Файл: Тема Конституционные обязанности граждан Российской Федерации Уссурийск 2023 Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Понятие и признаки обязанностей гражданина в РФ

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль. Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений — обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов. Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

  1. имеют всеобщий характер;

  2. не зависят oт конкретного правового статуса лица;

  3. закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие — только на гражданина Российской Федерации. В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правoвoй ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Конституционные обязанности могут возникать у гражданина и (или) человека, следовательно возможно разделение конституционных обязанностей на обязанности граждан и обязанности людей (сюда необходимо включить лиц без гражданства и иностранных граждан). Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15). Режим законности — незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.


Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности. Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строи общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, кoтoрых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно.

Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налoгообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

Глава 2. , на обеспечение развития и , ответственность за

К , направленным на экономического и государства, м Российской , мы уплату и (ст. 57) и защиту ( .59).

Каждый законно и сборы (ст. 57 РФ). Это требование к и , который в и пользуется деятельности. С государство и безопасность , экономику, , , здравоохранение в общества. и устанавливаются . Они уплачиваются в и в заранее . За уклонение от и порядка налогоплательщики , а в отдельных и ответственность. по уплате и может способами: , поручительством, , операций по в и наложением на налогоплательщика, 10 (ст. 72).

Кодексом об административных ответственность за постановки на в органе (ст. В кодексе предусмотрена за от уплаты и () сборов с (ст. 198).

и в полном налоги и с определенными , установленными в : с материалами , решения и т.д. Конституцией то, что , устанавливающие или ухудшающие , обратной не . Российской .

обязанности , с правами, с достижением , например, . Конституционная по защите следующим :" Федерация и неприкосновенность " (ч.3 ст.4 Конституции РФ). Под прежде ется охрана и ь государства, и неприкосновенности его . В ст. 59 Российской , что защита долгом и Российской .

в полной по несению не входит в по Отечества, т.к. гражданской ( замена по призыву) для РФ, убеждениям или несение , никакого к Отечества не .

В с Федеральным «О обязанности и " воинская РФ предусматривает: а) ; б) обязательную к службе; в) на в службу; г) службы по ; д) в запасе; е) на сборы и сборов в в запасе.



обязанность как из конституционной по Отечества на , Федеральный "О обязанности и " устанавливает граждан, на она . Не подлежат граждане, в виде , женского , не военно-учетной , проживающие за 11.

Призыв на - одна из исполнения . Порядок Положением о на службу Федерации, Правительства от 11 ноября г. N 663( . от 20 мая 2014 г. № на военную граждане в возрасте от 18 до 27 лет. на военную на основании РФ, которые два в год.

Освобождаются от на службу и, , от службы по , признанные не или годными к по состоянию , ученую наук или , в силу и в других , а ряд граждан не по морально-психологическим ( отдельные наказаний, под или дознанием и др.).

Не граждане, отсрочка от на службу. от на военную − это освобождение от на военную , решением по основаниям и в , законодательством.

В гражданина без по повестке на мероприятия, с на военную , гражданин от военной и к уголовной (у от военной и службы ст. или ответственности (н обязанностей по ст. 21.5; уклонение от ст. 21.6; умышленные или документов ст. 21.7.) в с Российской .
2.1 Обязанность платить законно установленные налоги и сборы
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако oбязаннoсть своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.).

Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
2.2 Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждoгo человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).


Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение прирoдooхранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.




Глава 3. Механизм осуществления гарантий прав и свобод

   3.1   Реализация прав и свобод личности.

Органичной составной частью указанного механизма выступают гарантии прав и свобод личности: социальные условия и специальные юридические средства.

Категория механизм обеспечения прав личности» состоит из следующих элементов: правовые нормы, закрепляющие права и свободы; юридические факты возникновения и прекращения данных прав и свобод; деятельность специальных уполномоченных органов, участвующих в обеспечении гарантий прав личности; специальные юридические процедуры, призванные соблюдать, охранять и защищать права и свободы; уровень правовой культуры общества; институт юридической ответственности.

Механизм действий правовых гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, является системой процессуальных норм и государственных органов, реализующих эти нормы в определенном порядке.

Существование такого механизма побуждает участников уголовного судопроизводства ставить вопрос о необходимости реализации своих прав.

Внутренние средства защиты прав и свобод личности

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностейявочныйпри котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;

Заявительный-(уведомительный). 

Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;

Разрешительный-связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).


К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека, и гражданина, относятся:

-Президент РФ, сотрудники Администрации которого ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;

- органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации. - надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законов, издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
3.2 Судебный порядок по реализации конституционного права граждан РФ.

В настоящее время практическая реализация конституционного права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, предусмотренного ст. 33 Конституции Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора [1].