Файл: Тема Конституционные обязанности граждан Российской Федерации Уссурийск 2023 Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: «Конституционные обязанности граждан Российской Федерации»

Уссурийск 2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Становление и развитие понятия конституционной обязанности …….……………………………………………………………………………….6

1.1 Обязанности, направленные на обеспечение здоровья, образования и культуры граждан Российской Федерации и ответственность за неисполнение……………………………………………………………….……7

1.2 Понятие и признаки обязанностей гражданина в РФ……………………16

Глава 2. Обязанности, направленные на обеспечение стабильного экономического развития и безопасности государства, ответственность за неисполнение ………………………………………………………………..….15

2.1 Обязанность платить законно установленные налоги и сборы………..22

2.2 Обязанность сохранять природу и окружающую среду……………….22

Глава 3. Механизм осуществления гарантий прав и свобод………………..24

3.1  Реализация прав и свобод личности……………………………………24

3.2 Судебный порядок по реализации конституционного права граждан РФ……………………………………………………………………………..26

Заключение…………………………………………………………………….30

Список литературы………..…………………………………………………..32

Введение

Актуальность темы

Обязанности человека имеют столь же древнюю историю, как и само человечество, т.к. они тесно связаны с отношениями между людьми, являются своего рода гранями взаимодействия между индивидами. Представления человека об обязанностях появились в глубокой древности в виде наиболее общих по содержанию правил поведения (обычаев, табу, ритуалов, моральных и религиозных норм). В результате длительного генезиса в российской правовой системе категория «обязанность» трансформировались от нормы обычного права в конституционную обязанность.

Основной целью российского государства, провозглашенного Конституцией РФ в качестве правового, выступает обеспечение гармонии интересов личности и государства. Это означает такое взаимодействие между указанными субъектами, при котором государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. При этом необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства и личности являются конституционные обязанности граждан, выступающие наряду с правами и свободами. Реализация прав во всех случаях предполагает исполнение обязанностей, возникающих в связи с предоставлением прав самому государству, а также гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Всестороннее исследование проблемы правовой регламентации и практики реализации конституционных обязанностей граждан в Российской Федерации представляется актуальным как с точки зрения науки, так и с позиции правоприменения.


На современном этапе в условиях всё возрастающей роли права в жизни общества вопросы генезиса конституционных обязанностей личности вполне закономерно выдвинулись на первый план. Анализ различных аспектов правовой регламентации и практической реализации конституционных обязанностей граждан в России имеет большое научное, социально-политическое и правоприменительное значение в свете всестороннего развития и совершенствования демократии. Кроме этого, трудно переоценить значение обязанностей граждан в вопросах укрепления законности и правопорядка в современной России, а также их значение для характеристики правового положения личности и ее научных основ в теории права.

Осмысление проблемы конституционных обязанностей обусловлена происходящими изменениями приоритетов ценностей общества, новыми социальными и экономическими условиями жизни страны. Реалистичный взгляд на социальную действительность в России свидетельствует о том, что для нее характерен целый ряд проблем:

− низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан нашей страны;

− недостаточность правовых знаний о конституционных обязанностях;

− нежелание части граждан добровольно исполнять обязанности;

− отсутствие надлежащей информированности населения о неблагоприятных последствиях неисполнения обязанностей.

Объектом исследования выступают: общественные отношения в сфере создания и применения правовых норм, закрепляющих за гражданами Российской Федерации ряд конституционных обязанностей.

Предметом исследования является система конституционно-правовых норм, закрепляющих обязанности граждан РФ.

Целью данной работы является комплексное исследование правовой регламентации и практики реализации конституционных обязанностей граждан в России и мер ответственности за их несоблюдение.

Достижение этой цели обеспечивалось поэтапным решением следующих взаимосвязанных задач:

− и имеющийся по научный ;

− теоретико-правовые современным «», «юридическая », « обязанность»;

− института человека и ;

− классификацию ;

− выяснить на этапе отдельных граждан на Федерации.

исследования на принципах и общественных и явлений. исследования таких , как анализ и , и сравнение, а методов ( норм, , , формально-логического).

В , метод при изучении . Системно-структурный при анализе зрения на обязанностей. при сопоставлении й «», «юридическая », « обязанность» учеными.




1. и развитие обязанности

затрагивали в великие : Г. Гроций, Ш.-Л. , Ж.-Ж. ; российские и правоведы: М.М. , П.И. , Н.М. Муравьев, Г.В. , Л.И. й. Учение об на протяжении . В рамках первоначально не обязанностей на − и правовой. в период « » из общей их особой − обязанностей. В е на сегодняшний различные я юридической .

Так, ряд раскрывают обязанности должного, как вид и меру лица1. точке , обязанность через , то есть как поведения 2.

В юридической "обязанность" выражается "юридическая ". Так М.Н. , определяет как предусмотренную должного лица − в интересах , лица. выступает как , законом вид , обязанного по к другому, субъективными .

конституционных как категории , всего, и содержания . Впервые за всю российской Российской г., отразив , во всех общества, общечеловеческих над другими , закрепив ые и граждан. , она не только Федерацию на с современными , но и породила в российском .

Однако, в правовой "конституционные ти" не должного . Об свидетельствует то, что в 2 Конституции отсутствует е об . Это отрицательно на функционирования конституционных . Когда в назреет проекта соответствующую главу, по авторов, «Права, и обя человека и »3.

имеющиеся ой обязанности на наш взгляд : это конституционно и правовой , которые и гражданину и с его участия в общества, , граждан4.


1.1 , на обеспечение , и культуры Федерации и за

Любая призвана интерес. И конституционных целью реализации , то система граждан та , которая обеспечивает публичных ().

различны по . Одни из них из лица к , другие – не с статусом и на . Существенными кых обязанностей :

  1. всеобщий ;

  2. их обеспечивает ионирование го;

  3. не зависят от го статуса ;

4) на высшем, конституционном .

в зависимости от одни обращены к , только к Федерации. На г налагает объем ; в всех , иностранцев, на нашего , отдельные . Это образом отечества.

В ч. 2 ст. 6 РФ : «Каждый Федерации на ее всеми и и несет , предусмотренные Федерации». и обязанностей принципом, сочетание и интересов, и взаимные , притязания и государства. о том, что « прав без , нет без прав», реальное . При обязанности, как и , реальный .

П всем прав без означало бы свободы и , так как одного как мера других и как их . Конституционные и ы находятся в м м единстве с ями и ответственностью.

П обязанностей , что ни гражданин не или уклоняться от . РФ не могут на какие-то или , порождающие и обязанности. о кх обязанностях и как о
притязания к поведению лиц, на его территории и в нормах, , что обязанности не к гражданам . О различны по , одни из них вытекают из к гражданству , – не связаны с и возлагаются на . В проживает лиц, не являются , не освобождает и их от обязанностей, к уплата и , уважение и других лиц, и окружающей .

Российской следующие человека и :

1) Конституции и ;

2) прав и лиц;

3) забота о и родителях;

4) общего ;

5) о памятниках и ;

6) сохранение и среды;

7) и сборов;

8) .

Все вышеперечисленные систематизировать, в две . Первая, на обеспечение , и культуры Федерации. В эту целесообразно виды : Конституции и ; прав и лиц; забота о и родителях; общего ; о памятниках и ; сохранение и среды. Ко − обязанности, на стабильного и безопасности отнести − и сборов; .

Рассмотрим е и первой подробно. Так в ч. 2 ст. 15 самая , лежащая на , − Конституцию Р и законы. По , она и не на граждан, допустить, из проживающих в лиц, лиц привилегию не . В данной заложено понятие − . Что соблюдение , подзаконных актов, Федерации и самоуправления. Так же предписывает конкретные .

В ч. 5 ст. 13 конкретизируется граждан от действий. В , создание и объединений, и которых на изменение строя и Российской , безопасности , вооруженных , социальной, , и религиозной .

в ч. 3 ст. 17 устанавливает, что и свобод и не должно и свободы лиц. к чужим развитого и нравственных в , особенно другого препятствием желаний. своих за прав одновременным права и . подход к царства . Конституция возможный этого – ею вводит и амбиции в саморегуляции и между и правами.

В ч. 2 ст. 38 две конституционные . Во-первых, заботится о и их . Во-вторых, , достигшие 18 лет, о нетрудоспособных . Эти граждан ответственность за судьбу и детей, они не в обеспечить потребности. и законодательство , вытекающие из обязанностей. В кодекса , не выполняли по воспитанию и или родителей к недостойных (ст.

«Не наследуют по после , в которых в судебном родительских .

По заинтересованного суд от наследования по , злостно от лежавших на них в обязанностей по »5.
В случае родителей от на содержание или от содержания родителей ответственность, ст. 157.

возлагает на обязанность общего , а на или лиц их заменяющих, − получение образования (ч.4 ст. 43). основного сохраняет до подростком 15 лет. Для единственное – поступления без в учебное и ряда . конституционные в п.2 ст. 63 Семейного Федерации, в с родители получение образования; право организации, детьми и их обучения с детей до ими общего . родителями влечет , предусмотренную ст. 5.35. или иными несовершеннолетних по и воспитанию .


образом, данных , он сводится к напоминанию о получения их общего .

обязан о исторического и , беречь и культуры (ч. 3 ст. 44 ). обязанность не только на , к же многие находятся в у граждан.

Эта конкретизирована в «Об объектах (памятниках и ) народов », который в области , , популяризации и объектов (памятников и ) народов и направлен на права на к культурным и обязанности о сохранении и наследия, истории и , а на реализацию и иных в Российской на и развитие самобытности, , и сохранение обитания, и источников о и развитии 6.

В данного также , что культурного ( истории и ) Российской собой для всего Российской и неотъемлемой культурного . охрана наследия из приоритетных органов , органов и местного . с тем на сегодняшний часть и культуры в состоянии, незамедлительных мер по их .

По Минкультуры , под государства 131 800 культурного , при только трети из них - в . В связи с сохранности наследия на контроле Российской 7.

В лиц, которые нарушают обязанность как , так и уголовная . 7.14.1. Федерации об предусматривает за или повреждение наследия ( и культуры) Федерации. У предусмотрена за или объектов (памятников и ) народов , включенных в реестр наследия ( и культуры), культурного или ценностей (ст. 243 УК РФ).

Для нет большей , чем природы, , земли и . окружающей мировым как задача и не государства, но и . Конституция РФ : « обязан и окружающую , относиться к » (ст. 58). Рассмотренная конкретизирована в правовых . Так в 11 Федерального «Об окружающей » : «Граждане : природу и ; бережно к и природным ; иные »8.

В действующем предусмотрено на благоприятную , но гарантия без закрепления сохранять и среду, к природным бы несостоятельной. природы и предусмотрена Российской Ф, где : «Невыполнение , лицами, лесов, и проекта в части и лесов для досрочного аренды , договоров насаждений, а для прекращения (бессрочного) участком или пользования » 9 (ст. 51). Лица, в лесного , административную, , а также . привлечение к за лесного не виновных лиц от выявленное и причиненный вред (ст. 99).

Федерации об предусмотрена за виды : земель (ст. 8.6.); обитания (ст. уничтожение , а также , (ст. 8.30.); нарушение безопасности в (ст. 8.32.); правил обитания или объектов и водных (ст. 8.33.); и находящихся под видов или (ст. 8.35.)

Уголовным Федерации за следующие : вод (ст. 250); загрязнение (ст. 251); морской (ст. 252); земли (ст. 254); охраны и (ст. 255); незаконная ( ) водных (ст. 256); незаконная (ст. 258); добыча и ценных и водных , принадлежащих к , в Красную Федерации и () международными Федерации (ст. рубка (ст. 260); уничтожение или насаждений (ст. 261); особо территорий и (ст. 262).