещерских болотах-мшарах.




 Я отдыхаю , …




потеплеть – лёд


Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны

учебной деятельности («надо»).


2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических

рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней

потребности в учебную деятельность («хочу»).
- Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть у себя на уроке, надеюсь, что все у нас с вами сегодня получится.

- Над какой большой темой мы работаем? (Сложноподчиненные предложения.)

- В чем значимость этой темы? Зачем мы должны учиться различать виды сложноподчиненных предложений? (Чтобы обогащать свою речь различными синтаксическими конструкциями, уметь правильно использовать их в речи, не допускать речевых и грамматических ошибок.)

Лингвистическая разминка. На доске записаны слова.

- В начале урока я предлагаю вам повторить материал по морфологии и фонетике. В словах под цифрой 1 расставьте правильно ударение.

На доске:

1) звонит, ходатайство, щавель, включить, принял, каталог,

красивее, искра

У доски работает 1 человек, класс выполняет задание самостоятельно в тетрадях, затем сверяет работу. В результате на доске и в тетрадях появляется следующая запись:

1) звонит, ходатайство, щаве ль, включить, принял, каталог,

красивее, искра

- В словах под цифрой 2 найдите те, у которых нулевое окончание. Выпишите эти слова.

У доски работает 1 человек, он подчеркивает такие слова и выделяет в них окончания. По окончанию работы производится проверка и объяснение ошибок.

2) санаторий, здание, навсегда, смешливая, ярче, унес, смеюсь, сжег,

подбежав, убери




(Слово санаторий мужского рода именительного падежа, следовательно, в слове нулевое окончание. Слово здание среднего рода именительного падежа, следовательно, окончание в слове –е. Слово навсегда – наречие, это неизменяемая часть речи, поэтому окончание отсутствует. Слово смешливая – прилагательное женского рода именительного падежа, следовательно, окончание –ая. Слово ярче является сравнительной степенью прилагательного, такие прилагательные не изменяются, поэтому окончание в слове отсутствует. Слово унес является глаголом прошедшего времени мужского рода, следовательно, имеет нулевое окончание. Слово
смеюсь является глаголом первого лица единственного числа настоящего времени, следовательно, имеет окончание –ю. Слово сжег является глаголом прошедшего времени мужского рода единственного числа, следовательно, имеет нулевое окончание. Слово подбежав - деепричастие, неизменяемая часть речи, поэтому окончания не имеет. Слово убери - глагол повелительного наклонения второго лица единственного числа, поэтому имеет нулевое окончание.)

В результате на доске появляется запись:

2) санаторий, здание, навсегда, смешливая, ярче, унес, смеюсь, сжег,

подбежав, убери